Завершилась комплексная археолого-географическая экспедиция РГО и Института истории материальной культуры РАН по исследованию кургана Туннуг в Республике Тыва. Рассказываем, что нашли археологи при раскопках могильника древних скифов в шестом полевом сезоне.
Курган Туннуг — сложное архитектурное сооружение из дерева, глины и камня диаметром более 110 м (пока раскопки не закончены, точные размеры назвать нельзя). Для удобства работы ученые разделили его на 16 секторов (частей), и в среднем участники экспедиции раскапывают по одной части в год. В этом году они завершили раскопки восьмого сектора.
К настоящему времени изучено уже около половины кургана, и с каждым годом план его конструкции дополняется и становится более детальным. Уже отчетливо видно, что под общей каменной насыпью курган делится на три части: центральное глиняно-деревянное сооружение, каменная стена, окружающая его, и «галерея» между ними.
Центральное глиняно-деревянное сооружение диаметром около 80 м — наиболее сложная часть памятника, состоящая из нескольких «слоев». Сначала на поверхности из бревен длиной до 10 м была выложена конструкция, по форме напоминающая колесо: бревна расположены по окружности и в радиальном направлении, лучами, расходящимися из центра. Поверх этой «сети» выстроены различного размера «стены» и «платформы» из глины; внутри первых находится одно-два бревна. В некоторых отсеках, ограниченных глиняными стенами (напоминают камеру), обнаружены заполненные камнем ямы, в которых также зафиксированы следы деревянных сооружений. Отдельные «камеры» или вся глиняная поверхность целиком была покрыта деревянной конструкцией. Поверх центрального глиняно-деревянного сооружения вместе с «галереей» и каменной стеной положен плотный, сплошной слой камня.
За работой. Фото предоставлено участниками экспедиции
— Основные находки должны быть в центральной части глиняно-деревянного сооружения, но мы этот участок пока не трогаем, так как его надо будет раскопать за один полевой сезон, — объясняет научный руководитель экспедиции, научный сотрудник отдела охранной археологии ИИМК РАН Тимур Садыков. — Все, что мы сейчас находим, — это впускные погребения (когда хоронят в более ранний, большой курган), самые поздние из которых были совершены в VII–VIII веках, когда скифских племен в этой местности уже не было. В прошлом году таких захоронений было несколько, в этом — ни одного. По объему работы сделано столько же, но находок в целом меньше.
В предыдущие годы на поверхности кургана, под камнем, в глиняных конструкциях археологи нашли очень много костей коней, а также разного вида удил и других фрагментов конской узды. Судя по всему, это остатки большого жертвоприношения, совершенного на поверхности кургана, еще до того, как на него уложили камень. В этом сезоне были найдены бронзовые конские удила и псалий аржанского типа, относящиеся ко времени постройки кургана.
— Мы уже находили такие удила и ранее, они довольно четко датируются тем же временем, но в целом похожие существовали и позже, — объясняет Тимур Садыков. — А вот псалий — это достаточно специфичная вещь. В разные периоды эту деталь конской упряжи мастера изготавливали по-разному, и поэтому она может служить своего рода маркером времени.
Бронзовые конские удила, относящиеся ко времени постройки кургана. Фото предоставлено участниками экспедиции
Такие псалии были найдены в большом количестве в кургане Аржан-1, соответственно, их стали называть псалиями аржанского типа. Они распространены не только в Тыве — могут встречаться, например, и в Северном Китае. Псалии аржанского типа относятся к концу IX — VIII векам до н. э., позднее такого вида псалии уже не использовались. Так как псалий и удила были найдены под камнем, то очевидно, что они точно связаны с постройкой Туннуга, то есть кроме того, что дата создания кургана определена в результате радиоуглеродного анализа, теперь она подтверждена еще и с археологической точки зрения — это памятник конца IX века до н. э.
Курганы Туннуг и Аржан-1 относятся к самому раннему периоду скифской истории и оба находятся в Долине царей в Пий-Хемском кожууне, где на небольшой территории (примерно 20 км в длину) сконцентрировано множество огромных царских усыпальниц. Их строили представители одной и той же культурной традиции, связанной со скифами, — всадники, кочевники, у которых уже есть оружие, а в украшениях присутствует звериный стиль. В более позднее время их потомками был возведен курган Аржан-2, исследованный в начале XXI века и поразивший богатством неразграбленного захоронения. Все эти курганы строились для царей.
Одна из загадок кургана Туннуг — он находится в труднодоступном месте, в низине, в болоте, где обычно не хоронили. На вопрос, почему одного из скифских вождей погребли в таком гиблом месте, однозначного ответа нет. Ученые выдвинули несколько гипотез. По одной из них, за прошедшее с момента погребения время произошли сильные климатические изменения, а тогда в этом месте было достаточно сухо. Эту версию проверяют геоморфологи, но пока они склоняются к мысли, что там все равно было достаточно влажно. По второй — скифы, возможно, хотели спрятать курган от грабителей, поэтому возвели его не на виду, а в стороне от основных торговых путей.
— Мы не знаем, что находится в центре Туннуга, богаче он или беднее остальных курганов Долины царей, — отмечает Тимур Садыков. — Мы можем сравнивать только с Аржаном-1, а в нем центральная часть полностью ограблена еще в древности (вообще, 99% всех скифских курганов ограблены). Все было полностью вынесено, осталось только несколько костей. Хотя попадались отдельные фрагменты золота и бирюзы. В тот период золотые изделия инкрустировались бирюзой, поэтому советский историк, археолог, антрополог Михаил Грязнов, занимавшийся раскопками могильника, предположил, что найденные фрагменты драгоценного камня, по-видимому, входили в состав золотых украшений и были случайно обронены грабителями. В основном в кургане сохранились только следы конских жертвоприношений, но с исторической точки зрения это не умаляет значимости этого памятника.
Псалий "аржанского" типа. В разные периоды эту деталь конской упряжи мастера изготавливали по-разному, и поэтому она может служить своего рода маркером времени. Фото предоставлено участниками экспедиции
Специалисты считают, что построить Туннуг было гораздо сложнее, чем Аржан-1 и уж точно чем знаменитый Аржан-2. Последний по размерам меньше (его диаметр примерно 80 м), сооружен он недалеко от каменоломни и на полтора столетия позже, когда традиция возведения больших курганов уже давно сложилась. Со временем скифские памятники уменьшаются в диаметре, но увеличиваются в высоту. Если Туннуг был не больше 2 м, то Анжан-2 — уже 3 м, кроме того, центральное погребение находилось в двойном срубе в яме глубиной 4–5 м и размером примерно 5 х 5 м, которую засыпали землей и только после этого возвели курган. В Аржане-1 умершего не закапывали, а клали на землю и над ним сверху строили курган. В Туннуге погребение теоретически тоже должно быть на поверхности, но что там в реальности, ученые узнают только после того, как завершат раскопки.
— Среди находок этого года была, конечно же, и керамика, — делится Тимур Садыков. — Керамика считается массовым материалом в археологии, но в нашем случае ее находка тоже значима, потому что это не поселение, а ритуальное место. Соответственно, если кто-то разбил какой-то сосуд, то он его зачем-то сюда принес. Керамики не так много, и она в основном относится к более позднему времени. В 2019 году мы раскопали огромный комплекс погребений уже не скифского, а более позднего периода, III–IV веков н. э. Там было много сосудов, и та керамика, которую мы нашли в этом году, скорее всего, судя по формам, относится к этому периоду, то есть это место посещалось, и еще очень долгое время тут устраивались новые захоронения и проводились новые ритуалы.
Для более поздних обитателей этих мест такие курганы, как Туннуг, могильник предыдущих поколений, людей, которых лично уже никто не застал, все равно выступали в качестве священных мест. Люди их не разрушали, а рядом прихоранивали своих умерших, чтобы сделать священное место еще более почитаемым. Пока археологи не обнаружили впускных погребений ближе 40 м от центра, видимо, существовала какая-то «красная черта». Какова тогда была продолжительность жизни у представителей скифских племен, точно сказать сложно. Вплоть до Нового времени, до изобретения средств дезинфекции, детская смертность по всему миру была очень высокой. Но если люди вырастали и не были убиты в сражениях, то доживали до 40–50 лет. Иногда возраст умерших людей, найденных во впускных захоронениях, специалисты определяли как 65+, но таких останков мало.
К настоящему времени изучено уже более половины кургана Туннуг. Фото предоставлено участниками экспедиции
Также в них встречаются кости не только лошадей, но и другого крупного и мелкого рогатого скота. В скифское время основой животноводства был конь, выращивали баранов и коров, но мало. В более поздний период жители использовали коней в основном для передвижения, а для еды держали овец, коз, коров, баранов, поэтому в комплексах, возведенных ими, археологи находят больше костей этих животных.
— Археологическая коллекция сезона 2023 года (32 артефакта) будет передана в Национальный музей Республики Тыва им. Алдан-Маадыр, — делится Тимур Садыков. — В ходе экспедиции получен не только археологический, но и антропологический, палеозоологический и дендрохронологический материал, все образцы переданы для изучения соответствующим специалистам. Дальнейшее изучение древнего памятника, кургана Туннуг, представляет исключительный интерес — у конструкции, которая лежит в его основе, аналогов нет. После завершения полевых работ содержащие глиняные конструкции участки краев раскопа мы закрыли геотекстилем и прижали деревянными щитами, что позволит избежать их разрушения до следующего сезона, когда раскопки будут продолжены. Тем не менее сложная природная обстановка, постоянные наводнения неминуемо вредят сохранности памятника, и раскопки, конечно, желательно ускорить.