Атлас для моряков и чертежи водных путей России XIX века: на Геопортале РГО уже 20 тыс. старинных документов

Визит посольства Малайзии в петербургскую Штаб-квартиру РГО. Фото: Ольга Семенова, пресс-служба РГО

Визит посольства Малайзии в петербургскую Штаб-квартиру РГО. Фото: Ольга Семенова, пресс-служба РГО

Атлас для моряков и чертежи водных путей России XIX века: на Геопортале РГО уже 20 тыс. старинных документов Атлас для моряков и чертежи водных путей России XIX века: на Геопортале РГО уже 20 тыс. старинных документов

За девять лет своего существования виртуальное хранилище РГО пополнилось 20 тыс. артефактов. Здесь каждый желающий может познакомиться с уникальными документами: от первых карт Московии и Тартарии XVI века до планов времен Великой Отечественной войны. В материале расскажем, почему коллекции Геопортала — не просто архив, а связующая нить между прошлым и будущим.

В 2025 году портал РГО пополнился рядом новых карт. Среди них британский морской атлас 1927 года, по которому капитаны прокладывали маршруты через Северное море после Первой мировой войны, и судебно-статистический атлас 1873 года — наглядное свидетельство судебной реформы Александра II. На ресурсе также можно детально изучить инженерные чертежи 1897 года, сохранившие память о масштабных проектах модернизации водных путей России. Многие из них опередили свое время. 

— Создать Геопортал РГО для объединения архивных и новых картографических материалов предложил Президент РГО Сергей Шойгу на съезде Общества в 2014 году, — рассказывает Первый заместитель Исполнительного директора РГО Илья Гуров. — Весной 2016 года на ресурсе появились первые проекты, сейчас количество артефактов достигло 20 тыс. В текущей геополитической обстановке сфера топонимики требует особого внимания, поскольку в последнее время русские названия, географические данные, которые привезли наши исследователи и ученые из экспедиций, постепенно исчезают с мировых карт. В эпоху тотального искажения фактов важно документально фиксировать подлинные свидетельства ключевых исторических событий и научных открытий — все это пригодится будущим поколениям.

 Откуда берутся карты

Если «перенестись» на первый этаж Штаб-квартиры РГО на пер. Гривцова в Санкт-Петербурге, то можно увидеть, как в драйверных шкафах (специальных «сейфах», защищающих артефакты от сырости) хранятся картографические материалы Общества. Здесь поддерживается определенный уровень влажности и специальный световой режим. Как рассказал заведующий Картографическим фондом Егор Орлов, собрание начало формироваться одновременно с основанием РГО в 1845 году и вот уже на протяжении 180 лет продолжает пополняться собственными изданиями — за счет даров попечителей и членов РГО, личных коллекций карт российских ученых и исследователей.

Маршрут экспедиции Юлия Шокальского. Карта: Геопортал РГО

Маршрут экспедиции Юлия Шокальского. Карта: Геопортал РГО

В 1912 году русский географ и картограф Юлий Шокальский отправился в Трансконтинентальную экспедицию через всю территорию США — от Атлантического океана до Тихого и обратно. Он привез из этой поездки сотни карт — топографических и геологических. Все документы затем были переданы в Русское географическое общество. Одним из самых значительных стал дар 1947 года: дочь академика Ю. М. Шокальского Зинаида Юльевна после Великой Отечественной войны отдала Обществу всю библиотеку отца — около 13 тыс. изданий. 

В РГО были переданы личные коллекции карт великого князя и первого председателя РГО Константина Николаевича, адмирала Михаила Лазарева и ученого-геодезиста Федора Шуберта. Здесь же находятся документы, которые помогли проложить Дорогу жизни — единственную транспортную магистраль, связывающую осажденный Ленинград со всей страной. Исследователи могут ознакомиться с результатами первой комплексной экспедиции РГО, проведенной под руководством Эрнста Гофмана, в частности с «Картой Северного Урала и берегового хребта Пай-Хой». 

Собрание наглядно показывает эволюцию представлений о мире. Постепенно материалы фонда оцифровываются, а затем публикуются на Геопортале РГО.

Как документы становятся виртуальными

Процесс оцифровки — ювелирная работа. Каждый лист бумаги, будь то рукописный эскиз адмирала Колчака или «План столичного города Санкт-Петербурга» 1830 года, требует бережного обращения. Специалисты используют специальные сканеры, чтобы получить детальные изображения без вреда для оригинала — они оцифровывают артефакты без физического контакта с их поверхностью. В отличие от обычных сканеров, где документ кладется на стекло, в бесконтактном устройстве камера может «висеть» над картой и фотографировать изображение по частям. 

Оцифровка решает сразу несколько задач. Во-первых, это сохранность. Цифровая копия позволяет изучать карту, не подвергая риску оригинал. Во-вторых, доступность. Исследователь из любой части мира теперь может изучить, скажем, «Этнографическую карту Европейской России» члена-учредителя РГО Петра Кеппена, не приезжая в Санкт-Петербург. Некоторые карты поступают в фонды РГО с дарственными надписями. 

Процесс оцифровки. Фото: Владимир Нескромный, пресс-служба РГО

Процесс оцифровки. Фото: Владимир Нескромный, пресс-служба РГО

От даров — к цифровым коллекциям

Создание Геопортала — это не просто перенос старинных карт в цифру. Документы прошлого можно накладывать на современные карты, отслеживать изменения ландшафтов, проводить сравнительный анализ географических объектов. Самые ценные коллекции расположены на главной странице сайта. На Геопортале они представлены максимально детально.

— За последний год мы добавили на портал 2753 материала, — рассказывает администратор Геопортала Ангелина Гнеденко. — Из самых интересных последних коллекций — чертежи сооружений Либавского коммерческого порта (1899) и серия разновременных (с середины XIX по начало XX века) атласов реки Волги. С их помощью можно исследовать динамику всего русла реки до момента начала регулирования стока и строительства водохранилищ.

Из других новинок Геопортала РГО 2025 года стоит отметить «Атлас Северного моря», изданный в 1927 году британской фирмой George Philip & Son Ltd, которую основал картограф Джордж Филип. Документ был создан в мире, который только начал приходить в себя от последствий Первой мировой войны. В 1920-е годы, известные как эпоха процветания, международная торговля и судоходство активно восстанавливались. Северное море было оживленной транспортной артерией, связывающей Великобританию с континентальной Европой — Германией, Нидерландами, Скандинавией. Атлас использовался капитанами грузовых и пассажирских судов для безопасной навигации в этих водах. Этот документ — свидетель рождения нового мирового порядка, отражающий геополитическую ситуацию того времени.

«Атлас Северного моря». Карта: Геопортал РГО

«Атлас Северного моря». Карта: Геопортал РГО

В этом году на Геопортале РГО появился «Судебно-статистический атлас» Министерства юстиции Российской империи 1873 года. Из документа можно понять, сколько человек в каждой губернии привлекались к уголовной ответственности и сколько из них было оправдано. Атлас — следствие судебной реформы Александра II 1864 года. Эта реформа отменила сословные суды, ввела гласность, состязательность сторон, суд присяжных и принцип несменяемости судей. 

— Пользователь может, например, найти все карты нужного автора, материалы определенной местности или посмотреть примеры всех топографических карт, имеющихся в доступе, — добавила Ангелина Гнеденко. — Система каталога со временем дорабатывается, добавляются новые разделы. Сейчас на портале более 500 коллекций, такой объем материалов нуждается в постоянной систематизации.

Еще один новый документ чертежи к трудам IV Съезда русских деятелей по водяным путях 1897 года. Эти инженерные решения родились в период промышленного подъема в России конца XIX века, известного как золотое десятилетие русской промышленности. Чтобы поддержать растущую экономику, стране необходимо было развивать современные транспортные артерии. Съезд стал мозговым центром, где инженеры и экономисты искали пути решения этой задачи.

В это время дореволюционная Россия мыслила категориями масштабного национального развития и готовилась к вызовам нового, XX века. Чертежи 1897 года сохранили проекты, которые должны были модернизировать речные системы европейской части России. Предлагалось построить новые шлюзы, углубить фарватеры и соединить бассейны разных рек. Многие из этих идей, такие как развитие Мариинской водной системы или улучшение судоходства на Днепре и Волге, предвосхитили более поздние решения советских инженеров. 

Научные архивы РГО. Снимок сделан во время визита посольства Малайзии в петербургскую Штаб-квартиру РГО. Фото: Ольга Семенова, пресс-служба РГО

Научные архивы РГО. Снимок сделан во время визита посольства Малайзии в петербургскую Штаб-квартиру РГО. Фото: Ольга Семенова, пресс-служба РГО

Эти документы ценны тем, что ранее их было трудно найти в свободном доступе, а теперь же их могут посмотреть и изучить исследователи, краеведы и просто любители истории.

Мария Булдакова

102 просмотра