
Якутский праздник Ысыах на Фестивале Русского географического общества. Фото: пресс-служба РГО
Центральным событием Фестиваля Русского географического общества 19 июля стал национальный праздник якутского народа Ысыах. Это было единственное мероприятие, ради которого парк «Зарядье» предоставил Луг — большую зеленую поляну на возвышении напротив амфитеатра. Ни одна другая площадка не смогла бы вместить такое количество участников и зрителей.
Аналоги Ысыаха существуют во многих культурах. Наверное, самый известный у нас в стране — татарский Сабантуй. Однако у якутов праздник, отмечающий приход лета, наполнен особенно глубоким мистическим значением и воплощает самые важные смыслы народа, центральный из которых — торжество света над тьмой.
Отчасти это объясняется суровыми климатическими условиями региона, где проживает народ саха. Три населенных пункта Якутии (город Верхоянск, села Оймякон и Томтор) считаются самыми холодными точками Северного полушария. Легко понять, почему в далеком прошлом короткое лето воспринималось как благодать. А верховное божество якутской мифологии Тойон является персонализированным образом солнца. Сквозь века люди пронесли трепетное отношение к мировоззрению предков и сегодня строго следуют издавна установленным обрядам.
Место, где проходит основное действо Ысыаха, символически ограждено по кругу лентой. В центре устанавливается коновязь — сэргэ. Она символизирует Мировое древо, которое соединяет собой три мира: Нижний (царство темных сил), Средний (здесь живут люди) и Верхний (место обитания божеств айыы).

Танец осухай вокруг сэргэ, символизирующего Мировое древо. Фото: пресс-служба РГО
Мужчины зажигают курения, и начинается ритуал очистки места проведения праздника. Благодатный дым наполняет поляну. На площадке появляются девушки в белых костюмах. Они исполняют танец стерхов. Говорят, будет счастье тому, кто увидит танец белых лебедей — одно из самых завораживающих зрелищ в живой природе.
Проводить Ысыах в Москве — помимо тех, что устраивают в самой республике, — стало доброй традицией. Обычно площадкой для него в столице становится парк «Коломенское», но в этом году впервые за 19 лет главный праздник народа саха, благодаря Фестивалю РГО, переместился буквально под стены Кремля.
Каждый год празднование Ыысаха в Москве организует один из улусов (районов) республики. В этом году честь выпала Амгинскому. Он расположен на северо-востоке центральной части Якутии и знаменит своим земледелием — казалось бы, нетипичным для этих мест занятием. Однако факт есть факт: здесь, на севере, летом отливают золотистым цветом пшеничные поля.
Когда ведущий говорит про уникальность такого явления в масштабах всего мира, на сцену выплывают под музыку три нимфы в длинных нарядных костюмах. Их создали якутские художник-модельер Августина Филиппова и мастер Евдокия Давыдова. Помимо впечатляющих платьев у трех девушек очень интересные головные уборы, у каждой — свой. Один украшает стилизованное изображение таежной земляники, другой — пшеничного колоса, третий — сардааны, красивейшего цветка Якутии. Ведущий поясняет, что это своего рода природные символы Амгинского района.
Между тем вот-вот начнется Алгыс — обращение к верхним божествам. В буквальном переводе это благословение, восхваление, мольба. Обряд проводит шаман, или, точнее, алгысчыт. В возникшей тишине, повернувшись к востоку, откуда восходит солнце и происходит благость, алгысчыт обращается к верховным божествам, прося их о благополучии и процветании. В заключение он громко и отчетливо произносит ритуальное восклицание «Уруй айхал!» («Слава тебе!»), адресованное Создателю. Вслед на ним все собравшиеся повторяют: «Уруй айхал!» «Айхал мичил!» — возвышает голос шаман. И людской хор подхватывает: «Айхал мичил!», что означает «радость».
Когда обращение к духам верхнего мира произнесено, начинается окропление земли кумысом. Этот напиток не просто вкусен и чрезвычайно полезен. У народа саха он имеет сакральный смысл, являясь воплощением силы и изобилия, «белой благодати». А лошадь, его дарующая, почитается как священное животное. Именно в конце июня — начале июля, когда трава наливается соком, кобылицы дают приплод. А значит, будет жизнь и у людей. С давних времен именно лошадь была главным помощником, а подчас и спасителем человека в этих суровых местах.

Окропление земли кумысом. Фото: пресс-служба РГО
На церемонии открытия праздника постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, первый заместитель председателя правительства республики Андрей Федотов напомнил о том, что в 1944 году в тогдашней Якутской АССР был проведен Ысыах, первый с начала войны. Он укрепил дух народа и веру в скорую победу над врагом. И сегодня, в Год защитника Отечества, объявленный Владимиром Путиным, и Год защитника Родины, отмечаемый в республике, Ысыах призван поддержать наших бойцов. 12 якутян за время проведения СВО удостоились звания Героя России.
— Традиции, как живые корни большого дерева, питают и укрепляют нас. В них — несокрушимая сила нашей Родины, — резюмировал Андрей Федотов.
Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков отметил, что каждый, кто приходит на Ысыах, ощущает тепло, доброту, радушие.
— В этом весь якутский народ, — подчеркнул он. А затем огласил приветствие мэра Москвы Сергея Собянина:
«Праздник лета раскрывает красоту самобытной культуры, демонстрирует традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколения. В этом торжестве богатство и мудрость народа, проживающего в самом большом регионе РФ. В Москве Ысыах стал ярким событием культурной и общественной жизни, праздник дарит людям радость душевного общения, атмосферу добра и дружбы».
Ритуал открытия завершается символической трапезой — всех присутствующих угощают кумысом и кусочками мяса. После этого гости входят в круг и все вместе исполняют хороводный танец осухай, девять кругов которого символизируют солнце и одновременно людское единение.
Далее праздник продолжается различными состязаниями. Среди них — перетягивание веревки и деревянной палки, перенос большого камня на расстояние и, конечно же, национальная борьба. Победители состязаний всегда удостаивались высоких почестей. Образ главного победителя игр предков символически соотносился с героем эпоса «Олонхо». В 2005 году ЮНЕСКО назвало его одним из шедевров нематериального наследия человечества.
Весь субботний день на многочисленных площадках Фестиваля РГО «Чудеса России» шли мероприятия, связанные с историей и культурой Якутии. Посетители болели за участников турнира по мас-рестлингу (того самого состязания по перетягиванию палки), в котором соревновались как мужчины, так и женщины. И кстати, не только из самой республики — оказывается, этот вид спорта популярен во многих регионах страны, в том числе в Москве. На мастер-классах гости фестиваля учились делать традиционные якутские сувениры, осваивали технику национального шитья кыбытык, пробовали себя в бисероплетении и «шерстяной акварели». В лекториях тем временем рассказывали о вечной мерзлоте и путешествиях по якутским рекам. А на главной концертной площадке выступали мастера искусств Республики Саха. Даже дождь, случившийся под вечер, не смог омрачить праздничное настроение участников и гостей предпоследнего дня Фестиваля РГО.
Айхал мичил!
Айвар Валеев