Битва за Арктику: чем так привлекательны заполярные территории

Битва за Арктику: чем так привлекательны заполярные территории Битва за Арктику: чем так привлекательны заполярные территории

Существует легенда. Сталину показали карту Арктики и спросили, докуда будут простираться советские земли? Он взял карандаш, отчертил две линии от границ Советского Союза до Северного полюса и сказал: "Вот так хорошо". С 1926 года территория, ограниченная меридианами 32°4’35" восточной долготы и 168°49’30" западной долготы, объявлялась территорией СССР. Так было до 1991 года, когда для международного судоходства открыли Северный морской путь. В это же время арктические соседи стали возмущаться, что России принадлежит слишком много Арктики. И... правительство Ельцина пошло на уступки. Что привлекает иностранцев в этой безжизненной ледяной пустыне? И каков правовой статус северных территорий сейчас?

Когда за экстравагантностью скрывается дальновидность

В августе 2019 года президент США Дональд Трамп предложил купить Гренландию у Дании. За бессрочное владение островом он предлагал $600 млн. Многие сначала высмеяли странноватое предложение: зачем Америке Гренландия? Там льды, белые медведи и абсолютно непригодные земли. Но не всё так просто. Дания относится к странам Арктического региона и имеет право на свой кусок Арктики. А это огромные залежи углеводорода, редкоземельные металлы и возможность контролировать трафик судов по Северному морскому пути, которому прочат в ближайшие годы заменить Суэцкий канал.

Гренландия. Фото: wikimedia.org

Гренландия. Фото: wikimedia.org

Пока датчане отказались от столь выгодной сделки за их "ледяную каменюку", сказали, самим пригодится. Но нельзя быть уверенными, что навсегда. США умеют убеждать правительства разных стран скинуть "балласт". В 1867 году выше упомянутая Дания продала Америке Виргинские острова за $7,5 млн, а Российская империя — Аляску за $7,2 млн. Стоит ли говорить, что вложенные деньги окупились предприимчивыми американцами за год? И, кстати, не будь у Америки Аляски, не было бы у них и своего, пусть небольшого, арктического сектора.

К Гренландии США стали приглядываться после Второй мировой войны. В 1946-м администрация президента Гарри Трумэна предложила Копенгагену продать Штатам остров за $100 млн — в переводе на сегодняшние деньги это $1,3 млрд. Датчане отклонили это предложение и в 1953 году изменили статус Гренландии, чтобы остров стал регулярной неотъемлемой частью Дании, а не колонией.

Арктическая синь. Фото: Вера Костамо

Арктическая синь. Фото: Вера Костамо

Чем богаты?

Арктика — один из самых непригодных для жизни регионов мира. Здесь не выживешь без специальной одежды и снаряжения, а труд учёных, промысловиков или нефтяников сопоставим с работой космонавтов. И всё-таки люди сюда стремятся.

Первой промышленную добычу нефти в Арктике начала Канада в 1920 году. В 60-е годы советская геологоразведка открыла огромные залежи углеводородов в Ямало-Ненецком автономном округе. Всего за полярным кругом открыто свыше 400 наземных месторождений нефти и газа. На 60 ведётся разработка, а 40 из них относятся к российскому сектору Арктики.

Нефтяная платформа Приразломная. Фото: Евгения Веденеева

Нефтяная платформа Приразломная. Фото: Евгения Веденеева

На шельфе Баренцева моря разведано 11 месторождений: четыре нефтяных, среди них Приразломное; три газовых; три газоконденсатных, в том числе Штокмановское; одно нефтегазоконденсатное. Суммарные извлекаемые ресурсы Российской Арктики оценивают в 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, запасы газа — в 69,5 трлн кубометров.

Приразломное — единственное месторождение на российском арктическом шельфе, где добыча нефти уже началась. Нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые отгружена с Приразломного в апреле 2014 года. Месторождение открыли в 1989 году, оно содержит более 70 млн тонн извлекаемых запасов нефти. Приразломное — уникальный российский проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Впервые добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся с морской ледостойкой стационарной платформы. Она позволяет выполнять все технологические операции — бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры и т.д.
Фото: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов

Впрочем, изобилие углеводородов на шельфе не означает немедленное начало добычи. Например, крупнейшее в мире Штокмановское месторождение в Баренцевом море содержит около 3,9 трлн кубометров газа и около 56 млн тонн газового конденсата. Пока его разработка приостановлена. В том числе из-за слишком больших расходов и новых проектов по добыче сланцевого газа.

И это далеко не всё. По оценкам экспертов, в Арктике находится до 13% ещё не открытых мировых запасов нефти и до 30% — газа.

Правовой статус Арктики

Вопреки народной молве, Сталин не имеет отношения к разграничению Арктики. Первой свои границы до полюса определила Канада, а потом, глядя на неё, все остальные страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану: Россия (СССР), Норвегия, Дания, владеющая Гренландией, США и Канада. Договор подписали в 1920 году. Секторный подход определял правовой статус островов и земель, но никак не акваторий этих секторов.

Фото: Анастасия Заговенкова

Фото: Анастасия Заговенкова

В 1982 году ООН выпустила Конвенцию по морскому праву. Главная мысль документа: территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Как это работает в Арктике? У берегов каждой из стран есть 12-мильная зона, которая признаётся суверенными территориальными водами. Следующие 200 миль — исключительная экономическая зона со свободным судоходством, в пределах которой государство получает контроль над природными ресурсами. Любая из стран, подписавших конвенцию, сможет доказать, что её континентальный шельф простирается в глубь Арктики на расстояние более 200 миль, и сможет претендовать на ресурсы, расположенные в этой зоне. Россия присоединилась к соглашению в 1997 году.

Континентальный шельф — материковая отмель, подводная окраина материка, примыкающая к суше. Для неё характерно общее с материком геологическое строение. По сути, шельф — это материковая почва, затопленная океаном. Границы шельфа — берег моря или океана с одной стороны и так называемая "бровка" (резкий изгиб поверхности морского дна, переход к материковому склону) — с другой.

И до сих пор отдельного документа, который бы определял правовой статус Арктики, не существует.

Отщипнуть свой кусок пирога

На деле Конвенция 1982 года лишь усложнила установление границ. Основной спор разгорелся вокруг хребта Ломоносова, который протянулся по дну Ледовитого океана от Новосибирских островов до владений Канады и Гренландии. По прогнозам, этот участок шельфа — один из самых богатых запасами углеводородов. Общий объём нефтегазовых ресурсов в зоне Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, по оценкам Минприроды, может достигать 5 млрд тонн условного топлива.

Графика: пресс-служба РГО

Графика: пресс-служба РГО

Россия претендует на самые большие территории арктического шельфа: примерно 1,2 млн кв. км, включающие в себя части хребтов Ломоносова, Менделеева и Гаккеля. Для сравнения: площадь всего Северного Ледовитого океана составляет 14,750 млн кв. км. Соседние страны не признают обширные полярные владения России и пытаются откусить свой кусок арктического пирога. Канада неоднократно заявляла, что хребет Ломоносова может быть продолжением геологической структуры Северо-Американского континента, а значит, и зоной её экономических интересов. В этом её поддерживают Соединенные Штаты, выражая "обеспокоенность увеличением российского присутствия в Арктике". Однако американцы не могут подавать заявки в Комиссию по границам континентального шельфа, так как до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву.

Кстати:

В ноябре 2020 года эскадренный миноносец США "Джон Маккейн" нарушил морские границы России в Тихом океане. После того как к судну выдвинулся российский корабль "Адмирал Виноградов", миноносец поспешил к своим берегам. Этот инцидент стал возможен как раз потому, что воды эти относятся к России согласно конвенции ООН. А США не признают ни документ, ни принятые согласно ему решения ООН. С точки зрения формальной логики каждая из сторон конфликта находилась в своём праве.

Буровая платформа Арктическая. Фото: Евгения Веденеева

Буровая платформа Арктическая. Фото: Евгения Веденеева

Норвегия пока не соперничает с Россией за право обладать сокровищами подземных недр Ледовитого океана. В 2010 году наша страна заключила со приполярной соседкой соглашение о совместной добыче ресурсов в районе хребта Ломоносова и подарила Норвегии примерно 80 тыс. кв. км спорной акватории в Баренцевом море, где, по подсчётам норвежских специалистов, может залегать около 2 млрд баррелей углеводородов. Их стоимость оценивается в $30 млрд.

Тем временем Дания нанимает учёных, чтобы доказать, что хребет Ломоносова - продолжение Гренландии. В 2014 году Копенгаген уже подал заявку о продлении внешней границы своего континентального шельфа в Северном Ледовитом океане и в случае успеха может претендовать на значительную его часть. 

Фото: Кирилл Уютнов

Фото: Кирилл Уютнов

Что касается хребта Менделеева, то там неясностей больше. Российские учёные уверены, что он имеет континентальную природу. Некоторые наши конкуренты утверждают, что мы имеем дело с океанической корой. Впрочем, Канаде выгодно, чтобы это оказался именно континентальный шельф, так как хребет Менделеева соединяется в одно целое с хребтом Альфа, который примыкает к Канадскому Арктическому архипелагу.

Россия подавала заявки на расширение своего арктического шельфа в 2001 и 2015 годах, а затем укрепила свою заявку новыми научными доказательствами.

Графика: пресс-служба РГО

Графика: пресс-служба РГО

Одна из заявок оказалась удовлетворена. В 2014 году России отошёл шельф площадью 52 тыс. кв. км в Охотском море. А в апреле 2019 года подкомиссия ООН заявила о геологической принадлежности территорий, включённых в расширенные границы континентального шельфа, к структурам продолжения шельфа и континента России. Итоговое решение планировали принять в течение следующих двух-трёх сессий, но помешал коронавирус.

Новый Шёлковый путь

Но основная арктическая битва будет даже не за природные богатства — у России есть Северный морской путь (СМП). Это кратчайшая дорога из Азии в Европу. Только представьте: расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, а по Северному морскому пути — всего 5770. Экономическая разница ощутима.

"Михаил Сомов" в Арктике. Фото: Кирилл Уютнов

Материалы по теме
Все
Статьи и репортажи
Новости
Лектории
24 июля 2024
Ямал + Папуа: кочевые культуры севера и юга
Лекция руководителя компании Mzungu Expeditions и учёных-антропологов
Подробнее
18 июля 2024
По следам двух капитанов
Лекция об арктической авиаэкспедиции
Подробнее
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
01 декабря 2023
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее
16 ноября 2022
На фоне северного сияния: как Николай Юргенс открыл полярную станцию
Подробнее
01 ноября 2022
От Антарктиды до Аляски: две кругосветки художника Павла Михайлова
Подробнее
26 октября 2022
Крепкий орешек "Фрам": как Фритьофу Нансену удалось обхитрить арктические льды
Подробнее
Показать еще Загрузка