Большой Никифор: как человек без образования дважды получил медаль Академии наук

Большой Никифор: как человек без образования дважды получил медаль Академии наук Большой Никифор: как человек без образования дважды получил медаль Академии наук
Памятник в честь полярного исследователя Никифора Бегичева в поселке Диксон. Фото: https://goskatalog.ru

Памятник в честь полярного исследователя Никифора Бегичева в поселке Диксон. Фото: https://goskatalog.ru

150 лет назад, 27 февраля 1874 года, в селе Царев родился Никифор Бегичев. По прошествии многих лет ему, крестьянскому сыну, будет обязан жизнью будущий Верховный правитель России Александр Колчак, а сама фамилия Бегичевых на века останется на всех географических картах.

Путь на север

Учиться крестьянскому сыну из многодетной семьи (у Бегичевых было шестеро детей) времени не оставалось, он окончил лишь два класса. Работать приходилось день напролет: батрачить, помогать родителям с собственным хозяйством, ходить с рыбаками в дельте Волги и на Каспии. Уже тогда проявилась его тяга к моряцкому делу.

«Ничему его не учили. Ребенком он сроднился с водной стихией, по душе ему была волжская ширь. Отсюда его отвага… любовь к свободе наряду с верностью к долгу».

Петр Устимович «Боцман Бегичев»

Когда Никифору исполнился 21 год, его призвали на военную службу — он попросился во флот. Так и оказался в Кронштадте на учебном судне «Герцог Эдинбургский». Несколько лет ходил по морям, успел обойти вокруг света, несколько раз пересечь экватор, трижды добраться до Антильских островов, побывать на Канарах, Мадейре, в Вест-Индии и дослужиться до унтер-офицера. Зарекомендовал себя достойно, и, когда барон Эдуард Толль в 1900 году стал набирать себе команду для полярной экспедиции, Бегичев получил предложение принять в ней участие. Сомневаться ему и в голову не пришло. «Мне очень хотелось побывать в неизвестных местах», — пояснял Никифор в своем дневнике.

«Заря», на которой снаряженная Академией наук экспедиция отправлялась в Арктику, не произвела большого впечатления на новоиспеченного боцмана, она показалась ему маленькой и чумазой. Но сама возможность пойти к Новосибирским островам и, если повезет, обнаружить заманчивую Землю Санникова, поисками которой был одержим Толль, окупала все неудобства.

Никифор Бегичев. Фото: https://goskatalog.ru

Никифор Бегичев. Фото: https://goskatalog.ru

Александр Колчак, входивший в состав экспедиции, тоже Бегичеву поначалу не слишком понравился — показался заносчивым и резким. Оба были молодыми и горячими, так что между ними то и дело вспыхивали ссоры. Однако ответственность и приверженность общему делу помогала выходить из сложных ситуаций: даже высокомерный Колчак, если понимал, что был неправ, мог сделать первый шаг к примирению.

Когда шхуна встала на зимовку рядом с островом Диксон, Бегичев получил первый опыт научной работы — моряков стали привлекать к участию в наблюдениях и санных «экскурсиях» познавательного характера. Любознательный молодой человек азартно брался за любую из предлагаемых задач. Так прошел год. 1901-й не порадовал погодой, на вторую зимовку пришлось встать раньше, чем планировалось. Она состоялась на Новосибирских островах, изучение которых входило в задачи экспедиции.

Толлю, однако, не терпелось увидеть легендарную Землю Санникова. Он создал две партии — одну отправил исследовать остров Новая Сибирь, вторую возглавил сам и двинулся по направлению к острову Беннетта. Бегичев очень надеялся войти в эту группу, но вынужден был остаться при корабле, которому предписывалось выйти в море, как только сойдет лед, чтобы забрать людей в конечной точке маршрута.

Шхуна «Заря» в бухте Тикси. Фото: https://goskatalog.ru

Шхуна «Заря» в бухте Тикси. Фото: https://goskatalog.ru

И снова ледовая обстановка подвела. «Заря» трижды пыталась пробиться к острову Беннетта, но безуспешно, после чего ей пришлось отступить — барон Толль оставил на этот счет недвусмысленные указания. Вернувшись в Петербург, Колчак развернул бурную деятельность — он намеревался во что бы то ни стало добиться от властей, чтобы те организовали спасательную экспедицию.

Кресты и медали

В 1903 году полярники вернулись в Арктику. Чаяния Колчака увенчались успехом, и он стал руководителем экспедиции, снаряженной на поиски Толля и двух его спутников. Никифор Бегичев был его помощником. Именно ему принадлежала идея дойти до Новосибирских островов на собаках, а уж оттуда двигаться к острову Беннетта на шлюпках.

На этот раз участники экспедиции успешно высадились на остров Беннетта. Барона, однако, там уже не было: тот ушел, оставив на месте стоянки записку и план острова. Колчак с двумя спутниками пошел по указанному маршруту и погиб бы, если бы не Никифор Бегичев.

«Я шел передом, увидел впереди трещину, с разбегу перепрыгнул ее. Колчак тоже разбежался и прыгнул, но попал прямо в середину трещины и скрылся под водой. Я бросился к нему, но его не было видно. Потом показалась его ветряная рубашка, я схватил его за нее и вытащил на лед… Но это было недостаточно — под ним опять подломился лед, и он совершенно погрузился в воду и стал тонуть. Я быстро схватил его за голову, вытащил еле живого на лед и осторожно перенес… к берегу. Положил на камни и стал звать Инькова, который стоит возле трещины и кричит: "Утонул, утонул!" — совершенно растерялся. Я крикнул ему: "Перестань орать, иди ко мне!" Мы сняли с Колчака сапоги и всю одежду. Потом я снял с себя егерское белье и стал надевать на Колчака. Оказалось, он еще живой. Я закурил трубку и дал ему в рот. Он пришел в себя. Я стал ему говорить — может, он с Иньковым вернется назад в палатку, а я один пойду. Но он сказал: "От тебя не отстану, тоже пойду с тобой". Я пошел по камням, были крутые подъемы и спуски. Он совершенно согрелся и благодарил меня, сказал: "В жизни никогда этого случая не забуду"».

Из воспоминаний Никифора Бегичева

Полярники успешно добрались до очередной стоянки Толля, но вновь не нашли никого, только записки, где тот сообщал, что попробует пробиться на юг, в сторону Новой Сибири. На этом его след прервался. Найти барона так и не удалось, но с научной точки зрения экспедиция оказалась достаточно продуктивной: ее участники уточнили карты Новосибирских островов и прилегающей к ним акватории, подробно описали полярные берега Сибири. Именно по ее окончании Никифор Бегичев получил свою первую награду — золотую медаль от Академии наук.

В 1906 году бывший боцман окончательно перебрался жить на север. К этому моменту он успел получить Георгиевский крест за храбрость во время прорыва из Порт-Артура — миноносец «Бесшумный», на котором он служил во время Русско-японской войны, благополучно добрался до порта Циндао. Решив, что стезя первопроходца ему милее, чем спокойная жизнь в Цареве или Санкт-Петербурге, Бегичев уехал в Туруханский край, где принялся добывать пушнину.

Обстоятельный и справедливый, бывший мореход легко поладил с местным населением, заслужив у коренных народов Таймыра уважительное прозвище Улахан Анцыфер, то есть Большой Никифор. Промысловой деятельностью Бегичев не ограничивался — сказался опыт работы в научных экспедициях. Он обошел чуть ли не весь Таймыр, старательно внося уточнения в имеющиеся карты и собирая геологические материалы, окаменелости, образцы мамонтовой кости и местных растений. Во время своих скитаний он сумел выяснить, что отмеченный на его карте полуостров в Хатангском заливе на самом деле остров — точнее, два острова. Сейчас мы знаем их как Большой и Малый Бегичев.

Таймыр, Бегичев с местным населением, 1906 г. Фото: https://goskatalog.ru

Таймыр, Бегичев с местным населением, 1906 г. Фото: https://goskatalog.ru

О своих открытиях Никифор Алексеевич поспешил сообщить в Академию наук, куда отправил подробный отчет вместе с собранными коллекциями. Помимо прочего, на островах обнаружились признаки месторождений угля, нефти и соли. Труды первопроходца в Академии оценили по достоинству, присудив ему вторую золотую медаль.

Опасности севера

В 1914 году Бегичев решил остепениться и женился, увезя молодую жену жить в Заполярье, в Дудинку. Не понаслышке знающий о капризном и ненадежном характере Арктики, он был готов помогать всем полярникам, попавшим в беду. Так, в 1915 году именно он возглавил доставку почты и эвакуацию некоторых моряков с барка «Эклипс», входившего в состав спасательной экспедиции, которая искала пропавшие суда Георгия Брусилова и Владимира Русанова. Потом организовывал помощь «Таймыру» и «Вайгачу», застрявшим в ледяном плену. Чтобы добраться до кораблей, он собрал караван примерно из полусотни оленей, которых провел по неизведанным доселе территориям.

Попутно Бегичев не прекращал исследовательскую работу, занося все свои наблюдения в дневники и на карты. Так, там появились две новые реки, которым нежный отец дал имена своих дочерей Лидии и Тамары.

В 1921 году пропали два участника знаменитой экспедиции Руаля Амундсена — Кнудсен и Тессем, которых тот отправил доставить сообщение с зазимовавшей рядом с Таймыром шхуны «Мод». До места назначения они не добрались, и 1 апреля Никифор Бегичев вышел на поиски. Через три с лишним месяца его экспедиция дошла до мыса Вильда, где обнаружила оставленную пропавшими бодрую записку, сообщавшую, что с норвежцами все хорошо. Дальше партия Бегичева продвигалась к Диксону, педантично обследуя все побережье. Их труды оказались не напрасны: на мысе Приметном посреди остатков костра удалось найти обгоревшие кости одного из пропавших. По всей видимости, не имея возможности и сил похоронить спутника, второй предал его тело огню. В сентябре поиски пришлось свернуть — испортилась погода, да и припасы подошли к концу.

Памятник норвежскому матросу Тессему, участнику экспедиции Руала Амундсена, погибшему на острове Диксон. Фото: https://goskatalog.ru

Памятник норвежскому матросу Тессему, участнику экспедиции Руала Амундсена, погибшему на острове Диксон. Фото: https://goskatalog.ru

На следующий год неугомонный исследователь вошел в состав экспедиции Николая Урванцева, разведывавшей угольные месторождения Арктики. Помимо полезных ископаемых, они нашли еще одну стоянку и почту Амундсена. А 28 августа Никифор Бегичев, переправляясь с Диксона на материк, обнаружил останки второго пропавшего с «Мод» — по найденным рядом вещам удалось установить, что это был Тессем. Норвежские власти были благодарны за то, что судьбу их соотечественника удалось прояснить, и коллекция наград полярника пополнилась именными золотыми часами, на которых было выгравировано: «Господину Бегичеву от правительства Королевства Норвегии».

Увы, север не щадит никого, даже самых верных своих почитателей. В 1925 году Никифор Бегичев организовал промысловую артель по добыче морского зверя «Белый медведь», первую на Крайнем Севере. Годом спустя шестеро участников артели отправились на Пясину. Обратно знаменитый полярник уже не вернулся — его сразила цинга.

Изба, в которой умер Никифор Алексеевич Бегичев, моряк, землепроходец, полярный исследователь, первооткрыватель новых земель, участник спасения терпящих бедствия членов полярных экспедиций. Фото: https://goskatalog.ru

Изба, в которой умер Никифор Алексеевич Бегичев, моряк, землепроходец, полярный исследователь, первооткрыватель новых земель, участник спасения терпящих бедствия членов полярных экспедиций. Фото: https://goskatalog.ru

В условиях Арктики подобная участь, к сожалению, была не редкой — в отличие от жизни, которую удалось прожить Никифору Бегичеву, крестьянскому сыну, которого знали в Академии наук, уважали в Норвегии и сделали почетным гражданином города Енисейска. И такая жизнь, пожалуй, стоила того, чтобы ее прожить, несмотря на все риски.

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка