1 апреля — Международный день птиц. Они окружают нас повсюду: у дома и на даче, в высоких горах и в бескрайних степях, в Арктике и в пустынях. Даже в Москве проживает более 200 видов птиц. А многих ли из них вы замечаете? Мы поговорили с кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником сектора орнитологии научно-исследовательского зоологического музея МГУ Евгением Кобликом и расспросили его о профессиональных слушателях птиц — бёрдвотчерах, о том, что такое бёрдвотчинг и почему в России он пока не так популярен, как в Европе или Америке.
– Бёрдвотчинг ближе к хобби или науке?
– Бёрдвотчинг — это свойство души. Дословно — птицезор, то есть человек, который коллекционирует встречи с птицами на природе. Он может поехать за розовой чайкой, потому что никогда её в жизни не видел. Нормальный орнитолог ещё подумает, нужно ли это для научной карьеры. А бёрдвотчер — романтик. Захотел — и поехал.
– Как выглядят бёрдвотчеры со стороны?
– Если человек купил бинокль и определитель птиц, всё — считайте, что он потерян для мира, он превратился в бёрдвотчера. Прежде всего, они любуются. Это секунды, минуты, часы счастья. Многие орнитологи-бёрдвотчеры также с удовольствием встречают новые виды птиц в природе, но признаться в этом они не могут — несолидно для профессионала.
На Западе общую орнитологическую науку ведут бёрдвотчеры. Орнитологи, конечно, рассчитывают стратегические моменты, но всю тактику ведут бёрдвотчеры: учёты птиц, карты ареалов с пометками.
Всем этим занимаются любители, причём иногда они знают куда больше, чем орнитологи. Бёрдвотчеры открыты миру, и, как правило, у них больше возможностей для наблюдения за птицами.
– Насколько распространённое это хобби?
– На Западе бёрдвотчеров миллионы. Подсчитано, что чуть ли не каждый пятый гражданин Соединённого Королевства слушает птиц. Всё пошло из Англии: один английский джентельмен сидел в своем саду и наблюдал за птичками. Поскольку у него подразумевался научный склад ума, он записывал все свои наблюдения: "Зарянок видел пять, черных дроздов двух".
Эта тенденция распространилась на Западе, и теперь бёрдвотчинг — это массовое хобби. Помимо блокнота и ручки, для него нужно дополнительное оборудование: бинокли, различные оптические средства.
В России в последние десятилетия бёрдвотчеров стало больше в несколько раз. Они самоорганизуются, заводят свои сайты в интернете, и им не нужны орнитологи. Более того, общество бёрдвотчеров интернационально: там и русские, и украинцы, и казахи, и прибалты… Кого там только нет! Я думаю, что их число уже перевалило за 1000. Это, конечно, немного, но у нас и орнитологов не так много на такую территорию страны.
Птицы в Москве
В начале XXI века в Москве в границах МКАД учёными отмечено 245 видов птиц, из них 125 гнездящихся. Это немногим меньше числа видов птиц, которых за тот же период удалось зарегистрировать на территории Московской области (294 вида). Много это или мало? Для сравнения: в Лондоне — 130 гнездящихся видов, в Санкт-Петербурге — 166, в Воронеже — 128, в Калининграде — 116.
— А сколько в России орнитологов?
— В общей сложности человек 300. Трудно сказать наверняка, поскольку специалистов, работающих на постоянной основе, сейчас мало. В советские времена было намного больше орнитологов и, возможно, они были более серьёзными.
Сейчас атласы птиц делают таким образом: всю территорию Европы разбивают на квадраты, и находятся добровольцы, которые эти квадраты обследуют. В каждом квадрате человеку надо установить, сколько птиц там находится, сколько гнездится и т. п. Потом эти сведения собирают в едином центре, и спустя 10 лет выпускают атлас Европы, например, с 2005 по 2015 гг.
В Европе, безусловно, проще: для какой-нибудь маленькой Чехии или Словакии достаточно 10 орнитологов и 30–40 бёрдвотчеров, а на нашей территории попробуйте такую штуку сделать. Но мы пытаемся, и скоро выйдет всеевропейский атлас, где вся европейская территория России покрыта нашими исследованиями, причём в значительной степени именно исследованиями бёрдвотчеров. У нас в Зоологическом музее находится мозговой центр для издания такого атласа. Будут выпущены всеевропейский атлас и европейский атлас части России. И в том, и в другом будет наш труд.
Что это за птица?
Если вы решили заниматься наблюдением за птицами, но не знаете о пернатых ничего, существует онлайн-определитель «Птицы России» или исчерпывающая для новичков книга «Bird Watcherʼs Bible». Если вы совсем профан в мире птиц, то можно попробовать запомнить их голоса через бесплатные архивы звуков. Например, здесь.
Есть несколько специальных программ для телефонов, которые помогут определить, кто из птиц поёт в данный момент. Среди них: Bird ID, Shazam, Сун Сут, ChirpOMatic (Google Play, Apple Store).
Своими наблюдениями можно делиться с профессиональными орнитологами и международными организациями на различных ресурсах. Например, сайт eBird, онлайн-дневник ru-birds и портал iNaturalist. Но для этого нужно быть уверенным в правильности определения вида. Если возникают сложности, можно посоветоваться с людьми в тематических группах. Данные по редким птицам на этих сайтах, конечно, проверяют модераторы.
— Есть ещё такой термин "бёрдинг-ралли". Что это?
— Это своеобразный профильный спорт. Люди приезжают на автомобилях в какую-то местность и соревнуются экипажами: ездят по бездорожью, снимают пункты и фотографируют разные виды птиц, определяют их и предоставляют жюри. За неправильное определение снимают баллы. Редкие виды птиц получают больше баллов.
Ещё есть соревнование, кто больше за год увидит птиц. Был такой фильм "Большой год", где американские бёрдвотчеры соревнуются, кто больше увидел видов за год. Примерно то же самое происходит и у нас.
Есть мозговые центры, есть специальные люди, которые устраивают бёрдинг-ралли и организовывают жюри, есть юношеский бёрдвотчинг, есть конкурирующие фирмы. Ну и мы, профессиональные орнитологи, тоже участвуем в этом. По секрету скажу, что мой рекорд по Советскому Союзу пока никто не побил — 700 видов. Но многие подобрались уже близко.
Существует бёрдвотчинг-список, он охватывает весь мир. Когда-то я был там в первых рядах, но сейчас мне уже не угнаться за теми, кто может ежедневно путешествовать и открывать для себя новых птиц. В России уже есть люди, которые увидели вживую более 3000 птиц.
– А Вы за какими птицами как романтик сорвались? У вас есть "своя" розовая чайка?
– Розовую чайку я увидел на острове Врангеля в свой день рождения в 1985 году. Этот день для меня памятный, потому что тогда я пешком перешел границу западно-восточного полушария. Природа сделала мне подарок.
И ведь я не за ней сорвался — мне было интересно посмотреть на Арктику, настоящую и большую.
Я и сейчас иногда срываюсь за птицами. В прошлом году возникла идея поехать на Новую Гвинею, посмотреть райских птиц. В тот момент у меня было не очень и с финансами, и со временем, но я решил, что обязательно съезжу. Собралась компания — только два профессиональных орнитолога, а остальные — бёрдвотчеры и фотонатуралисты. Мы сорвались на Новую Гвинею и посмотрели на райскую птицу.
Когда смотришь на неё, то создается ощущение, что это ТВ-передача или фильм Би-би-си, и сейчас Дэвид Аттенборо будет подробно рассказывать про райских птиц, но потом до тебя доходит — это всё по-настоящему. Потрясающе.
Райские птицы издают очень нетипичные для птиц звуки, будто механистические: металлическое жужжание, стуки, трески. Нет ничего похожего на мелодичную песню. Они похожи на заводную красивую машинку, которая может принимать различные позы, издавать звуки, но при этом она будто ненастоящая.
– Что необходимо, чтобы стать бёрдвотчером?
— Бёрдвотчером можно стать даже в своём саду. Нужно всего две вещи: полевой определитель, в котором стрелки показывают, на что обращать внимание, и хороший бинокль. Именно с хорошим биноклем весь мир оказывается полон птиц. Многие бёрдвотчеры наблюдают за птицами именно на дачах.
Хотя некоторые сделали из хобби смысл своей жизни. На первом бёрдвотчерском конгрессе в штате Гуджарат в Индии в 2010 году я познакомился с очень симпатичной парой. Они решили побить бёрдвотчерский рекорд за год по всему миру. Первого января они вышли из дома в Калифорнии и вплоть до тридцать первого декабря исследовали весь земной шар. За это время они увидели около 6000 видов. А это — больше половины. Мне кажется, что такая "гонка" не приносит удовольствия.
Известные бёрдвотчеры:
- Писатели Джонатан Франзен и Маргарет Этвуд;
- Герцог Эдинбургский, супруг королевы Елизаветы II;
- Режиссёр Уэс Крэйвен;
- 39-й президент США Джимми Картер.
Беседовала Наталья Мозилова