175 лет назад родился выдающийся флотоводец, учёный и изобретатель Степан Макаров. Его биография хорошо известна. В ней были кругосветное плавание и командование Тихоокеанским флотом, многочисленные изобретения для нужд флота и океанографические исследования. Но есть одна прочная нить, которая соединяет его судьбу с актуальными задачами настоящего. Именно Степан Осипович был тем человеком, который придумал ледокол. Легендарный «Ермак» ходил в научные экспедиции по Арктике, пережил три войны, спас немало других кораблей и успел сходить в плавание с «внуком» — атомным ледоколом «Ленин».
Превращение «бумажного корабля» в настоящий
Чтобы собрать сумму, необходимую для строительства, Степану Макарову пришлось приложить немало усилий. Прежде всего требовалось заручиться поддержкой людей, которые могли бы поспособствовать реализации смелого замысла. Адмирал обратился в Императорское Русское географическое общество, представив некоторым его членам, специализировавшимся на вопросах Арктики, расчеты с техническими характеристиками корабля, способного пробить годовалый полярный лед.
Дальше нужно было заработать симпатии общественности, и Макаров подготовил цикл лекций, назвав одну из них «К Северному полюсу — напролом». Журналистам понравился посыл, и вскоре вся столица бурно обсуждала идеи адмирала. Кроме того, он организовал торжественное заседание РГО, чтобы убедить власть имущих: вложения в небывалый корабль окупятся.
Макаров Степан Осипович. Фото: https://goskatalog.ru
«С этою целью ему удалось устроить торжественное заседание Географического общества во дворце Его Императорского Величества, августейшего президента Академии наук, причем вступительное слово было сказано маститым вице-президентом Географического общества П. П. Семеновым, затем, по поручению Совета общества, мною был дан краткий исторический очерк арктических изысканий, и в заключение Степан Осипович сделал доклад о своем проекте, иллюстрируя его моделью ледокола и различными диаграммами».
Фердинанд Врангель «Памяти Степана Осиповича Макарова»
«Для лекции приготовлена была особая большая карта Северного Ледовитого океана и перенесены были в залу Мраморного дворца модели, чертежи и картины ледоколов, какие можно было достать.
В числе прочих видное место занимала модель ледокола, построенного для озера Байкал и приспособленного для принятия поезда железной дороги».
Степан Макаров «"Ермак" во льдах»
Общественность впечатлилась, и дело сдвинулось с мертвой точки. Особенную поддержку проекту оказал Дмитрий Менделеев, которого затея Макарова чрезвычайно воодушевила. Он помог адмиралу убедить Сергея Витте выделить необходимые средства на строительство. Работу поручили британскому заводу «Армстронг». В декабре 1897 года на верфях Ньюкасла заложили первый в мире ледокол, предназначенный именно для арктических морей с их могучими торосами.
Макаров принимал активное участие в работе над судном. Он регулярно ездил в Ньюкасл, чтобы решить то и дело возникавшие вопросы, ведь проект был уникальным, ничего подобного раньше не делали, так что неудивительно, что теория порой расходилась с практикой. Врангель писал, что «инженеры были поражены технической опытностью и сообразительностью адмирала». Чтобы разобраться с особенностями полярных вод, Макаров совершил путешествие по Норвегии и Швеции. В частности, он дошел до Шпицбергена на пароходе Lofoten, капитаном на котором был Отто Свердруп, некогда командовавший «Фрамом».
Состояние ледокола "Ермак" через 2 месяца после подписания контракта о его строительстве. Изображение сделано во время поездки Макарова в Ньюкасл. Фото: из книги "Ермак во льдах"
Путешествовал Макаров и по Российскому Северу, где много беседовал с капитанами тюленебоев, регулярно ходившими по арктическим морям. Впрочем, старые морские волки доверяли лишь деревянным кораблям, скептически относясь к идее стального судна.
«Я объяснял, что "Ермак" построят с отлогим носом, что, встретив лед, он взбежит на него и затем опустится.
"Опустится, — сказал мне один из командиров, — да так глубоко, что на самое дно, откуда уже никогда не поднимется. Не было еще железного судна, которое, войдя в северные льды, вышло бы из них благополучно!"».
Степан Макаров «"Ермак" во льдах»
Испытательный срок
Чтобы убедиться, что спроектированный по его замыслу ледокол сумеет не затонуть, даже получив пробоины, Макаров экспериментировал с его уменьшенной моделью. Он смастерил цинковую копию корабля в масштабе 1:48, создав водонепроницаемые отделения в днище, которые при необходимости можно было закрыть особыми пробками. Заполнив один-два отсека водой, флотоводец пускал модель в воду и смотрел, как она себя поведет. Мини-ледокол с задачей справился, позже и сам «Ермак», получивший серьезную пробоину в ходе своего первого путешествия в Арктику, подтвердил результаты опытов с мини-ледоколом.
На самом заводе ледокол подвергали еще более жестким испытаниям — проверяя его прочность, воду закачивали аж до верхней палубы. Наконец, его спустили со стапеля, дав славное имя в честь первопроходца Сибири Ермака Тимофеевича. Макаров рассчитывал пройти на судне всю Арктику. 4 марта ледокол пришел в Кронштадт, легко пробивая себе дорогу через 80-сантиметровые льды. Его встречала восторженная толпа.
17 октября 1898 года ледокол был спущен на воду. По английской традиции в этот момент супруга командира корабля разбила о форштевень бутылку шампанского, дав судну имя. Фото: из книги "Ермак во льдах"
Всего через несколько дней, 9 марта, новое судно ждало первое полевое испытание — нужно было вызволить несколько торговых судов, которые затерло льдом неподалеку от Ревеля. «Ермак» успешно справился с задачей. Навигация в Санкт-Петербурге началась в том году беспрецедентно рано — новый корабль благополучно прокладывал путь другим, и первый пароход вошел в порт уже 17 апреля, чего раньше не случалось.
Летом же ледокол отправился к Шпицбергену — настало время проверить его на прочность в условиях Арктики. Изначально предполагалось, что «Ермак» дойдет до устья Енисея, но у Шпицбергена он налетел на торос и получил пробоину. Плавучесть, однако, не потерял — команда откачала воду, поставила на «рану» специальный «пластырь», разработанный самим Макаровым как раз для таких случаев, и своим ходом корабль добрался до порта.
Его отправили на ремонт в Ньюкасл, и тут адмирала постигло разочарование — комиссия, призванная оценить дальнейший потенциал корабля, признала его негодным для путешествий в полярных водах. Выходить дальше Балтики ему запретили.
Беспорочная служба
Отремонтированный ледокол занялся спасательными работами: зима в 1899–1900 годах оказалась жестокой, суда то и дело застревали во льдах. «Ермак» вывел в порт несколько застрявших пароходов. Кроме того, между Санкт-Петербургом и Кронштадтом сел на мель броненосный крейсер «Громобой», и, если бы не «Ермак», возможно, спасти его не удалось бы. Когда же на скалу налетел броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», дело показалось и вовсе безнадежным. Мало того что корабль оказался в ледовом плену, так еще и набрал 700 тонн воды. Единственным, кто мог курсировать между портом и «Апраксиным», доставляя на борт топливо, оборудование и необходимые материалы, оказался «Ермак». Только 11 апреля броненосец удалось снять с камней и довести до порта по коридору, заботливо проложенному ледоколом.
Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин" на камнях у о. Гогланд в аварийном состоянии и ледокол "Ермак". Фото: https://goskatalog.ru
После этого отношение к «Ермаку» вновь изменилось — как у общественности, чествовавшей «героя-спасателя», так и у чиновников, понимавших, что благодаря ледоколу удалось сохранить «Апраксин», стоивший 4,5 млн руб. (в три раза больше, чем сам «Ермак»). Макаров снова поднял вопрос об арктической экспедиции. Того же желал и Менделеев, в свое время написавший адмиралу: «Лед, запирающий Петербург, Вы победили, поздравляю. Жду такого же успеха в полярных льдах». Чиновники сомневались: после спасения «Апраксина» корабль считали слишком ценным, чтобы им рисковать. Но в итоге Макаров добился разрешения и начал готовиться к экспедиции.
Ледоколу укрепили и усилили нос — ему предстояло добраться до устья Енисея. Увы, выполнить эту задачу не удалось. «Ермак» попал в пояс сплошных льдов, из которого смог вырваться с большим трудом. Время было потеряно, маршрут пришлось срочно переделывать.
«По выходе изо льдов я составил следующую программу: я решил пересечь Баренцево море от полуострова Адмиралтейства к мысу Флора, сделав по этому пути глубоководные исследования, а затем сделать еще несколько рейсов поперек Баренцева моря. В 3 часа мы взяли курс на мыс Флора и вначале шли по чистой воде. Затем начался лед, который, однако, нисколько не походил на тяжелые торосистые поля у Новой Земли. Мы имели по преимуществу легкий лед и часто встречали огромные поля ровного льда».
Степан Макаров «"Ермак" во льдах»
Исследователи не теряли времени даром — они доработали карты Новой Земли, изучили особенности поведения арктических льдов, провели гидрографические исследования. Да и сам факт того, что «Ермак» сумел вырваться из плена торосов, был весьма значимым. Однако по возвращении ледокола на рейд Министерство финансов распорядилось «ограничить деятельность ледокола "Ермак" проводкой судов Балтийского моря и передать ледокол в ведение Комитета по портовым делам с освобождением вице-адмирала Макарова от лежащих на нем обязанностей по отношению к опытным плаваниям во льдах».
А потом началась Русско-японская война, в которой героически сложил голову адмирал Макаров, за ней — Первая мировая, революция, Гражданская война, Вторая мировая… Все это время «Ермак» продолжал честно служить: проводил корабли через льды, вызволял из плена при необходимости, доставлял грузы на Балтике и в Арктике, по Белому морю. В 1938 году принял на борт и доставил в Ленинград спасенных папанинцев. Заслужил орден Ленина за боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны и освоение Северного морского пути.
Встреча героев-папанинцев в Ленинграде. Ледокол "Ермак" подходит к причалу Ленинградского порта. Фото: https://goskatalog.ru
В 1963 году старый ледокол было решено списать. В Министерство морского флота СССР полетели письма с просьбой сделать «Ермак» музеем. Чтобы его сохранить, приложил усилия Иван Папанин, а Высшее морское инженерное училище имени Макарова было готово взять опеку над «Ермаком». Но ничего не помогло. Замминистра Колесниченко постановил: «Беречь "Ермак" как реликвию очень дорого. К тому же ледокол не имеет каких-то особых заслуг». Первый русский корабль, успешно прокладывавший дорогу через полярные льды, разобрали на металл, сохранить удалось лишь якорь, штурвал и несколько артефактов. И все же ледокол адмирала Макарова проложил дорогу многим другим — собственно, всю свою жизнь он занимался именно этим. Прежде за ним по проложенному во льдах коридору шли пароходы и броненосцы, теперь по его стопам следуют арктические ледоколы.
Ольга Ладыгина