Человек, который придумал ледокол: Степан Макаров и его знаменитый «Ермак»

Человек, который придумал ледокол: Степан Макаров и его знаменитый «Ермак» Человек, который придумал ледокол: Степан Макаров и его знаменитый «Ермак»

175 лет назад родился выдающийся флотоводец, учёный и изобретатель Степан Макаров. Его биография хорошо известна. В ней были кругосветное плавание и командование Тихоокеанским флотом, многочисленные изобретения для нужд флота и океанографические исследования. Но есть одна прочная нить, которая соединяет его судьбу с актуальными задачами настоящего. Именно Степан Осипович был тем человеком, который придумал ледокол. Легендарный «Ермак» ходил в научные экспедиции по Арктике, пережил три войны, спас немало других кораблей и успел сходить в плавание с «внуком» — атомным ледоколом «Ленин».

Превращение «бумажного корабля» в настоящий

Чтобы собрать сумму, необходимую для строительства, Степану Макарову пришлось приложить немало усилий. Прежде всего требовалось заручиться поддержкой людей, которые могли бы поспособствовать реализации смелого замысла. Адмирал обратился в Императорское Русское географическое общество, представив некоторым его членам, специализировавшимся на вопросах Арктики, расчеты с техническими характеристиками корабля, способного пробить годовалый полярный лед.

Дальше нужно было заработать симпатии общественности, и Макаров подготовил цикл лекций, назвав одну из них «К Северному полюсу — напролом». Журналистам понравился посыл, и вскоре вся столица бурно обсуждала идеи адмирала. Кроме того, он организовал торжественное заседание РГО, чтобы убедить власть имущих: вложения в небывалый корабль окупятся.

Макаров Степан Осипович. Фото: https://goskatalog.ru

Макаров Степан Осипович. Фото: https://goskatalog.ru

«С этою целью ему удалось устроить торжественное заседание Географического общества во дворце Его Императорского Величества, августейшего президента Академии наук, причем вступительное слово было сказано маститым вице-президентом Географического общества П. П. Семеновым, затем, по поручению Совета общества, мною был дан краткий исторический очерк арктических изысканий, и в заключение Степан Осипович сделал доклад о своем проекте, иллюстрируя его моделью ледокола и различными диаграммами».

Фердинанд Врангель «Памяти Степана Осиповича Макарова»

«Для лекции приготовлена была особая большая карта Северного Ледовитого океана и перенесены были в залу Мраморного дворца модели, чертежи и картины ледоколов, какие можно было достать.

В числе прочих видное место занимала модель ледокола, построенного для озера Байкал и приспособленного для принятия поезда железной дороги».

Степан Макаров «"Ермак" во льдах»

Общественность впечатлилась, и дело сдвинулось с мертвой точки. Особенную поддержку проекту оказал Дмитрий Менделеев, которого затея Макарова чрезвычайно воодушевила. Он помог адмиралу убедить Сергея Витте выделить необходимые средства на строительство. Работу поручили британскому заводу «Армстронг». В декабре 1897 года на верфях Ньюкасла заложили первый в мире ледокол, предназначенный именно для арктических морей с их могучими торосами.

Макаров принимал активное участие в работе над судном. Он регулярно ездил в Ньюкасл, чтобы решить то и дело возникавшие вопросы, ведь проект был уникальным, ничего подобного раньше не делали, так что неудивительно, что теория порой расходилась с практикой. Врангель писал, что «инженеры были поражены технической опытностью и сообразительностью адмирала». Чтобы разобраться с особенностями полярных вод, Макаров совершил путешествие по Норвегии и Швеции. В частности, он дошел до Шпицбергена на пароходе Lofoten, капитаном на котором был Отто Свердруп, некогда командовавший «Фрамом».

Состояние ледокола "Ермак" через 2 месяца после подписания контракта о его строительстве. Изображение сделано во время поездки Макарова в Ньюкасл. Фото: из книги "Ермак во льдах"

Состояние ледокола "Ермак" через 2 месяца после подписания контракта о его строительстве. Изображение сделано во время поездки Макарова в Ньюкасл. Фото: из книги "Ермак во льдах"

Путешествовал Макаров и по Российскому Северу, где много беседовал с капитанами тюленебоев, регулярно ходившими по арктическим морям. Впрочем, старые морские волки доверяли лишь деревянным кораблям, скептически относясь к идее стального судна.

«Я объяснял, что "Ермак" построят с отлогим носом, что, встретив лед, он взбежит на него и затем опустится.

"Опустится, — сказал мне один из командиров, — да так глубоко, что на самое дно, откуда уже никогда не поднимется. Не было еще железного судна, которое, войдя в северные льды, вышло бы из них благополучно!"».

Степан Макаров «"Ермак" во льдах»

Испытательный срок

Чтобы убедиться, что спроектированный по его замыслу ледокол сумеет не затонуть, даже получив пробоины, Макаров экспериментировал с его уменьшенной моделью. Он смастерил цинковую копию корабля в масштабе 1:48, создав водонепроницаемые отделения в днище, которые при необходимости можно было закрыть особыми пробками. Заполнив один-два отсека водой, флотоводец пускал модель в воду и смотрел, как она себя поведет. Мини-ледокол с задачей справился, позже и сам «Ермак», получивший серьезную пробоину в ходе своего первого путешествия в Арктику, подтвердил результаты опытов с мини-ледоколом.

На самом заводе ледокол подвергали еще более жестким испытаниям — проверяя его прочность, воду закачивали аж до верхней палубы. Наконец, его спустили со стапеля, дав славное имя в честь первопроходца Сибири Ермака Тимофеевича. Макаров рассчитывал пройти на судне всю Арктику. 4 марта ледокол пришел в Кронштадт, легко пробивая себе дорогу через 80-сантиметровые льды. Его встречала восторженная толпа.

17 октября 1898 года ледокол был спущен на воду. По английской традиции в этот момент супруга командира корабля разбила о форштевень бутылку шампанского, дав судну имя. 
Фото: из книги "Ермак во льдах"

17 октября 1898 года ледокол был спущен на воду. По английской традиции в этот момент супруга командира корабля разбила о форштевень бутылку шампанского, дав судну имя. Фото: из книги "Ермак во льдах"

Всего через несколько дней, 9 марта, новое судно ждало первое полевое испытание — нужно было вызволить несколько торговых судов, которые затерло льдом неподалеку от Ревеля. «Ермак» успешно справился с задачей. Навигация в Санкт-Петербурге началась в том году беспрецедентно рано — новый корабль благополучно прокладывал путь другим, и первый пароход вошел в порт уже 17 апреля, чего раньше не случалось.

Проводка судов ледоколом "Ермак" во льдах Финского залива. Фото: https://goskatalog.ru
Проводка судов ледоколом "Ермак" во льдах Финского залива. Фото: https://goskatalog.ru
"Ермак" ведёт караван судов во льдах Финского залива. Фото: https://goskatalog.ru
"Ермак" ведёт караван судов во льдах Финского залива. Фото: https://goskatalog.ru
"Ермак" во льдах. Фото: https://goskatalog.ru
"Ермак" во льдах. Фото: https://goskatalog.ru
/

Летом же ледокол отправился к Шпицбергену — настало время проверить его на прочность в условиях Арктики. Изначально предполагалось, что «Ермак» дойдет до устья Енисея, но у Шпицбергена он налетел на торос и получил пробоину. Плавучесть, однако, не потерял — команда откачала воду, поставила на «рану» специальный «пластырь», разработанный самим Макаровым как раз для таких случаев, и своим ходом корабль добрался до порта.

Его отправили на ремонт в Ньюкасл, и тут адмирала постигло разочарование — комиссия, призванная оценить дальнейший потенциал корабля, признала его негодным для путешествий в полярных водах. Выходить дальше Балтики ему запретили.

Беспорочная служба

Отремонтированный ледокол занялся спасательными работами: зима в 1899–1900 годах оказалась жестокой, суда то и дело застревали во льдах. «Ермак» вывел в порт несколько застрявших пароходов. Кроме того, между Санкт-Петербургом и Кронштадтом сел на мель броненосный крейсер «Громобой», и, если бы не «Ермак», возможно, спасти его не удалось бы. Когда же на скалу налетел броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», дело показалось и вовсе безнадежным. Мало того что корабль оказался в ледовом плену, так еще и набрал 700 тонн воды. Единственным, кто мог курсировать между портом и «Апраксиным», доставляя на борт топливо, оборудование и необходимые материалы, оказался «Ермак». Только 11 апреля броненосец удалось снять с камней и довести до порта по коридору, заботливо проложенному ледоколом.

Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин" на камнях у о. Гогланд в аварийном состоянии и ледокол "Ермак".
Фото: https://goskatalog.ru

Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин" на камнях у о. Гогланд в аварийном состоянии и ледокол "Ермак". Фото: https://goskatalog.ru

После этого отношение к «Ермаку» вновь изменилось — как у общественности, чествовавшей «героя-спасателя», так и у чиновников, понимавших, что благодаря ледоколу удалось сохранить «Апраксин», стоивший 4,5 млн руб. (в три раза больше, чем сам «Ермак»). Макаров снова поднял вопрос об арктической экспедиции. Того же желал и Менделеев, в свое время написавший адмиралу: «Лед, запирающий Петербург, Вы победили, поздравляю. Жду такого же успеха в полярных льдах». Чиновники сомневались: после спасения «Апраксина» корабль считали слишком ценным, чтобы им рисковать. Но в итоге Макаров добился разрешения и начал готовиться к экспедиции.

Ледоколу укрепили и усилили нос — ему предстояло добраться до устья Енисея. Увы, выполнить эту задачу не удалось. «Ермак» попал в пояс сплошных льдов, из которого смог вырваться с большим трудом. Время было потеряно, маршрут пришлось срочно переделывать.

«По выходе изо льдов я составил следующую программу: я решил пересечь Баренцево море от полуострова Адмиралтейства к мысу Флора, сделав по этому пути глубоководные исследования, а затем сделать еще несколько рейсов поперек Баренцева моря. В 3 часа мы взяли курс на мыс Флора и вначале шли по чистой воде. Затем начался лед, который, однако, нисколько не походил на тяжелые торосистые поля у Новой Земли. Мы имели по преимуществу легкий лед и часто встречали огромные поля ровного льда».

Степан Макаров «"Ермак" во льдах»

Исследователи не теряли времени даром — они доработали карты Новой Земли, изучили особенности поведения арктических льдов, провели гидрографические исследования. Да и сам факт того, что «Ермак» сумел вырваться из плена торосов, был весьма значимым. Однако по возвращении ледокола на рейд Министерство финансов распорядилось «ограничить деятельность ледокола "Ермак" проводкой судов Балтийского моря и передать ледокол в ведение Комитета по портовым делам с освобождением вице-адмирала Макарова от лежащих на нем обязанностей по отношению к опытным плаваниям во льдах».

А потом началась Русско-японская война, в которой героически сложил голову адмирал Макаров, за ней — Первая мировая, революция, Гражданская война, Вторая мировая… Все это время «Ермак» продолжал честно служить: проводил корабли через льды, вызволял из плена при необходимости, доставлял грузы на Балтике и в Арктике, по Белому морю. В 1938 году принял на борт и доставил в Ленинград спасенных папанинцев. Заслужил орден Ленина за боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны и освоение Северного морского пути.

Встреча героев-папанинцев в Ленинграде. Ледокол "Ермак" подходит к причалу Ленинградского порта.
Фото: https://goskatalog.ru

Встреча героев-папанинцев в Ленинграде. Ледокол "Ермак" подходит к причалу Ленинградского порта. Фото: https://goskatalog.ru

В 1963 году старый ледокол было решено списать. В Министерство морского флота СССР полетели письма с просьбой сделать «Ермак» музеем. Чтобы его сохранить, приложил усилия Иван Папанин, а Высшее морское инженерное училище имени Макарова было готово взять опеку над «Ермаком». Но ничего не помогло. Замминистра Колесниченко постановил: «Беречь "Ермак" как реликвию очень дорого. К тому же ледокол не имеет каких-то особых заслуг». Первый русский корабль, успешно прокладывавший дорогу через полярные льды, разобрали на металл, сохранить удалось лишь якорь, штурвал и несколько артефактов. И все же ледокол адмирала Макарова проложил дорогу многим другим — собственно, всю свою жизнь он занимался именно этим. Прежде за ним по проложенному во льдах коридору шли пароходы и броненосцы, теперь по его стопам следуют арктические ледоколы.

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
26 апреля 2024
«Мне бы в небо»: как аэростаты помогали в изучении земного шара
Подробнее
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
19 февраля 2024
Большой Никифор: как человек без образования дважды получил медаль Академии наук
Подробнее
13 февраля 2024
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Подробнее
07 февраля 2024
Однодворцы – лапотные дворяне
Обзорная лекция этнографа и фольклориста Натальи Скавытиной
Подробнее
01 декабря 2023
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее
19 мая 2023
В России в 10-й раз отметят День полярника
Это профессиональный праздник настоящих героев
Подробнее
Показать еще Загрузка