
Черный берег Черного моря. Фото: Анна Юргенсон / пресс-служба РГО
Десятки километров почерневшего побережья, перемазанные в мазуте птицы, люди, вручную собирающие ядовитые выбросы. Кадры разлива мазута в Керченском проливе Черного моря облетели в декабре 2024 года все новостные ленты и стали стресс-тестом для всех экологов страны. С последствиями аварии двух танкеров героически боролись волонтеры из разных регионов России. Впервые за всю 13-летнюю историю экспертный совет премии «Хрустальный компас» отметил гражданскую позицию такого огромного числа людей, присудив награду им всем сразу — простым людям, которые не смогли остаться в стороне.
«Морю нужна помощь!»
В декабре 2024 года на черноморское побережье Краснодарского края обрушилась экологическая катастрофа. Ее масштабы могли бы стать необратимыми, если бы не титанический труд тысяч обычных людей, вставших на защиту моря. 15-го числа семибалльный шторм повредил два танкера. Они перевозили более 9 тыс. тонн мазута, большая часть которого попала в акваторию моря, на пляжи Анапы и Темрюкского района, а позже и Крыма. Первыми тревогу забили местные жители и владельцы прибрежных мини-отелей. В соцсетях появились шокирующие кадры: черные маслянистые волны, птицы, пытающиеся вырваться из нефтяного плена, мертвая рыба на кромке прибоя.
— Мы работали здесь с 16 декабря. Люди приезжали на своих автомобилях, привозили с собой резиновые сапоги, перчатки, мешки и лопаты, за свой счет покупали абсорбенты и бытовую химию. Пляжи неоднократно были полностью убраны, — отмечает заместитель председателя Темрюкского районного отделения РГО Сергей Железняк. — Но очередным штормом мазут, который находится в море, снова выбрасывало на берег. Очистку приходилось продолжать.
Пока официальные органы оценивали масштабы происшествия, экологические активисты и простые граждане начали действовать. В соцсетях был брошен клич: «Морю нужна помощь!» В первые же дни миллионы рублей были собраны на закупку специализированных сорбентов, защитных костюмов, средств для реабилитации животных. Различные компании безвозмездно обеспечили транспорт, доставляя волонтеров и грузы из разных городов. Уже 18 декабря на замазученных пляжах трудилось несколько тысяч человек. Они добровольно отказались от предпраздничных хлопот, чтобы в ледяной стуже, рискуя здоровьем, спасать наше общее Черное море. В волонтерском лагере карта России была усеяна флажками, ехали отовсюду — от Калининграда и до Камчатки.
21-летняя Елена Юхарина — одна из тех, кто узнал о катастрофе из пабликов. Она собиралась стать преподавателем математики, но опыт ликвидатора ЧС изменил ее жизнь.
— Кадры катастрофы не давали мне покоя. Я не могла просто сидеть, — говорит Елена. — Несмотря на то что от Калининграда до Анапы — полстраны, я решила ехать. Связалась с волонтерским центром, отпросилась в университете и уже через два дня летела в Краснодарский край. Меня определили в группу по очистке прибрежной зоны. Неделю работала в резиновых перчатках, собирала мазут вручную в мешки из-под муки и пластиковые пакеты. После возвращения через пару недель я решила лететь еще раз. Теперь я точно знаю: природа не справится без нас. Волонтерство — это не героизм. Это просто нормально — помогать там, где ты нужен, ведь оставаться в стороне просто невозможно.
В марте 2025 года девушка приехала на пострадавшее побережье уже в четвертый раз и осталась. В центре реабилитации диких животных «Жемчужная» все еще есть птицы, которым нужна помощь.

Елена Юхарина из Калининграда, Михаил Осипов из Нижнего Новгорода, Эриф Парвиз-Шад из Санкт-Петербурга. Фото: Алексей Серебренников
Там, где трудно
В новогодние каникулы полевой лагерь для добровольцев развернуло Русское географическое общество. Здесь приняли около 500 человек.
— Участники Экспедиционного корпуса РГО на месте оказывали помощь неравнодушным людям, прибывшим со всей страны, — рассказал руководитель полевого лагеря РГО Олег Машков. — Мы организовали пункт обогрева для добровольцев в поселке Веселовка, чтобы человек мог зайти, выпить чаю, отдохнуть полчаса. Помогали отлавливать пострадавших птиц и доставляли их на первичную мойку. Также Общество закупило более 10 тыс. полипропиленовых мешков для уборки мазута, коробки для птиц и моющие средства.

Мазут с перьев птиц, которым волонтеры дали шанс выжить. Фото: Анна Юргенсон / пресс-служба РГО
На протяжении двух месяцев Экспедиционный центр РГО взаимодействовал с местными руководителями, научными организациями и волонтерскими штабами и формировал фронт работ. В марте гуманитарный конвой РГО доставил в штабы волонтеров утепленные маслобензостойкие перчатки и респираторы. Когда разлитый в Черном море мазут достиг берегов Севастополя, команда волонтеров РГО помогала уже крымским ликвидаторам.
«Свой респиратор храню как талисман»
Ликвидация последствий подобных разливов — это всегда титанический, грязный и зачастую ручной труд. Мазут — тяжелое, вязкое топливо. Оно тонет, смешивается с водой и песком, образуя токсичную эмульсию, похожую на густой пудинг. А работа в декабре, в холодной воде, на открытом всем ветрам побережье и вовсе стала настоящим испытанием.
Психолог Тамара Чибисова из Челябинской области никогда не думала, что окажется на передовой экологической катастрофы. Но сердце позвало в дорогу. Взяла отпуск за свой счет, нашла группу организации, которая планировала поездку, в поезде познакомилась с волонтерами из Уфы и Самары.
— До этого ни разу не была в Анапе. После метровых сугробов в родном Златоусте видеть цветы в январе было дико, —признается Тамара. — Работали на пляже в Джемете, просеивали песок. Это очень тяжело: накидываешь лопатами сырой песок — и у тебя отваливаются руки и плечи. Просеиваешь на вибростоле — отваливается спина. Вечером сил ни на что не хватает. Только доползти до номера, помыться и лежать. Но я чувствовала, что это верно, правильно для меня.

Тамара Чибисова (вторая справа) на пляже Джемете. Фото: Яна Хотиенко
Организатор мероприятий, москвич Никита Карпов провел на мазутных «полях» две недели, встретив свой очередной день рождения в резиновых сапогах, с лопатой в руках, очищая побережье от черной жижи.
— Как узнал о катастрофе, взял отгулы на работе и купил билет, — вспоминает Никита. — Заказал на маркетплейсе усиленный респиратор с доставкой прямо в Анапу. Коллеги все поддержали. Каждый день присылал фото с места расчистки в наш рабочий чат. Этот свой день рождения я точно не забуду никогда. Свой респиратор теперь храню как талисман на полке.
Руки и крылья
Эта ликвидация — история не только борьбы, но и невероятной солидарности. Отдельная героическая страница — спасение животных, покрытых толстым слоем мазута.
Процесс очистки одной птицы занимал несколько часов и требовал невероятного терпения и осторожности. Одной из первых в Витязево приехала гирудотерапевт из Туапсинского района Инга Сушенцова. Как только узнала о трагедии, позвонила в местный штаб, собралась и села в машину вместе с 11-летней дочкой Лизой. Потому что лучший пример — личный.
— Детей, сказали, не берут в помощники. Но очень хотелось спасти хоть несколько жизней, — говорит Инга. — Нам выдали костюмы, респираторы и определили туда, где уже отмытых от мазута птиц поили, кормили, лечили. На то, как они страдают, даже взрослым смотреть было тяжело, работали сквозь слезы. А у Лизы на руках птички успокаивались. Подопечным давали имена. Дочка назвала своих Рио и Лелик, как домашних питомцев — морскую свинку и хомячка. Переночевали в машине и еще день отработали. Она набирала шприцы, я делала уколы. Несмотря на усталость, уезжать совсем не хотелось, и мы еще успели помочь на берегу. Начался шторм, мешки с собранным мазутом стало уносить обратно в море. Оттаскивали их подальше от воды.

Рука помощи. Фото: Александр Кореневский
Зоолог Николай Крымов приехал из Барнаула, где занимается разведением гекконов, изучает редкие и исчезающие виды животных. А в Анапе он был, как сам говорит, птичьей нянькой.
— Самый главный урок, который я извлек, будучи волонтером: если ты разочаровался в людях, побудь волонтером, и все пройдет, — делится мыслями Николай. — Они до того человечные, преданные и верные делу, которым приехали заниматься, что готовы идти с тобой рядом, плечом к плечу, куда угодно и понимают все по одному взгляду. Волонтерство — это чувство долга, командный дух, поддержка и всегда улыбающееся лицо коллеги, как бы ни было плохо. Расставались уже как родные.
Главный итог — человеческий
Эта история показала, что в критической ситуации гражданское общество в России способно на самоорганизацию, невероятную жертвенность и колоссальную эффективность.
Люди не ждали приказов и указаний. Они просто взяли и сделали. И в этом самый главный, победоносный порыв человеческой воли и совести. Именно этот порыв отметил экспертный совет географической премии «Хрустальный компас», впервые в истории награды решив не очерчивать круг победителей в номинации «Гражданская позиция» конкретным списком.
Вручение наград победителям XIII национальной премии «Хрустальный компас» прошло 29 мая. Одно из самых ярких событий в мире географии — торжество в Московском международном Доме музыки — собрало авторов выдающихся достижений и уникальных проектов в области естественных наук, сохранения природного и историко-культурного наследия, научной и экспедиционной, просветительской и общественной деятельности из России, Индии, Китая, Японии, Египта и Италии. Единство человечества, встающего на защиту родной земли, подчеркнуло название церемонии — «Планета героев». Героизму добровольцев, спасавших Черное море, зал аплодировал стоя.
— Это уникальный случай, когда лауреатом «Хрустального компаса» может считать себя каждый, кто на деле доказал неравнодушие и готовность помочь природе в тяжелой экстренной ситуации, кто участвовал в ликвидации последствий аварии танкеров в Черном море. Хрустальная статуэтка в данной номинации передана в музей. Она стала олицетворением гражданской позиции десятков тысяч людей, совершивших самый настоящий подвиг, — сказал председатель оргкомитета национальной премии «Хрустальный компас» Иван Чайка.
Премия «Хрустальный компас» ежегодно присуждается за выдающиеся достижения и научные исследования в области географии, экологии и смежных наук либо за крупный вклад в сохранение природного и историко-культурного наследия, технологические разработки и развитие общества. Одна из главных и самых престижных географических наград мира. За 13 лет на премию номинировалось почти 5 тыс. авторских коллективов из 51 страны мира. В специальной номинации «Признание общественности», где лауреатов определяют путем интернет-голосования, свои предпочтения выразили почти 3,2 млн человек. В этом году премия прошла при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и посвящена 180-летию РГО.
Елена Рыжкова
Алексей Серебренников