Фото: Роман Лобанов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Каждый год работа тех, кто стремится сохранить находящихся под угрозой краснокнижных зверей, понемногу меняет ситуацию к лучшему. И каждый год выясняется что-то новое о видах, встретить представителей которых — исключительная редкость и большая удача. РГО узнал у работников заповедников, какие открытия им принес уходящий год.
Амурский тигр
В 2024 году пришло время разрабатывать и утверждать очередную, уже третью редакцию стратегии сохранения этих хищников — задачи, поставленные во второй редакции 2010 года, выполнены почти полностью. Удалось увеличить и стабилизировать численность популяции уникальной краснокнижной кошки, как и расширить ее ареал. Однако за прошедшие годы появились новые угрозы, которые необходимо учитывать: например, возможные эпизоотии африканской чумы свиней, которая 14 лет назад была довольно призрачной, а в 2022 году нанесла серьезный удар по кормовой базе хищников.
Вносит свои корректировки и развитие технологий — цифровизация движется вперед весьма стремительно. В последнее время появилось немало компьютерных программ и оборудования, способных заметно облегчить работу специалистов, — от более компактных, удобных для тигров ошейников с GPS-модулями до фотоловушек, способных самостоятельно анализировать изображение. Инициированная центром «Амурский тигр» система распознавания тигров была номинирована на награду премии Мирового саммита информационного общества (WSIS) в категории E-Science.
Амурский тигр. Фото: Игорь Метельский, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
— Раньше фотоловушек было достаточно мало, а следовательно, было мало фотографий, поэтому идентифицировать животных было достаточно легко, — рассказывает генеральный директор центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев. — Сейчас фотографий миллионы, и специалистам приходится тратить массу времени только на то, чтобы обнаружить среди них те, где удалось запечатлеть тигров. Поэтому возник ряд программных продуктов, позволяющих опознавать этих хищников среди других зверей.
Наша система шагнула еще дальше: она способна индивидуально опознавать и самих животных, и их участок обитания, а также определять родственные связи между ними. Сейчас эта система уже работает в тестовом режиме. В будущем она поможет получать данные по учету и мониторингу тигра намного быстрее — если сейчас на их обработку уходит около полугода, с помощью системы она будет занимать где-то 15–20 дней. Единая база данных на основе полученных фотографий поможет отследить историю конфликтных хищников или опознать, какого именно тигра убил браконьер, по рисунку на его шкуре.
Проблема браконьеров, увы, до сих пор остается актуальной. За зиму 2023/2024 года семеро тигров оказались в неволе, после чего переехали жить в различные зоопарки и хосписы нашей страны. У всех были травмы, нанесенные человеком: кто-то попал в петельную ловушку или капкан, кто-то получил огнестрельное ранение, один стал жертвой дорожно-транспортного происшествия. Поскольку травмированный хищник не может успешно охотиться на крупную дичь, все они вышли к человеческим поселениям, после чего их отловили и отправили в реабилитационный центр. Как ни печально, вернуть краснокнижным котам здоровье полностью ветеринары не смогли, как ни пытались, и возвращать животных в дикую природу было нельзя — они бы там просто не выжили.
Проблема браконьеров, увы, до сих пор остается актуальной... Фото: Елена Станькова, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Работа по восстановлению и стабилизации популяции продолжается. В тесном сотрудничестве с Китаем, которое год от года крепнет, исследователи собирают все больше информации о состоянии подвида и разрабатывают все более эффективные методы его защиты. Так что есть надежда, что в конце концов тигр и человек научатся вполне гармонично сосуществовать.
Сайгак
Популяция краснокнижного представителя мамонтовой фауны стабильно растет. В настоящее время численность сайгаков Северо-Западного Прикаспия составляет 40 тыс. особей. Еще год назад их было 28 тыс., в 2022-м — 18 тыс. А когда специалисты заповедника «Черные земли» начинали восстанавливать вид в 2015 году, сайгаков насчитывалось всего 3,5 тыс. Постепенно они начали выходить из заповедника и расселяться на территориях, которые когда-то входили в их ареал.
— Сайгаки — номадные животные, им необходимо постоянно двигаться, — объясняет директор заповедника «Черные земли» Батаар Убушаев. — В условиях полупустыни это позволяет не стравливать сильно пастбища, что произойдет, если травоядные будут массово топтаться в одном месте. Даже при небольшой численности и достатке кормов сайгаки продолжают кочевать по своим старым тропам. Чем больше их становится, тем шире они кочуют.
В 2024 году сайгаков видели уже под Элистой, в 15–20 км, а также на севере Калмыкии. Несколько особей забегали в Ростовскую область, в Сальские степи. В середине ноября 50–60 животных удалось зафиксировать на территории Северного Дагестана, в Ногайской степи. По последним данным, их там уже не обнаружили — вероятно, к периоду гона они вернулись обратно в заповедник. Судя по этим данным, сайгаки стали активно заселять места своего прежнего ареала в тех местах, где люди позволяют им это сделать.
Сайгак. Фото: Роман Лобанов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Популяция растет, и у исследователей появляется все больше материала для наблюдений. В этом году ученые заметили: по мере того, как самцов становится больше, а следовательно, возрастает конкуренция во время гона, рогали начинают использовать разные тактики, чтобы получить возможность оставить потомство.
Высокоранговые самцы набирают себе гарем, который ревностно охраняют. Низкоранговые же, которым самок не досталось, переходят к оседлости: выбрав участок степи, помечают его запаховыми метками и начинают ждать, пока мимо пойдут самки. Рогаль, сопровождающий гарем, на такой территории будет чувствовать себя не очень уверенно, поскольку она чужая. Эта ситуация несколько уравнивает статусы обоих самцов — при определенном рвении у низкорангового появляется шанс отбить себе нескольких самок и оставить потомство, а значит, увеличить численность вида, делая популяцию более стабильной.
Белый медведь
В заповеднике «Остров Врангеля» ежегодно проводят два вида учета этих хищников: считают количество берлог на модельных участках весной и ведут наземные учеты полярного медведя осенью. Острова Врангеля и Геральд можно назвать медвежьим родильным домом — именно здесь большая часть беременных самок чукотско-аляскинской популяции залегают в берлоги. В марте–апреле ученые фиксируют, сколько детенышей выводят из берлог медведицы. В этом году удалось обнаружить около 20 берлог, часть из которых в тот период, когда проводились работы, еще была жилой.
Вот уже четвертый год исследователи внедряют новые технологии в традиционные методы учета, активно применяя беспилотные летательные аппараты. Два из них оснащены камерами с тепловизорами. Уже покинутые берлоги тщательно обследуют, чтобы произвести замеры, сфотографировать и изучить их конструкцию. Попутно специалисты собирают образцы шерсти для дальнейших лабораторных исследований.
Вы кто такие? Фото: Александр Краснов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
В этом году большинство медведиц, как и всегда, принесли по два малыша, но учетчикам посчастливилось встретить самку с тремя медвежатами. Кроме того, 15 февраля ученые обнаружили следы очень раннего выхода медведицы с медвежонком из берлоги, раньше такого не бывало. Возможно, этому способствовала ранняя беременность самки и, соответственно, ранние роды.
В октябре во время наземных маршрутных учетов специалисты насчитали 305 белых медведей, что можно назвать средним показателем для данной местности. Ученые пришли к выводу: в этом году ледовая обстановка была достаточно благоприятной, чтобы хищники относительно долго находились и охотились на льдах, не выходя на сушу. Встреченные мишки были упитанны и пребывали в хорошем физическом состоянии. А еще среди них по-прежнему проживает «белая ворона», которую впервые заметили в заповеднике в 2019 году.
— Это была первая достоверная встреча бурого медведя на острове Врангеля, расположенном севернее 71° с. ш. в Северном Ледовитом океане, — уточняет начальник отдела экологического просвещения заповедника Татьяна Придорожная. — Пару раз он попадался на глаза сотрудникам, которые также собрали его генетические образцы — шерсть. И регулярно этого «пришельца» фиксируют фотоловушки. Он всегда достаточно упитан и находится в хорошей физической форме — по всей видимости, конкурировать с белыми медведями за ресурсы ему не приходится, ведь кормовая база у них разная.
Нам пока не приходилось наблюдать, как взаимодействуют эти два вида медведей, но это очень интересно. Существует мнение, что климатические изменения заставляют бурых и белых медведей менять места обитания и осваивать новые территории. Так, на Чукотке белые медведи стали чаще уходить в глубь материка, а бурые, наоборот, появляться на северном побережье, хотя они не характерны для этих мест.
Уникальные кадры бурого медведя на острове Врангеля. Фото: из архива заповедника «Остров Врангеля» (http://www.ostrovwrangelya.org/contact.html)
Серый кит
Начиная с 2023 года специалисты заповедника «Остров Врангеля» собирают информацию о серых китах и применяют метод фотоидентификации. Они подняли архивы фотографий заповедника и данные из летописи природы за последние 20 лет, тщательно их проанализировали, после чего создали первый каталог этих млекопитающих, которые приходят кормиться к острову Врангеля. Еще одно направление, в котором работали исследователи, — сравнение «своих» серых китов с их сородичами в других местах Чукотки.
— Так мы смогли выяснить, что есть киты, которых можно назвать постоянными посетителями заповедника — они неоднократно приходили сюда кормиться, — комментирует начальник отдела экологического просвещения заповедника Татьяна Придорожная. — А встреча, зафиксированная в середине ноября 2023 года, оказалась самой поздней у берегов острова за последние 20 лет наблюдений.
Серый исполин. Фото: Анастасия Куница, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Сбор данных помогает нам ответить на ряд вопросов: насколько важны арктические воды для нагула серых китов, каким образом увеличивающаяся нагрузка на Северный морской путь может повлиять на краснокнижные виды. Сейчас мы разрабатываем методические пособия для сотрудников и для туристов, чтобы каждый, встретивший серого кита, смог помочь науке, правильно сфотографировав его для дальнейшей фотоидентификации. Мы надеемся как можно больше узнать о врангельской группировке: каков ее состав, постоянная ли она, приводят ли киты в эти воды кормиться детенышей, достаточно ли тут корма.
Полученные за год данные оказались достаточно значимыми, чтобы стать темой работ, представленных на XIII международной конференции «Морские исследования и образование: MARESEDU — 2024» и на международной научной конференции «Биологические проблемы Севера».
Ирбис
Снежный барс весьма нетерпим к изменениям окружающей среды, поэтому его популяция восстанавливается очень медленно. И все же она потихоньку растет. В феврале этого года межрегиональная ассоциация «Центр по изучению и сохранению снежного барса "Ирбис"» инициировала общий учет хищника — всего в России насчитали 87 особей. Речь идет о тех, кто был зарегистрирован фотоловушками. В Тыве также предполагают присутствие еще 10 особей — их обнаружили по следам, но, поскольку «селфи» эти звери пока не сделали, в общий учет их не включили.
Ключевой территорией обитания ирбиса остается Алтай, где популяция с 2022 года выросла на 10 особей — теперь их стало 54. Кроме того, за это время ученые нашли новый очаг обитания хищника на Южно-Чуйском хребте, в Кош-Агачском районе. Приходят и другие данные о расширении ареала ирбисов: судя по всему, хищники спускаются все ниже. Старые барсы остаются на своих прежних участках, а молодежь потихоньку расселяется, осваивая новые территории. Этому способствует и заповедный режим, благодаря которому никто не беспокоит хищников, а также стабильная кормовая база.
Кадр с фотоловушки. Фото: Илья Труханов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
— В ноябре этого года мы насчитали свыше 3 тыс. горных баранов (аргали), — делится директор национального парка «Сайлюгемский» Денис Маликов. — Впервые группировка на территории России превысила по численности монгольскую, раньше она была в несколько раз меньше. А ведь мало того, что вид сам по себе относится к краснокнижным, от него еще и напрямую зависит благополучие ирбисов. Именно за аргали снежный барс пришел на Сайлюгемский хребет — пока горных баранов здесь не было, хищники тоже не встречались.
К сожалению, даже заповедный режим не всегда защищает животных от браконьеров: они отстреливают редких аргали и ставят на кабаргу петельные ловушки, в которых нередко гибнут ирбисы. Поэтому инспекторы национального парка регулярно обходят звериные тропы, чтобы вовремя их обезопасить. Параллельно идет просветительская работа, чтобы люди больше узнали о редком виде и научились бережно к нему относиться. В 2024 году на экраны вышел фильм «Хозяин Алтайских гор», который уже успел получить ряд призов на фестивалях и произвести впечатление на публику. Картина показывает повседневную жизнь снежного барса, позволяя широкой аудитории поближе познакомиться с этим весьма скрытным зверем.
— Мы планировали уложиться со съемками в один год, но на деле провозились все три, — вспоминает Денис Маликов. — Пришлось изрядно поломать голову и использовать массу хитростей, чтобы получить крупные планы и заснять разнообразные сцены. В частности, использовали так называемые рельсы — тонкий трос, на который подвешивалась камера, чтобы ездить по нему над ущельем, где регулярно ходят ирбисы. Чтобы закрепить этот трос, пришлось изрядно полазить по горам.
Одна команда операторов около месяца провела в скрадках, выжидая, пока героя фильма удастся поймать в видоискатель камеры. Дело дошло и до технических изобретений — операторы установили камеру, которая автоматически включалась, когда в объектив попадал движущийся объект. Но оно того стоило: кадры получились выразительными, а история ирбиса — живой и увлекательной.
Удачный кадр. Фото: Олег Богданов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Работники Саяно-Шушенского заповедника получили очередное подтверждение тому, что метод транслокации оказался весьма эффективен для восстановления численности высокогорных редких кошек. В 2018 году группировка находилась в критическом состоянии — на территории заповедника остался один-единственный самец. Чтобы исправить ситуацию, в природу выпустили двух ирбисов, отловленных в Таджикистане, — самца и самочку. В 2024 году самка Таджичка в третий раз принесла потомство и к тому же стала бабушкой — ее дочь Клепа из первого помета, родившаяся в 2020 году, уже воспитывает двух котят.
На данный момент группировка стала самовоспроизводящейся, что подтверждает эффективность метода транслокации. Численность ирбисов увеличилась с одного до 13 особей, самки за этот период принесли девять котят. Группировка начала расширять ареал: самец по кличке Саян, рожденный Таджичкой в 2020 году, был зарегистрирован на территории Саяно-Шушенского заповедника и на территории кластера «Хан-Дээр» заповедника «Убсунурская котловина», который расположен в соседней Тыве. Такое же пространственное распределение характерно для самца по кличке Шугурский. Это свидетельствует о существовании единой западно-саянской группировки снежного барса, численность которой составляет 19 особей.
Отдельное направление работы касается тех хищников, которые слишком пострадали, чтобы выжить в дикой природе, но могут дать здоровое потомство. В 2019 году в Россию привезли молодую самку с травмированной задней лапой. Кошке сделали операцию в Красноярском парке флоры и фауны «Роев ручей», в ходе которой задняя лапа стала короче на 7 см. В таком состоянии она не смогла бы жить в дикой природе, поэтому ее оставили для вольерного разведения. Последнее время самочка, получившая кличку Аксу, жила в Пермском зоопарке, где ей нашли жениха. В 2024 году она стала мамой двух малышей.
Инфраструктура Центра разведения, реабилитации и реинтродукции на базе «Роева ручья» в Красноярске готова к приему ирбисов. Ближайшая цель — сформировать резервную группировку, которая поможет восстанавливать сокращающиеся очаги снежного барса и даст возможность сохранить вид в границах исторического ареала.
Дальневосточный леопард
В этом году в национальном парке «Земля леопарда» подвели итоги мониторинга этого уникального хищника за 10 лет. Результаты порадовали: численность популяции значительно увеличилась. Если в 2014 году в дикой природе насчитывалось всего около 40 особей, к 2024-му количество леопардов в России уже увеличилось до 129. Важную роль в этом сыграла работа по восстановлению их ареала. Исследователи отмечают, как животные расширяют свои территории, что свидетельствует о благоприятных условиях для их существования.
— Мониторинг дальневосточного леопарда — это комплексная и многоуровневая работа, которая требует огромных усилий, — отмечает директор национального парка «Земля леопарда» Виктор Бардюк. — Для этого используется самая большая в России сеть фотомониторинга, которая состоит из более 450 фотоловушек. Для того чтобы обеспечить точность данных, мониторинг проводится в самых труднодоступных местах, где леопарды проживают в природных условиях. Данные с фотоловушек обрабатывают вручную, а также с помощью современного программного обеспечения, в том числе с применением механизмов на основе нейросетей. Это дает возможность регулярно обновлять информацию о состоянии популяции и отдельных особях, а также оперативно реагировать на изменения.
Пятнистый странник. Дальневосточный леопард. Фото: Игорь Метельский, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
В настоящее время ученые изучили родственные связи внутри популяции дальневосточного леопарда и составили генеалогическое древо самых редких в мире больших кошек в нацпарке «Земля леопарда». Смоделировать древо удалось более чем для сотни особей из почти 300 зарегистрированных с начала мониторинга в нацпарке. Анализ «семейной хроники» показал, что древо разветвляется на 10 отдельных линий, самая большая из которых включила сразу три поколения леопардов. Такая подробная информация о популяции — база для грамотного управления и сохранения вида.
Особая ценность данных в том, что они открывают новые возможности для изучения изменений внутри популяции на протяжении поколений. Можно получить представление о расселении детенышей леопарда в дикой природе после отделения от матери, а также узнать, в каком возрасте они начинают самостоятельную жизнь.
Например, анализ данных о самке Leo 101 °F и ее выводках показал необычную «гендерную» разницу между кошками. Самочка из ее первого выводка осталась на материнском участке. А котенок из следующего — Leo 252M по имени Мартин Фьерро — ушел за 70 км от места своего обитания с матерью, заняв новый участок, где леопардов не видели десятилетиями.
Международное сотрудничество по изучению и сохранению дальневосточного леопарда открывает дополнительные возможности для работы. В частности, Россия активно взаимодействует с Китаем.
— Соглашение о создании трансграничного резервата «Земля больших кошек» стало важнейшим шагом на пути к объединению усилий по сохранению общей популяции леопардов, — уверен Виктор Бардюк. — Ведь животные не признают государственных границ. Их популяцию удалось сохранить в России, и теперь она активно расселяется в места, где исчезла в прошлом. Также важные перспективы для сохранения подвида открывает потенциальная миграция леопардов в КНДР. В настоящее время среди российских экспертов обсуждаются возможные направления сотрудничества. Исторически Корейский полуостров входит в ареал дальневосточного леопарда, что делает важным дальнейшее развитие диалога.
Читайте также: Что мы узнали о жизни редких животных в 2022 году
Ольга Ладыгина