Здесь есть Чёртова лестница, возведённая римлянами, самый высокий водопад в Крыму, доисторическая растительность и благородные олени, поголовье которых стараниями местных специалистов за последние пару лет выросло больше чем вдвое. Ялтинскому заповеднику уже полвека.
Счёт всю правду скажет
Контроль и учёт поголовья местных обитателей — хороший способ выяснить, насколько эффективно идёт работа. Поэтому сотрудники заповедника каждый год по весне собираются, чтобы подсчитать популяции животных, обосновавшихся на охраняемых территориях. В это время обычная тишина и спокойствие сменяется оглушающим гомоном — используют метод "шумового прогона".
"По сигналу загонщики с шумом продвигаются цепью в заданном направлении, нагоняя зверей и вспугивая птиц. Учётчики фиксируют увиденных особей в специальных ведомостях".
Отчёт "Заповедного Крыма", 2022 год
Мартовский учёт прошлого года порадовал заметным увеличением поголовья крымского благородного оленя — местного эндемика (так называют животных и растения, которые встречаются только на определённой территории). Если в 2021 году учёные обнаружили 72 особи этих копытных, в 2022-м их стало уже 207. Косуль тоже насчитали больше на 75 голов. Почти в три раза выросла и численность кабанов.
Эти цифры показывают, что жёсткий режим охраны на заповедной территории даёт несомненные плоды. Копытным хватает кормовой базы, тем более что работники Ялтинского заповедника помогают им, разместив тут и там подкормочные площадки и солонцы. Плюс естественных хищников, которые бы угрожали оленям, здесь практически нет. Правда, в последний год в Крыму заметили двух волков, но этого недостаточно, чтобы представлять угрозу для травоядных обитателей.
Не обходится и без курьёзов. В октябре 2022 года группа туристов сообщили, что услышала в лесу медведя. На самом деле их напугал турнирный рёв оленя, вызывавшего противника на бой. Бояться косолапых преждевременно, последний из известных крымских медведей жил примерно в XV веке. Его скелет обнаружили в одной из пещер под Ялтой, а возраст определили радиоуглеродным методом учёные из Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН. Возможно, однажды бурый медведь и впрямь вернётся в крымские леса, как сейчас, судя по всему, вознамерились сделать волки. Но это дело будущего, пока же на территории заповедника живут только мелкие хищники — лисы, ласки, куницы.
Единственный медведь, на данный момент известный в Крыму - это Аю-Даг, Медведь-гора. Фото предоставлено пресс-службой Ялтинского заповедника
Знаем, что защищаем
Уникальных видов в заповеднике хватает — это и упоминавшийся благородный олень, и эндемичная крымская каменная куница, и краснокнижный барсук, и всевозможные летучие мыши, многие из которых тоже занесены в Красную книгу, в частности большой и малый подковоносы, длинноухая и остроухая ночницы, нетопырь и др.
Растительность тоже радует редким разнообразием. Особенно интересны реликты, дошедшие до наших дней с доисторических времён: можжевельник высокий, земляничник мелкоплодный, фисташка туполистная, тис ягодный. Последний очень медленно растёт, зато славится своим долгожительством — продолжительность жизни этого вида, по мнению различных специалистов, составляет от 1,5 до 4 тыс. лет. В заповеднике есть экземпляры, перевалившие 600-летний рубеж. Когда-то этот вид активно вырубали — у тиса красивая прочная древесина розового цвета, не подверженная гниению. Заповедный режим оказался спасительным для доисторического дерева.
Крымская сосна славится целебными свойствами. Фото предоставлено пресс-службой Ялтинского заповедника
Крымская сосна тоже нуждается в охране — этот вид занесён в Красную книгу РФ. Раньше её валили как корабельный и строительный лес, добывали из древесины скипидар, поскольку в ней очень высокое содержание живицы. Сейчас сосна — одна из основных пород в заповеднике, поэтому воздух в нём совершенно особенный, так как дерево выделяет целебные фитонциды.
Конечно, хвойными биоразнообразие местной флоры не ограничивается. Одних орхидей здесь растёт 43 вида. Многие из растений также имеют высокий охранный статус: 22 вида занесены в Красную книгу РФ, 40 видов — в Красную книгу Крыма, ещё 28 охраняются на международном уровне.
Защита леса от пожаров - важная часть работы заповедника. Фото предоставлено пресс-службой Ялтинского заповедника
Что было, то видели, что будет — увидим
На территории заповедника можно обнаружить не только природные памятники, но и следы культуры давних эпох. Крутой перевал в узком ущелье, который носит говорящее название Чёртова лестница, или Шайтан-Мердвен, в своё время обустраивали ещё древние римляне. Хотя, судя по тому, что здесь то и дело встречаются кремниевые микролиты — крохотные орудия времён каменного века, — человек освоил этот путь намного раньше.
Античные легионы канули в Лету, а путешественники продолжали карабкаться по Чёртовой лестнице. В 1794 году здесь спускался Пётр Паллас, совершавший путешествие по южным наместничествам Русского государства. "Из этой же долины через Скелё, спускаясь в Мухалатку по так называемой лестнице (Мердюен), где лошади спускаются самым трудным горным проходом, со скалы на скалу, как по ступеням лестницы; подъём здесь невозможен", — описывал учёный свой опыт. Через четверть века с лишним Александр Пушкин опроверг мнение Палласа, пройдя-таки наверх. "По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом", — рассказывал поэт в письме к другу Антону Дельвигу.
Средневековье оставило в заповеднике на память руины поселения Биюк-Исар, датируемого VIII–XV веками. До статуса "большой крепости", как переводится название со старотатарского, оно дошло не сразу. Поначалу тут было лишь небольшое убежище, которое постепенно обросло жилыми постройками — учёные считают, что здесь жили скотоводы. В XIII веке возвели феодальный замок — больно хорошо защищена была местность, Биюк-Исар по праву считают одной из самых неприступных крепостей Южного берега Крыма (ЮБК). На её стенах, почти со всех сторон защищённых обрывами, археологи не нашли даже следов оборонительных сооружений — по-видимому, в них попросту не было надобности. Ещё одно укрепление XIII века, Алупка-Исар, считается самым крупным из древних памятников такого рода на ЮБК. Оно живо интересовало исследователей ещё с XIX века.
"…Внутри крепостной ограды находятся явные следы прежних строений. Так, например, в углу В стояло четвероугольное здание, вероятно, башня, имевшая в длину и ширину по 4 аршина. Далее от В к А после 18 шагов простой стены видны квадратные фундаменты, коих три состоят в общей связи… засим опять промежуток в 4 шага, и опять пристенной постройки. По линии от В к С, после 80 шагов, видны… основания четвероугольной постройки… Вход в крепость, я думаю, находился по линии АВ… в 76 шагах от края скалы…"
Пётр Кёппен "О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических", 1837 год
Чуть ли не каждый камень на территории заповедника стал свидетелем того или иного любопытного события. Например, с Массандровскими гротами связана мистическая история. Это место очень любил Александр III, он нередко гулял здесь среди глыбовых нагромождений верхнеюрского известняка и даже повелел проложить удобные тропинки, высечь ступени, а также ровные площадки и сиденья для дам. Говорят, что однажды императору в гроте явился призрак монаха, который посчитал необходимым предупредить государя о надвигающейся опасности — железнодорожной катастрофе, в которую попадёт царская семья. 17 октября 1888 года поезд, в котором Александр III с семьёй направлялся из Ливадии в Петербург, сошёл с рельсов. К счастью, никто из них серьёзно не пострадал.
В скалах Ай-Петри гнездятся краснокнижные белоголовые сипы. Фото предоставлено пресс-службой Ялтинского заповедника
Вода камень точит
Незадолго до Нового года, 4 декабря, ФГБУ "Заповедный Крым" совместно с РГО подарило название одной из пещер на территории заповедника. Скромный кадастровый номер заменило имя знаменитого социолога и естествоиспытателя Николая Данилевского, со дня рождения которого исполнялось 200 лет. Под руководством инициатора акции Геннадия Самохина спелеологи установили у входного колодца пещеры памятную табличку, а потом спустились вниз и произвели топографическую съёмку.
Случайному человеку сюда не попасть — пещера расположена в зоне покоя заповедника, и посещать её можно только с научными целями. Кроме того, для спуска необходимы соответствующие навыки и специальное снаряжение: она представляет собой шахту — холодный мешок в 28 м глубиной.
Для желающих посетить заповедник организованы экологические маршруты. Фото предоставлено пресс-службой Ялтинского заповедника
Ещё одно место заповедника, завораживающее не хуже таинственных пещер, — это водопад Учан-Су, самый высокий в Крыму. "Летящая вода", как переводится название водопада, срывается с утёса и падает около 100 м, прежде чем коснуться земли. Но чтобы увидеть это зрелище во всём великолепии, надо приезжать к водопаду весной или осенью, когда он полноводный. Летом же, по остроумному наблюдению местных жителей, он превращается в "водокап". Но если посчитать в среднем, живительной влаги Учан-Су отдаёт около 50 л в секунду. Там, где первый каскад водопада переходит во второй, стоит маленькая постройка с водозабором — из него вода попадает в Могабинское водохранилище, которое снабжает Ялту.
Казалось бы, заповедная вода, заповедные леса, заповедные земли закрыты для человека — ни грибов не пособирать, ни на пикник у костра съездить. Но именно охранный статус позволяет исправить то, что люди успели потерять, пока бездумно охотились, вырубали деревья, отводили родники к огородам. Не зря в скалах Ай-Петри гнездятся краснокнижные белоголовые сипы, на склонах шумят сосновые леса, а поголовье благородных оленей растёт из года в год. Результат 50-летней работы заповедника налицо, но его специалисты не столько оглядываются на прошлое, сколько смотрят в будущее — у них ещё масса планов.
Ольга Ладыгина