Фестиваль Русского географического общества «Чудеса России», который неделю назад завершился в Московском парке «Зарядье», стал площадкой для живых рассказов об экспедициях, российской науке и путешествиях. Пропустили — не беда, делимся самым интересным из мира полевых исследований и туризма.
90 ученых, три недели на необитаемом острове и один вездеход
В 2024 году острова Большой Курильской гряды стали живой научной лабораторией — 10 институтов развернули там свои исследования в ходе экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда». Чтобы успеть везде, команды ученых условно разделились по научным направлениям. На острове Онекотан работа кипела на нескольких фронтах: геологи и географы изучали рельеф, а биологи исследовали местную флору и фауну. На острове Матуа ученые оказались в прошлом: они искали следы японских укреплений времен Второй мировой и обследовали подземные ходы. Об этом на лекции «90 ученых, три недели на необитаемом острове и один вездеход» рассказал свидетель событий, журналист и член РГО Артем Ачкасов. Посмотреть можно здесь.

Болотоход в реальных полевых условиях — на острове Онекотан в 2024 году. Фото: Ксения Михайлова
Пережить землетрясение
Симушир — один из островов Курильской гряды, входящий в состав Сахалинской области России. Он известен своей вулканической активностью, так как находится в зоне Тихоокеанского огненного кольца. Там сталкиваются две литосферные плиты. Землетрясениями на острове никого не удивишь, участники экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда» часто сталкиваются с этим природным явлением. Одно из них застала геофизик Екатерина Мануилова, старший научный сотрудник Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН. В своей лекции «Геология и живописная природа необитаемого Симушира» она рассказала, при помощи каких методов ученые исследуют вулканы Курил и как она пережила ночное землетрясение. Изучайте Курилы вместе с Екатериной.

Экспедиция на Симушир 2023 года. Фото: личный архив Екатерины Мануиловой
Знали ли вы, что теперь можно из любой точки мира увидеть корабли и суда, которые навсегда остались под водой как немые свидетели сражений? Благодаря экспедициям РГО это стало реально, о чем на Фестивале рассказала старший аналитик группы сбора и обработки данных компании «Фертоинг» Анастасия Федосова. Русское географическое общество совместно с фондом «Люди моря» создали геоинформационный портал «Россия от моря до моря». Платформа позволяет виртуально посетить тысячи уникальных объектов: от полярных станций в Арктике до затонувших кораблей в Японском море и древних маяков на Чукотке. В коллекции портала — около 9 тыс. детализированных 3D-моделей памятников культурного наследия, гидрометеостанций и других локаций. Это единственный подводный цифровой музей нашей страны.
Как сохранить исторические объекты для будущих поколений? Создать их виртуальную копию. Этим в совместной экспедиции РГО и фонда «Люди моря» занимался старший инженер-геодезист «Фертоинга» Даниил Биденко. В ходе своей лекции он объяснил, как с помощью воздушного лазерного сканирования специалисты исследовали японские фортификации на острове Матуа. Для этого специалисты установили на квадрокоптер систему лидар, которая состоит из лазерного сканера, фотоаппарата, инерциального измерительного блока и спутникового приемника. Она помогает отснять каждый метр острова с высокой точностью.
На основе более чем 42 тыс. фотографий и так называемого облака точек (совокупность большого числа точек поверхности в трехмерной системе координат) общим объемом 300 Гб эксперты создали цифровую модель рельефа, ортофотоплан и трехмерную модель острова.
Духи Карельской земли
В мифологии древних финнов большую роль играл дух Ахти, почитавшийся как верховный властитель водной стихии. Его власть распространялась на озера, реки, ручьи и водопады. Благосклонность Ахти считалась необходимым условием для безопасного плавания и богатых рыбных уловов. По традиции, этого духа должны были благодарить и чтить. Предания подчеркивают покровительство Ахти людям, селившимся вдоль берегов реки Тохмайоки. У названия реки финское происхождение, оно переводится как «бешеная речка». Тохмайоки известна каскадом Рускеальских водопадов, чьи потоки создают динамичный ландшафт среди лесных скал.
Подробно про древние верования калелов рассказала в лекции Кристина Демина, руководитель направления PR и коммуникаций компании «СканТур». Она отметила, что ландшафт Карелии — ключ к пониманию мифов местных народов.

Пейзажи мраморного каньона горного парка Рускеала в Сортавальском районе Республики Карелия. Фото: Евгений Акименко, участник фотоконкурса «Самая красивая страна»
Именно у многочисленных озер и рек региона, по поверьям, до сих пор можно ощутить незримое присутствие духа Ахти. А подлинное восприятие магии Карелии и ее легенд проявляется в моменты уединения на природе. Это состояние позволяет полностью погрузиться в атмосферу этих мест: ощутить свежесть соснового воздуха, вслушаться в переливы речного течения и мысленно воздать дань уважения древним хранителям Карелии, чьи образы веками формировали духовную связь человека с природой. Путешествовать по аутентичным и неизведанным уголкам России просто с РГО, все активные туры доступны здесь.
Вездеходы в центре Москвы
Техника такого класса привлекает к себе внимание как на островах Большой Курильской гряды, так и в парке «Зарядье» — в двух минутах от Красной Площади. Необычные машины, которые были представлены на Фестивале РГО, используются исследователями в реальных экспедиционных условиях — от удаленных островов Большой Курильской гряды до арктических пустынь. Например, снегоболотоходы «Fenix» применялись учеными во время исследования вулканического острова Онекотан в 2024 году. Эти вездеходы-амфибии обладают высокой проходимостью, способны преодолевать сложный рельеф и преграды, характерные для острова: топкие болота, рыхлый грунт, ледяные поля, глубокий снежный покров, песчаные участки и мелководные реки. На Курилах машина проходила препятствия высотой до 90 см, и это с пассажирами и специальным оборудованием.

Надежный участник экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда». Фото: пресс-служба РГО
Еще один тип техники, на котором исследуют Россию участники экспедиции РГО, — российский вездеход «Бурлак». Он сконструирован как раз для эксплуатации в экстремальных условиях Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Машина преодолевает льды, снега и может перевозить людей и грузы в условиях полного бездорожья.
Если на острове нужно быстро доехать от точки до точки, лучший транспорт для исследователей — мотовездеход AODES. В модель Workcross 1000–3 может поместиться три человека. А если нужно провести геологоразведочные работы, то лучший помощник исследователей — квадроцикл PathcrossArmy. Он может перевозить снаряжение по труднопроходимым или узким участкам и буксировки прицепов.
Русское географическое общество сегодня — это туристические маршруты, экспедиционные исследования, симбиоз традиций с инновациями: от применения мощных вездеходов в экстремальных условиях Курил до создания детальных 3D-моделей объектов и цифровых музеев.