Одной из номинаций юбилейного, X фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» является «Фотопроект». Чтобы помочь участникам хорошо подготовиться и подать сильные фотоработы в эту категорию, Русское географическое общество провело мастер-класс фотографа Антона Уницына.
В начале своего выступления Антон Уницын отметил, что не следует воспринимать фотоконкурс как соревнование, где обязательно нужно бороться за места и призы, чтобы потешить свое самолюбие, прославиться.
- Каждый раз, когда я отправляю свои работы на фотоконкурс, не настраиваюсь на победу. Это важно хотя бы потому, что если проиграю, то не испытаю разочарование. Самой главной мотивацией выступает саморазвитие, обучение. Если я думаю именно про образовательный момент, то каждый раз оказываюсь в выигрыше — повышаю свое мастерство, - пояснил Антон Уницын.
Затем он дал конкретные рекомендации, как подготовиться к участию в фотоконкурсе.
Прежде всего следует внимательно изучить состав жюри, заочно познакомиться с каждым из судей, понять для себя, по каким критериям они будут оценивать работы участников.
- Одновременно нужно проанализировать снимки прошлых лет, какие из них прошли в финал, какие стали победителями. Это поможет определить не только общий качественный уровень фоторабот, то также их определенную стилистику. Ведь одна и та же фотография, отправленная на различные фотоконкурсы, может получить диаметрально противоположные оценки, – поделился советами Антон Уницын.
Наконец, стоит посмотреть статистику и выяснить, какие номинации являются массовыми, а какие нет. Например, там, где мало участников, будет меньше конкуренция и, соответственно, больше шансов на победу.
Затем Антон Уницын перешел к рассмотрению основных принципов построения фотоизображения и обозначил четыре задачи, которые необходимо решить автору.
- Во-первых, необходимо изучить технические основы, потому что иначе будет брак — ошибки в экспозиции, резкости и проч. Во-вторых, во время работы с сюжетом или в процессе редактирования следует оставлять все необходимое в изображении и удалять все лишнее — грамотно кадрировать. В-третьих, нужно создать героя внутри изображения — сделать акцент на объекте, который уже присутствует. Наконец, сформировать определенные смыслы.
Антон Уницын общается с участниками мастер-класса. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО
И если визуальное высказывание одиночного снимка провоцирует зрителя погружаться в сюжет, домысливать происходящее, то нарративность фотопроекта является гораздо более мощной силой. В этом случае основной смысл доносится более категорично, фактурно, эмоционально. Фактически это визуальный рассказ, который претендует на короткометражный фильм.
При построении фотопроекта, или фотоистории, как и в кино, применяется стандартная композиция драматургического произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, его кульминация и развязка.
- Принципиальные моменты: первый и последний кадры - точки входа и выхода. Например, первый - место (указание локации, где все будет происходить); последний — завершение (общий план или деталь). Внутри кадры могут располагаться как угодно - важно только создать целостное повествование, – уточнил Антон Уницын.
Вообще процесс размещения снимков внутри фотоистории можно сравнить с кинематографическим монтажом, и в этой ситуации автор выступает не только как фотограф («оператор снимков»), но и как режиссер своего произведения - фотосерии.
Обязательно следует сказать про «эффект Кулешова», когда при сопоставлении двух соседних кадров появляется новый смысл. Причем эти кадры совсем не обязательно должны были сняты последовательно.
В качестве примера Антон Уницын продемонстрировал серию из простых снимков птиц, которые может сделать любой начинающий. Но он расположил их настолько интересно, что получилась великолепная история — фактически комедийная драма, которая вызвала у слушателей бурю эмоций.
Другой подход к работе над фотоисторией предполагает принцип подобия. Например, к объектам можно применить определенный визуальный ход (съемка на широкий угол); снимать один и тот же пейзаж, но в разное время суток или даже в разное время года и проч.
Здесь стоит вспомнить серию картин Клода Моне «Руанский собор». Художник рисовал один и тот же архитектурный объект, чтобы показать, как меняется цвет и свет в зависимости от погоды и времени суток.
Другой пример — серия Animalia фотографа Нин Франсуа/Nine Francois. Автор создала минималистичные изображения животных, каждое из которых соответствует определенной букве в алфавите: «А» — аллигатор, «Б» — бизон и так далее.
- Самое сложное в работе над фотопроектом - придумать идею, - подвел итог Антон Уницын. - При этом важно, чтобы ее визуальное считывание зрителем происходило легко и однозначно.
Работа над такими проектами может длиться месяцами, а то и годами. Автор создает сотни и тысячи снимков, из которых потом складывает именно ту нарративную формулу, которая наиболее точно отражает его замысел.
Владимир Нескоромный