Чтобы создать успешный фотопроект, фотограф должен стать кинорежиссёром

Антон Уницын раскрывает секреты создания фотопроекта. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО

Антон Уницын раскрывает секреты создания фотопроекта. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО

Чтобы создать успешный фотопроект, фотограф должен стать кинорежиссёром Чтобы создать успешный фотопроект, фотограф должен стать кинорежиссёром

Одной из номинаций юбилейного, X фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» является «Фотопроект». Чтобы помочь участникам хорошо подготовиться и подать сильные фотоработы в эту категорию, Русское географическое общество провело мастер-класс фотографа Антона Уницына.

В начале своего выступления Антон Уницын отметил, что не следует воспринимать фотоконкурс как соревнование, где обязательно нужно бороться за места и призы, чтобы потешить свое самолюбие, прославиться. 

- Каждый раз, когда я отправляю свои работы на фотоконкурс, не настраиваюсь на победу. Это важно хотя бы потому, что если проиграю, то не испытаю разочарование. Самой главной мотивацией выступает саморазвитие, обучение. Если я думаю именно про образовательный момент, то каждый раз оказываюсь в выигрыше — повышаю свое мастерство, - пояснил Антон Уницын.

Затем он дал конкретные рекомендации, как подготовиться к участию в фотоконкурсе.

Прежде всего следует внимательно изучить состав жюри, заочно познакомиться с каждым из судей, понять для себя, по каким критериям они будут оценивать работы участников. 

- Одновременно нужно проанализировать снимки прошлых лет, какие из них прошли в финал, какие стали победителями. Это поможет определить не только общий качественный уровень фоторабот, то также их определенную стилистику. Ведь одна и та же фотография, отправленная на различные фотоконкурсы, может получить диаметрально противоположные оценки, – поделился советами Антон Уницын.

Наконец, стоит посмотреть статистику и выяснить, какие номинации являются массовыми, а какие нет. Например, там, где мало участников, будет меньше конкуренция и, соответственно, больше шансов на победу.

Затем Антон Уницын перешел к рассмотрению основных принципов построения фотоизображения и обозначил четыре задачи, которые необходимо решить автору. 

- Во-первых, необходимо изучить технические основы, потому что иначе будет брак — ошибки в экспозиции, резкости и проч. Во-вторых, во время работы с сюжетом или в процессе редактирования следует оставлять все необходимое в изображении и удалять все лишнее — грамотно кадрировать. В-третьих, нужно создать героя внутри изображения — сделать акцент на объекте, который уже присутствует. Наконец, сформировать определенные смыслы.

Антон Уницын общается с участниками мастер-класса. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО

Антон Уницын общается с участниками мастер-класса. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО

И если визуальное высказывание одиночного снимка провоцирует зрителя погружаться в сюжет, домысливать происходящее, то нарративность фотопроекта является гораздо более мощной силой. В этом случае основной смысл доносится более категорично, фактурно, эмоционально. Фактически это визуальный рассказ, который претендует на короткометражный фильм.

При построении фотопроекта, или фотоистории, как и в кино, применяется стандартная композиция драматургического произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, его кульминация и развязка. 

- Принципиальные моменты: первый и последний кадры - точки входа и выхода. Например, первый - место (указание локации, где все будет происходить); последний — завершение (общий план или деталь). Внутри кадры могут располагаться как угодно - важно только создать целостное повествование, – уточнил Антон Уницын.

Вообще процесс размещения снимков внутри фотоистории можно сравнить с кинематографическим монтажом, и в этой ситуации автор выступает не только как фотограф («оператор снимков»), но и как режиссер своего произведения - фотосерии.

Обязательно следует сказать про «эффект Кулешова», когда при сопоставлении двух соседних кадров появляется новый смысл. Причем эти кадры совсем не обязательно должны были сняты последовательно.

В качестве примера Антон Уницын продемонстрировал серию из простых снимков птиц, которые может сделать любой начинающий. Но он расположил их настолько интересно, что получилась великолепная история — фактически комедийная драма, которая вызвала у слушателей бурю эмоций.

Другой подход к работе над фотоисторией предполагает принцип подобия. Например, к объектам можно применить определенный визуальный ход (съемка на широкий угол); снимать один и тот же пейзаж, но в разное время суток или даже в разное время года и проч.

Здесь стоит вспомнить серию картин Клода Моне «Руанский собор». Художник рисовал один и тот же архитектурный объект, чтобы показать, как меняется цвет и свет в зависимости от погоды и времени суток.

Другой пример — серия Animalia фотографа Нин Франсуа/Nine Francois. Автор создала минималистичные изображения животных, каждое из которых соответствует определенной букве в алфавите: «А» — аллигатор, «Б» — бизон и так далее.

- Самое сложное в работе над фотопроектом - придумать идею, - подвел итог Антон Уницын. - При этом важно, чтобы ее визуальное считывание зрителем происходило легко и однозначно.

Работа над такими проектами может длиться месяцами, а то и годами. Автор создает сотни и тысячи снимков, из которых потом складывает именно ту нарративную формулу, которая наиболее точно отражает его замысел.

Владимир Нескоромный

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
Фотогалерея
Проекты РГО
Лектории
23 июля 2024
Выставка финалистов X фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» открылась в Москве
Экспозиция представлена на Гоголевском бульваре
Подробнее
18 июня 2024
Карта России с достопримечательностями появилась в морском порту Сочи
Экспозиция РГО знакомит с самыми интересными местами нашей страны
Подробнее
18 июня 2024
Съемка на фотоловушку: как посмотреть в глаза хищнику и остаться в живых
Подробнее
24 мая 2024
РГО приглашает посетить стенд на Positive Hack Days 2 и отправиться в путешествие
Фестиваль проходит в Москве до 26 мая 2024 года
Подробнее
13 мая 2024
Выбери лучшую фотографию «Самой красивой страны»
По итогам голосования победитель получит приз зрительских симпатий
Подробнее
08 мая 2024
Выставки РГО представили во Вьетнаме
Экспозиции были подготовлены при участии Россотрудничества
Подробнее
25 апреля 2024
Эксперты определили финалистов фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»
Имена победителей будут объявлены в сентябре 2024 года
Подробнее
17 апреля 2024
В Москве открылась уличная фотовыставка РГО «Да, это все РОССИЯ»
Она знакомит с красотой страны и помогает проверить географические знания
Подробнее
Показать еще Загрузка