"Для нас это был вызов": в РГО подвели итоги экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов"

"Для нас это был вызов": в РГО подвели итоги экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов" "Для нас это был вызов": в РГО подвели итоги экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов"

В московской Штаб-квартире Русского географического общества 23 апреля подвели итоги экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов". Её участники впервые за 150 лет повторили маршрут россиян-первопроходцев от Иркутска до бывшей столицы Русской Америки на Аляске — Ситки. С 2013 по 2019 год в несколько этапов они прошли 15 тыс. км на надувном катамаране собственной конструкции. Проект, продолжением которого станет поход от Иркутска до Шантарских островов по Амуру и Охотскому морю, осуществляется при поддержке РГО.

Руководитель проекта и капитан экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов" Анатолий Казакевич признался, что проект стал своеобразным вызовом для всех его участников. Многие знакомые ещё перед стартом тестовых маршрутов говорили, что пройти древним путём сибирских купцов просто невозможно. Дороги заброшены и заросли лесом, для многих акваторий нет даже самых простых лоций. О том же предупреждали буквально каждые 300 км и местные жители уже на месте.

"Для нас это был вызов. Как это — нельзя? Давайте попробуем!" — сказал Казакевич.

У многих современных людей, по словам Казакевича, вся жизнь "уходит в коворкинги и капучино", не всякий мужчина способен развести костёр в лесу. С этим надо что-то делать.

"У нас огромнейшая страна. Она невероятно красива и прекрасна. Площадь городов в ней — маленький процент. И люди не знают её. Я считаю, каждый образованный человек как минимум должен заниматься краеведением в радиусе 3–5 тыс. км от того места, где он живёт", — подчеркнул капитан экспедиции.

Фото: экспедиции

Фото: экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов"

В ходе рекогносцировочных маршрутов стало понятно, что пройти на судне от Байкала до Аляски вполне возможно. Сборно-разборный парусно-моторный надувной катамаран длиной 12 м был построен по индивидуальному проекту в Новосибирске за одну зиму.

В 2017 году экспедиция прошла от Иркутска по Байкалу, Лене, Алдану в Охотское море. В двух местах катамаран пришлось перевозить по суше — на 80 и 200 км.

В посёлке Аян катамаран снова собрали и обошли на нём практически всё побережье Охотского моря. Путешественники дошли до мыса Лопатка на Камчатке, затем поднялись до Петропавловска-Камчатского на север, где оставили судно на зимовку.

В 2018 году двинулись дальше. За два с половиной месяца прошли на север до Анадыря, затем — на восток до бухты Провидения, пересекли Берингово море, достигли Аляски, вдоль побережья которой проплыли 3 тыс. км до Ситки. Это был интереснейший, но довольно сложный поход: шторма, ураганные ветры, поломки. "Но все — целы, невредимы, довольны", — добавил Казакевич.

Фото: экспедиции

Фото: экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов"

Всего в этапах грандиозного перехода приняли участие 45 человек, поскольку состав постоянно менялся. Сейчас катамаран находится на Аляске. Планируется обратный переход, но в планы путешественников вмешалась пандемия. "Надеемся, что в августе сможем пройти хотя бы часть маршрута", — отметил руководитель проекта.

Поскольку Аляска пока закрыта, участники проекта, продолжив изучать историю, открыли для себя южный купеческий маршрут: по Амуру до Охотского моря. Первым его опробовал в 1849 году корабль "Байкал".

Примерно в эти же годы царское правительство продало Соединённым Штатам Аляску, и основной торговой артерией стал именно южный маршрут. Позднее о нём позабыли, более 100 лет полностью этот путь никто не проходил.

Современные первопроходцы намерены пройти по Байкалу, Селенге и её притокам, перевезти судно на 15 км по суше, а затем спуститься по Амуру до Охотского моря и добраться до Шантарских островов. Экспедиция, по плану, должна занять 32 дня. Маршрут, по большому счёту, станет разведкой, и путешественников наверняка ждут сюрпризы. "Мы в этом году стартуем 15 июня из Иркутска ", — рассказал Казакевич.

Фото: экспедиции

Фото: экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов"

В дальнейшем участники проекта "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов" намерены популяризировать своё детище и создать на его основе экскурсионные маршруты с путеводителем.

"Чтобы каждый горожанин без специальной подготовки мог прилететь на самолёте в любой из городов востока России и совершить недельное путешествие, чтобы почувствовать экспедиционный дух и изучить историю освоения этих территорий", — поделился планами Казакевич.

По его словам, путешествия — не просто отдых на пляже, а познание чего-то нового. В связке с историческими знаниями они являются настоящим патриотическим воспитанием и возможностью отдохнуть от перегруженной городской жизни.

Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

Как отметил директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Исполнительной дирекции Русского географического общества Сергей Чечулин, большая часть российских открытий в XIX и XX веках были сделаны экспедициями, активное участие в которых принимали члены РГО. Общество старается сохранять исследовательские традиции и сейчас, ежегодно реализуя более 20 крупных и не менее сотни региональных экспедиционных проектов.

"Мы пытаемся сконцентрироваться на системной и комплексной деятельности и проводим исследования нашей страны и некоторых зарубежных регионов на постоянной и долгосрочной основе", — рассказал Чечулин.

Уже много лет РГО выдаёт гранты на экспедиционные исследования, в том числе в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике. Богатый материал, собранный участниками проекта "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов", по словам Чечулина, может лечь в основу совместной научной работы, дающей комплексное представление об обширном регионе. Общество и в дальнейшем намерено оказывать поддержку интересному и важному начинанию.

"Очень хорошо, что появляется возможность для молодёжи участвовать в таких проектах", — подчеркнул Чечулин.

Советник руководителя Федерального агентства по туризму Юлия Рыбакова отметила, что в России заметен рост интереса к путешествиям "с особым смыслом". Они дают возможность лично принять участие в жизни определённого региона, познакомиться с людьми, которые его населяют, с учёными, исследователями.

"Конечно же, исследовательские экспедиции формируют необычный, уникальный продукт", — сказала она.

Их главная ценность в том, что подобные проекты дают возможность попасть в самые отдалённые районы России, "куда просто так не выберешься". В них заложен огромный потенциал, особенно для молодёжи, студентов и школьников.

По словам члена Совета Российского военно-исторического общества Алексея Темникова, экспедиция "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов" — яркий пример деятельности современных первопроходцев России. Она имеет огромную ценность для сохранения истории и культурных традиций страны.

"Молодёжь, безусловно, тянется к истории. Самое главное — правильно преподавать её, не превращать это в формальность, в избитые истины, а общаться с ними на их языке", — подчеркнул он.

Работа, проделанная участниками экспедиции, может стать основой для уникального продукта, позволяющего привить российским детям интерес к истории родной страны, дать возможность гордиться ею и идти в будущее вместе с отважными первопроходцами, уверен Темников.

Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

В ходе пресс-конференции были показаны отрывки документальных фильмов, снятых в ходе экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов". Подробнее познакомиться с ними можно на сайте уникального проекта.

Александр Жирнов