Дом в виде лодки, каша из пальмы и рыбалка в поле: отправляемся в этнопутешествия с РГО в Индонезию

Дом в виде лодки, каша из пальмы и рыбалка в поле: отправляемся в этнопутешествия с РГО в Индонезию Дом в виде лодки, каша из пальмы и рыбалка в поле: отправляемся в этнопутешествия с РГО в Индонезию
Земля Тораджа на острове Сулавеси. Фото: Fadhil Abhimantra / unsplash.com

Земля Тораджа на острове Сулавеси. Фото: Fadhil Abhimantra / unsplash.com

Ему только исполнилось 24, когда под парусами военного корвета «Витязь» он отплыл из Кронштадта к неизведанным островам Океании. В Россию он вернется только через 12 лет, а еще год спустя уедет обратно. За это время молодой ученый посетит Новую Гвинею, Индонезию, Гонконг и Сингапур, Австралию и берега Меланезии. Он стал первым европейцем, ступившим на полные опасностей земли на просторах Тихого океана, а побережье, на котором он провел несколько лет, было названо в его честь Берегом Маклая.

Берег Маклая: как стать антропологом в XXI веке

Русский ученый из Новгородской губернии Николай Миклухо-Маклай сумел завоевать расположение воинственно настроенного племени туземцев. Жестоко страдая от непривычных для северного человека тропических условий, он напряженно работал: изучал растения и животных, собирал метеосводки, постигал географические особенности и, конечно же, быт и культуру окружавших его людей. 

Свои дома племя короваев строят на вершине дерева баньян, на высоте 15-20 м. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Свои дома племя короваев строят на вершине дерева баньян, на высоте 15-20 м. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Уникальность исследовательского гения Миклухо-Маклая в том, что результатами его трудов могут пользоваться ученые самых разных направлений: географы, биологи, картографы, лингвисты, историки.

Как же выглядит антропология сегодня, в XXI веке, когда все белые пятна на карте, казалось бы, исчезли, все племена и культуры изучены, а романтика эпохи парусов почти что канула в Лету? На самом деле исследовательское направление никуда не исчезло — оно адаптировалось к вызовам современного мира, присоединив к себе также социологию, экологию, идею устойчивого развития и сохранение культурной идентичности.

Последнее — пожалуй, наиболее актуальный в наши дни предмет внимания. Одним из ключевых направлений антропологии остается изучение культурного разнообразия, но теперь с акцентом на глобализацию, миграцию, цифровизацию и нейронауки. Ученые исследуют, как технологии меняют социальные взаимодействия, права коренных народов и их адаптацию к новым реалиям.

Русское географическое общество организует серию этнографических путешествий к островам Океании — туда, где полтора столетия назад еще процветала культура неолита. На всех маршрутах туристов сопровождают ученые — профессиональные антропологи, которые вместе с путешественниками будут проводить свои исследования. Участники программ смогут приобщиться к антропологической «кухне», научиться работать в поле и собирать материалы как настоящие этнографы: вести дневники, делать зарисовки, записывать истории из первых уст. А по возвращении все участники экспедиции смогут поделиться результатами своего исследования в Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге, как это делали когда-то легендарные первооткрыватели.

Первый маршрут «Ямал + Папуа: совместная этнографическая экспедиция к "идеальным" кочевникам севера (ненцы) и юга (короваи)» — смелый эксперимент в духе исследований Николая Миклухо-Маклая. В фокусе внимания — антропологическое сравнение двух культур кочевых племен, их социального устройства, традиций, религии и ритуалов. Участники программы вместе с экспертом Центра социальных исследований Севера Европейского университета в Санкт-Петербурге и специалистом отдела Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН отправляются сначала на Ямал, в гости к ненецким оленеводам, а следом — в джунгли индонезийской провинции Папуа, к охотникам-короваям. 

Путешествие стартует уже 23 марта, однако еще есть возможность присоединиться. Кстати, в социальных сетях РГО прямо сейчас проходит конкурс с интересными вопросами по Индонезии — можно проверить свои силы и выиграть ценные призы.

Второй маршрут — «Научное путешествие с РГО по следам Николая Миклухо-Маклая в Индонезии и Сингапуре» — целиком посвящен истории исследований великого ученого. Научный контекст этой программы выстроен вокруг этноботаники и морской биологии, ведь, как известно, Миклухо-Маклай свой путь начинал именно как биолог. Этнографическая часть путешествия будет посвящена культуре народа тораджи с острова Сулавеси. Это один из коренных этносов Индонезии, сохранивший многие архаические черты, свойственные древнему населению островной Юго-Восточной Азии. Во времена Николая Миклухо-Маклая и даже позже, в ХХ веке, они сохраняли практику охоты за головами, следы которой в наше время обнаруживаются в обрядовых комплексах, мегалитических сооружениях, женских ритуальных сказаниях.

В этом путешествии туристов будет сопровождать кандидат исторических наук, заведующая Отделом этнографии Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, основатель и ответственный редактор серии «Маклаевский сборник» Мария Станюкович. 

Рассказываем, какие открытия вы сможете совершить.

«Видеть все собственными глазами»

Метод наблюдения — самый главный инструмент работы этнографа в полевых условиях. Трудности перевода, адаптации, а иногда и культурный контекст мешают исследователю непредвзято фиксировать полученный материал. «Единственный путь — видеть все своими глазами», — писал в своих дневниках Миклухо-Маклай, избрав данный метод в качестве девиза всей своей работы. Даже те из туземцев, которые открыто хотели помочь ученому (хоть и не понимали зачем), часто не могли понятно объяснить смысл того или иного обычая, а некоторые и вовсе его не знали.

Вплоть до 1970-х годов короваи не были осведомлены о существовании каких-либо народов помимо них самих. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Вплоть до 1970-х годов короваи не были осведомлены о существовании каких-либо народов помимо них самих. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Первые контакты с коровайскими кланами на острове Папуа начались только в конце 1970-х — на исконные территории племен начали прибывать христианские миссионеры. Длительную изолированность от внешнего мира обеспечивала плотная растительность заболоченных джунглей — короваи и не подозревали, что живут на территории Индонезии. К тому же их социальное устройство и особенности расселения не способствовали коммуникации между соседними клановыми территориями. За врагов они считали не только иноземцев, но и выходцев из отдаленных племен, а свои границы тщательно охраняли.

Новые технологии сюда проникали очень долго и тяжело, да и то только в некоторых сферах, заметно облегчающих жизнь. Способы ведения хозяйства и оборудование здесь остаются неизменными просто потому, что их нечем заменить — нет аналогов среди фабричного производства. Отдельная часть территории отводится для жизни предков, которые обитают в невидимом мире: вход сюда возможен только хозяевам территории, да и то нужен целый ряд предосторожностей — встреча с предками может быть опасна. Но именно эти территории и формируют идентичность короваев.

Центром клановой территории обычно становится дом, где живет вся семья. Жилище свое короваи ставят на деревьях, на высоте 15–20 м — так можно защитить себя и близких от внезапной встречи с дикими зверями, злыми духами или воинственными соседями. Однако, к сожалению, срок службы такой постройки не больше года: природные материалы из-за агрессивного климата быстро ветшают, и жить в доме на высоте становится попросту опасно. Племя переходит на новую территорию, возводит новый дом с нуля, а старожилы часто измеряют свою жизнь не годами, а домами.

Традиционное жилище короваев. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Традиционное жилище короваев. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Кочевой образ жизни короваи ведут еще и для добычи пропитания: основу рациона племени составляет крахмал саговой пальмы, который добывается из коры и ствола дерева. Когда в одном месте пальмы заканчиваются, короваи переходят на новое. Из саго готовятся хлеб и каши — из одного дерева можно получить до 150 кг муки. Листья и древесные волокна идут на изготовление одежды, толстые ветви — для строительства лестниц и самого дома. 

Во время путешествия мы сможем не только пожить в гостях у короваев, заночевать в доме на дереве и попробовать местную пищу, но и наблюдать своими глазами за самыми разными обычаями и ритуалами из жизни племени.

Процесс

Процесс "разделки" саговой пальмы. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Зарисовки островной жизни

На юго-западе и в горных районах острова Сулавеси проживают тораджи — коренные жители Индонезии, в переводе — «люди возвышенности». В отличие от охотников и кочевников короваев, тораджи занимаются земледелием, однако мировую известность получили благодаря своим необычным похоронным ритуалам. Смерть здесь — одно из важнейших событий, наряду со свадьбой или рождением ребенка. Помимо сложных церемоний и дорогостоящих процессий, тораджи часто держат тела умерших близких прямо в своем доме. Так упокоенные члены семьи могут быть возвращены в семью на случай большого праздника или торжества.

Подобным традициям сотни лет. Здесь анимистические верования стирают границу между мирами, переселяя мертвых в мир живых. Со дня смерти человека и до момента, как его похоронят, обычно проходит несколько месяцев. Все это время родственники покойных ухаживают за ним как за тяжелобольным: регулярно моют, переодевают, приносят еду и предметы туалета. Тело бальзамируют, и в помещении всегда горит свет, если за окном темно. Когда приходит время, покойного хоронят в родовом склепе или в горах, прорубая могилу-нишу прямо в толще известняка.

Кладбище тораджа в скальном районе. Фото: Fadhil Abhimantra / unsplash.com

Кладбище тораджа в скальном районе. Фото: Fadhil Abhimantra / unsplash.com

Не менее увлекательны и поселения тораджи — живут они в деревянных домах на сваях, причем крыши таких построек двускатные и имеют форму индонезийской лодки. Такие традиционные родовые дома называются тонгконан — буквально означает место, где встречаются члены семьи. Фасады обычно богато украшаются резьбой и цветным декором с аутентичной символикой. Все это делает подобные постройки не просто жильем, а центрами родовой идентичности, символом (центральным местом) семейного микрокосма тораджей. Внутри дом выглядит совсем иначе, чем снаружи: темные и узкие помещения предназначены для сна, хранения вещей и защиты, ведь большая часть повседневной жизни тораджей проходит снаружи.

Местные жители до сих пор живут сельским хозяйством: рис они выращивают на террасных полях на склонах гор, для употребления в пищу и церемониальных жертвоприношений разводят буйволов. С середины XIX века здесь начали основывать кофейные плантации — кофе тораджа быстро завоевал свое место на рынке. Еще одно интересное занятие — рыбоводство на заливных полях. Рыбу разводят прямо на рисовых террасах. Мальков запускают в посевные участки на несколько дней — подрастая, они съедают всех паразитов, защищая культуры и увеличивая будущий урожай. А после подросших особей фермеры ловят практически руками.

Дома с крышами в форме лодок. Фото: Heru Haryanto / unsplash.com

Дома с крышами в форме лодок. Фото: Heru Haryanto / unsplash.com

Участники экспедиционных путешествий в Индонезию вместе с РГО смогут не просто примерить роль социального антрополога, но и провести собственное исследование вместе с учеными. Уникальные технологии, традиции, обрядовая культура питания, декоративно-прикладное искусство и промыслы, находящиеся на грани исчезновения, требуют изучения и сохранения для истории.

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Путешествия с РГО
Проекты РГО
Видеогалерея
14 марта 2025
По следам Миклухо-Маклая: смотрите новый подкаст от «Путешествий с РГО»
Он расскажет о маршрутах по Индонезии, Сингапуру и не только
Подробнее
14 марта 2025
Хранитель Большого Алтая: оживающие легенды на перекрестке цивилизаций
Подробнее
10 марта 2025
5 вершин России. Эльбрус | ‪@rgo_films‬
Подробнее
28 февраля 2025
Создать новый опыт: РГО приняло участие в научно-практической конференции по экотуризму
Эксперты презентовали кейсы с включением гражданской науки
Подробнее
21 февраля 2025
Путешествия во времени: как проходят экскурсии в Штаб-квартирах РГО
Подробнее
28 декабря 2024
Гулять на новогодних: зовем пройтись по маршрутам «Пешком вокруг Штаб-квартир РГО»
Проект разработан в партнерстве с сообществом путешественников TravelAsk
Подробнее
24 декабря 2024
В РГО презентовали Индекс туристической привлекательности регионов
В лидеры вышли Москва и Краснодарский край
Подробнее
24 декабря 2024
Тематический парк «Хранитель Большого Алтая»
На вершине горы Малая Синюха, которая издревле считается сердцем Большого Алтая, на высоте более 1200 метров разбит тематический парк, созданный по мотивам алтайского героического эпоса «Маадай-Кара». В нем рассказывается о подвигах великого богатыря, сражающегося с врагом, невероятных испытаниях, которые герой преодолевает на пути, и чудесном спасении своего народа. Познакомиться с мотивами эпоса и погрузиться в сказочный мир можно прогуливаясь по экотропам парка «Хранитель Большого Алтая».

Здесь легенды коренных народов вплетены в заповедную природу, в которой они и были рождены. Краснокнижные растения соседствуют с арт-объектами, повествующими историю древнего Алтая.
Подробнее
Показать еще Загрузка