Два полюса Земли

Главный зал музея. Фото предоставлено музеем  Арктики и Антарктики

Главный зал музея. Фото предоставлено музеем Арктики и Антарктики

Два полюса Земли Два полюса Земли

Для того чтобы изучить природу Арктики и Антарктики, а также узнать историю освоения Северного морского пути, не обязательно отправляться на край Земли. Погрузиться в романтику Великих географических открытий, эпохи парусов и легендарных первооткрывателей, прикоснуться к героизму полярных летчиков и узнать, что на протяжении многих веков тянуло к бескрайним просторам северных морей именитых ученых и искателей приключений. На поиски ответов отправляемся в Музей Арктики и Антарктики, объединивший в своей экспозиции два полюса нашей планеты.

Предложения организовать постоянную полярную экспозицию выдвигались еще в 1920-х годах, когда активное освоение Арктики шло полным ходом. Однако двери музея открылись десятилетие спустя, в 1937 году в здании бывшей единоверческой (старообрядческой) церкви. Интересно, что этот год также стал одним из поворотных в истории исследования региона: команда советских летчиков под руководством Валерия Чкалова совершила первый трансарктический беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Этому событию, кстати, в музее посвящена отдельная экспозиция. 

Сегодня первый и единственный музей в России, посвященный полярным областям Земли, хранит коллекции самых резонансных событий в жизни Арктики. Палатка папанинцев, самолет-амфибия Ш-2 с парохода «Челюскин» для ледовой разведки, подлинные научные приборы, модели атомных ледоколов, а еще штурвал и судовой компас первого в мире арктического ледокола «Ермак». Отдельные экспозиции посвящены природе двух полюсов. 

Музей Арктики и Антарктики присоединился к проекту «Путешествия с РГО». Рассказываем о пяти самых ярких экспонатах музея.

Макет Арктики в масштабе 1:1 500 000. Фото: музей Арктики и Антарктики

Макет Арктики в масштабе 1:1 500 000. Фото: музей Арктики и Антарктики

Арктика как на ладони

Массивное здание старинного храма с колоннами, внутри расписанные своды и лепнина, но вместо икон — панорамы ледников и портреты легендарных полярных первопроходцев.

Массивное здание старинного храма с колоннами, внутри расписанные своды и лепнина, но вместо икон — панорамы ледников и портреты легендарных полярных первопроходцев. Антураж в духе довоенных петербургских интерьеров, созданный рукой главного архитектора Эрмитажа Александра Сивкова, производит величественное впечатление. Строгая елочка паркета, позолота и фигурные перекрытия соседствуют с огромным белым медведем, оленями и целой стаей пушистых пингвинов. 

Под потолком парят самолеты, но внимание всех гостей захватывает гигантская полусфера в центре главного зала — сегмент глобуса с изображением всей территории Арктики.

Картографический макет Заполярья — один из первых экспонатов музея. Создали его под руководством академика Юлия Шокальского, третьего председателя РГО, еще за год до официального открытия — в 1936-м. С тех самых пор именно отсюда начинается увлекательное научное путешествие по арктическим экспозициям. Поверхность глобуса рельефная, а сама полусфера вращается, чтобы удобнее было рассмотреть все моря, острова и подвижные ледники Северного полюса. 

Работы по изготовлению макета, 1936 год. Фото: музей Арктики и Антарктики

Работы по изготовлению макета, 1936 год. Фото: музей Арктики и Антарктики

Вокруг — диорамы с суровыми арктическими пейзажами и историческими событиями. На выступах скал неподвижно замерли бесчисленные птичьи базары, лежбища моржей и обитатели тундры в окружении мрачных ледников и проливов Новой Земли. Экспозиция «Природа Арктики» расскажет о богатом животном и растительном мире Заполярья.

Палатка папанинцев. Фото: музей Арктики и Антарктики

Палатка папанинцев. Фото: музей Арктики и Антарктики

Палатка первой дрейфующей научной станции «Северный полюс»

Идея использовать дрейф льдов в научных целях принадлежит норвежскому полярному исследователю Фритьофу Нансену. Россия стала первой и единственной страной, использующей дрейфующие полярные станции: научно-наблюдательные пункты, которые разбивают прямо на леднике для изучения глубоководной части Северного Ледовитого океана, геофизики, метеорологии и биологии моря. 

Первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс — 1» под руководством Ивана Папанина высадилась на лед в мае 1937 года в 20 км от Северного полюса. За девять месяцев дрейфа льдину с четырьмя участниками экспедиции вынесло в Гренландское море — за 2,5 тыс. км от первоначальной точки.

Палатка 2 х 4 м, в которой все это время проживали ученые, со всеми предметами быта хранится в Музее Арктики и Антарктики со дня возвращения папанинцев. Почти все личные вещи папанинцев можно увидеть в музее: научные приборы, экипировку, инвентарь (посуда, одежда, книги) и главную реликвию — расшитый золотом бархатный красный флаг.

Кстати, в здешних фондах хранятся предметы со всех 40 дрейфующих станций, которые работали вблизи Северного полюса с 1937 по 2013 год.

Макет "Момент открытия станции "Северный полюс-1". Фото: vk.com/polarmuseum

Макет "Момент открытия станции "Северный полюс-1". Фото: vk.com/polarmuseum

О том, как выглядела научная станция в условиях ледяного плена, свидетельствуют фотографии и историческая диорама, также созданная специально для музея в год окончания экспедиции. 

Фрагмент диорамы

Фрагмент диорамы "Мангазея". Фото: музей Арктики и Антарктики

Воскрешение Мангазеи

В 1930-е годы к освоению Арктики относились примерно так же, как в 60-е — к покорению космоса. Музею отводилась важная миссия — хранить летопись всех значимых открытий человека и попытаться максимально исторически точно донести их до публики. То, что невозможно было показать через предметы или документы, показывали с помощью диорам. Причем при создании макетов художники опирались на научные статьи, дневники полярников, отчеты и воспоминания участников экспедиций. 

Так, например, диорама «Мангазея» создавалась по результатам раскопок и отчетам научных экспедиций. С этого экспоната начинается погружение в историю освоения Северного морского пути, которому в музее посвящена отдельная экспозиция. Мангазея, первый и единственный средневековый город за полярным кругом, была крупным торговым центром и опорным пунктом Мангазейского морского хода в XVII веке, но просуществовала всего 70 лет. Торговый путь из Архангельска через Ямал было сложно контролировать, а значит, и взимать с купцов налоги на пушнину. Вероятно, из-за этого морской проход в город был запрещен под страхом смертной казни. После закрытия город быстро опустел и был уничтожен пожарами, однако археологам удалось восстановить его прежний облик. 

На диораме показано место слияния реки Мангазейки и реки Таз, пристань из бревенчатого настила, лодки и кочи со свернутыми парусами, а дальше — архитектурный комплекс посада с церквями. 

Фрагмент диорамы "Мангазея". Фото: музей Арктики и Антарктики

Фрагмент диорамы "Мангазея". Фото: музей Арктики и Антарктики

Возле диорамы выставлены находки, найденные при раскопках Мангазейского городища, — рыболовные крючки, наконечники стрел и пули, а еще письменные принадлежности и доски с вырезанными на них судами. На стенах вокруг висят фотографии из экспедиции, рисунки и карта самого первого участка Северного морского пути.

По диорамам музея можно изучить все ключевые точки российского Заполярья: дрейфующие станции в разное время года, бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа, где был открыт самый северный в мире научно-наблюдательный пункт, порт Игарка на Енисее и даже бой у острова Диксон, развернувшийся в годы Великой Отечественной.

Самолет Ш-2. Фото: vk.com/polarmuseum

Самолет Ш-2. Фото: vk.com/polarmuseum

Самолет-амфибия

В 1930-е годы авиаконструктор Вадим Шавров создает модель самолета, который на долгие годы станет незаменимым в ледовой арктической разведке. Эти трехместные летающие лодки, как их называли (фюзеляж самолета выполнен из березовой фанеры и действительно своей формой напоминает лодку), могли приземляться и на землю, и на воду, и даже на льдину — вместо колес можно было установить лыжные шасси. Самолеты Ш-2 («шаврушки») использовались для санавиации и доставки почты и медикаментов в отдаленные поселения за полярным кругом. В длину такая машина не превышала 8 м, а ее вес — примерно как у белого медведя, около 600 кг, поэтому самолет легко помещался на борту ледоколов. 

В Музее Арктики и Антарктики посетителей встречает самолет, участвовавший в экспедиции на пароходе «Челюскин» в 1933 году. Полутораплан при помощи тросов спускали с корабля на воду или лед, откуда тот поднимался для поисков прохода по чистой воде. У экспедиции был печальный исход: пароход затонул, раздавленный льдами Чукотского моря, но самолет успели спасти. В фонды музея он попал тремя годами позднее (еще до официального открытия) и стал одним из первых экспонатов, раскрывающих историю арктической техники.

Экспозиция

Экспозиция "Антарктика". Фото: музей Арктики и Антарктики

Льдинный материк

Истории открытия, научным экспедициям и природе Антарктиды посвящена целая экспозиция на втором этаже музея — от приключений Лазарева и Беллинсгаузена, открывших миру шестой континент и назвавших его «льдинный материк», до современных отечественных и зарубежных исследований. В соответствии с международным договором об Антарктике, принятым еще в 1959 году, Антарктида не принадлежит ни одному государству — к берегам континента запрещен заход вооруженных кораблей, а сама территория объявлена безъядерной зоной, свободной от атомной техники. 

В залах музея хранится первое издание «Атласа к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1820, 1821 годов», экипировка полярных исследователей, летопись первой советской континентальной антарктической экспедиции 1956 года, а также научные приборы, например термограф, регистрирующий температуру, и гелиограф Кэмпбелла — Стокса, с помощью которого вычисляли силу и продолжительность солнечного сияния в течение полярного дня. 

Напротив группы пингвинов — золотисто-красные кораллы и звезды, макет с фауной антарктического моря Дейвиса, который изготовил один из участников экспедиции в обсерватории Мирный, установленной как раз на берегу этого моря. Композиция поражает яркостью цветов: несмотря на то что от ледяного плена свободно менее 1% территории Антарктиды, на скалистых побережьях каждую весну гнездится более 100 млн птиц, а в морях обитают 10 видов китов и шесть видов ластоногих, в том числе гигантские морские слоны. 

Первые следы присутствия человека в Антарктиде появились в конце XIX века. Сегодня здесь находится более сотни научных станций и баз, в том числе девять российских.

О том, как это выглядит в реальности, демонстрирует макет станции «Беллинсгаузен», заложенной еще в 1968 году. Рядом высится роза ветров со станции Мирный с отметками расстояний: 14 893 км до Ленинграда и 384 417 км до Луны. 

Макет антарктической станции. Фото: музей Арктики и Антарктики

Макет антарктической станции. Фото: музей Арктики и Антарктики

Очень часто в Музее Арктики и Антарктики открываются временные и выездные выставки, где демонстрируются предметы и документы, которым не хватило места в залах. В фондах музея — более 65 тыс. экспонатов, из них в открытом доступе находится только 5 тыс., поэтому в планах дирекции найти новые пространства для постоянной экспозиции, ведь история освоения Арктики пишется каждый день. Кстати, уже этим летом вокруг музея планируют разбить арктический сад с обустроенными зонами отдыха, а некоторые музейные объекты станут интерактивными.

Реклама. ФБГУ "РГМАА" 191040 Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 24А, ИНН 7825694761, ERID 2VtzquoBwEf

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Проекты РГО
29 февраля 2024
На форуме «Путешествуй!» на Камчатке рассказали, как РГО развивает территории туризма
Событие прошло в рамках ежегодного зимнего фестиваля «Берингия»
Подробнее
21 февраля 2024
Пройдите опрос и помогите улучшить активный туризм в России
Исследовательский проект проводится при поддержке РГО
Подробнее
21 февраля 2024
Сам себе экскурсовод: коллекция аудиогидов и онлайн-путеводителей от экспертов РГО
Подробнее
06 февраля 2024
Моржи, нарвалы, белые медведи: кого можно встретить на Земле Франца-Иосифа
Подробнее
31 января 2024
Собираемся в круиз: читайте новый спецпроект от «Путешествий с РГО»
Внутри коллекция туров по рекам и озерам России
Подробнее
18 января 2024
В штаб-квартире РГО презентовали второй рэнкинг устойчивости развития туризма
Пресс-конференция прошла при поддержке Комитета Госдумы по туризму
Подробнее
29 декабря 2023
Наука путешествовать: пять экспедиционных маршрутов от РГО, где можно совершить свое открытие
Подробнее
20 декабря 2023
Фестивали, ярмарки, праздники: чем заняться в путешествии
Лучшие туристические события назвали на ежегодной премии Russian Event Awards
Подробнее
Показать еще Загрузка