Комплексная международная историко-просветительская экспедиция Русского географического общества "Пламя Чесмы. Греческий гамбит" проходила с 8 по 23 октября 2021 года на фрегате "Штандарт". Целью исследования стал поиск материальных следов присутствия русского флота на греческих островах в Эгейском море. Здесь после разгрома Османского флота в Чесменском сражении в 1770 году несколько лет существовала русская колония — так называемая Архипелагская губерния.
500 миль "Штандарта"
Инициаторы экспедиции — Костромское отделение РГО и кинокомпания "Скайфёст". Проект поддержан Фондом президентских грантов и осуществляется в рамках перекрёстного Года России и Греции.
Участники экспедиции вот уже несколько лет исследуют исторический маршрут похода Балтийского флота Российской империи в Восточное Средиземноморье в 1769–1774 годах. На дне у побережья греческих островов навсегда осталась часть русской эскадры. Причём речь идёт в основном не о военных потерях. Южное море и морские черви за несколько лет вывели из строя деревянные корабли, привыкшие к холодной Балтике. Обратно в Кронштадт они дойти уже не могли. Основная задача экспедиции состояла в том, чтобы по возможности идентифицировать останки кораблей и уточнить некоторые детали повседневности Архипелагской губернии.
Члены экспедиции во время шторма при переходе Наксос - Хиос. Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
Маршрут экспедиции на фрегате "Штандарт" в общей сложности составил более 500 морских миль. Эгейское море осенью славится своей непредсказуемостью. Несколько суток при длительных переходах в открытом море экипаж экспедиции находился в жёстких штормовых условиях (до восьми баллов по шкале Бофорта), сопровождаемых грозами и ливнями. Стоит отметить, что фрегат "Штандарт" — это точная реплика корабля XVIII века. Он построен по судостроительным канонам того времени 22 года назад и приводится в движение ветром, парусами и крепкими руками матросов.
Возвращение "Святого Януария"?
В этом году погода сократила время подводных погружений у берегов острова Парос — первого пункта экспедиции. Тем не менее аквалангисты тщательно обследовали останки большого корабля, находящиеся на глубине восьми метров недалеко от берега.
— Мы нашли место, где был камбуз, по фактуре балласта (чугунные чушки) определили, что это действительно русский корабль, — говорит научный руководитель экспедиции, директор кинокомпании "Скайфёст" Алексей Никулин. — Какой именно — точно сказать сложно. Здесь было оставлено несколько кораблей. Самые большие из них — фрегат "Надежда Благополучия", бомбардирский "Гром", линейные корабли "Три святителя" и "Святой Януарий".
Во время погружения. Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
Пока всё дело ограничилось лишь тщательным осмотром и видеофиксацией. Для проведения археологических изысканий необходимо специальное разрешение греческих властей, оно может быть получено в следующем году.
Между тем Алексей Никулин полагает, что это может быть "Святой Януарий" (другое написание — "Святой Иануарий"), один из самых известных русских кораблей того времени. Свой вывод исследователь сделал на основании изучения большого массива документов, а теперь уже и натурных исследований.
В 1769 году "Святой Януарий" был включён в состав Первой Архипелагской эскадры контр-адмирала Григория Спиридова. Принимал участие в высадке десанта у крепости Корон, затем находился во главе отряда, который вёл боевые действия в районе крепости Наварин. Позднее участвовал и в знаменитом Хиосском сражении. В 1774 году корабль встал на ремонт, однако работы не были завершены, и в 1775 году "Святой Януарий" был, по некоторым данным, продан на дрова. Но какова его реальная судьба, доподлинно неизвестно. Возможно, окончательную точку в этом вопросе поставят будущие археологические исследования.
"Святослав": ошибка или предательство?
Пожалуй, ключевой задачей нынешней экспедиции стало подводное исследование останков самого большого линейного корабля, участвовавшего в греческой кампании. 6 сентября 1770 года "Святослав" сел на мель в семи морских милях от восточного побережья острова Лемнос. Происшествие коренным образом повлияло не только на ход войны, но и на будущее всего региона. Эта история чем-то напоминает знаменитый эффект бабочки, когда незначительное, казалось бы, событие приводит к цепи масштабных последствий.
В ходе Хиосского сражения корабль был в арьергарде. А вот уже через неделю возглавил эскадру, направленную для блокады пролива Дарданеллы. План был дерзок, но, учитывая опыт Чесменского сражения и общий победный дух русских, не столь уж фантастичен. Контроль над Дарданеллами означал блокаду Константинополя. Отрезанный от снабжения, он становился предельно уязвимым. Взятие русскими столицы Османской империи меняло бы весь геополитический расклад на огромной территории от Каспия до Алжира.
Территория Османской империи. Фото: wikipedia.org/Atilim Gunes Baydin
"Святослава" погубили не пушки неприятеля, которые яростно обстреливали эскадру у Дарданелл. Когда с ходу преодолеть пролив не удалось, русские корабли во главе со своим флагманом заняли "заранее подготовленные позиции" неподалёку. Но в какой-то момент "Святослав" самовольно покинул отряд и направился к острову Лемнос. Смысл манёвра был не вполне очевиден. Одна из версий — чтобы отбить у небольшого к тому времени отряда османов этот важный с тактической точки зрения плацдарм в полусотне километров от Дарданелл.
Однако на подходе к Лемносу случилось загадочное ЧП. Опытный экипаж в семи милях от берега "проморгал" мель. Удар был настолько сильным, что корабль, налетев на подводный риф, получил большую пробоину. Другие корабли эскадры вышли на помощь.
Ночная гроза. Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
Штормовая погода мешала спасательным работам, а волны буквально разбивали деревянный корабль. Так прошло несколько дней. Потом случился пожар. Было это роковой случайностью, диверсией или команда сама подожгла корабль, чтобы тот не достался неприятелю, — о том ходит масса версий до сих пор. Одно было ясно: потеряв "Святослав", русский флот лишился надежды взять Дарданеллы и Константинополь. И даже Лемнос — турки успели высадить на остров десант.
Виновным в том, что корабль сел на мель, суд признал лоцмана — англичанина Гордона, который непосредственно подчинялся другому англичанину — капитану Роксбургу. Все они находились в подчинении третьего британца — контр-адмирала Эльфинстона, имевшего вымпел именно на "Святославе". Более того, по словам Алексея Никулина, именно Эльфинстон нашёл в Портсмуте Гордона, дал ему чин лейтенанта и взял лоцманом на флагманский корабль.
Контр-адмирал Джон Эльфинстон. Художник неизвестен. Источник: wikipedia.org
Впоследствии суд обвинил контр-адмирала в том, что он принял на службу некомпетентного лоцмана. Однако Эльфинстона наказывать не стали, а вот Гордона приговорили к смертной казни. Однако тот успел скрылся.
— Фигура Гордона вызывала больше всего вопросов, — говорит Алексей Никулин. — Этот человек непонятно, откуда появился, и непонятно, куда исчез. Любопытно, что британские историки ничего не знают о Гордоне, хотя имеют довольно полное представление об англичанах, живших в России при Екатерине.
Так в истории гибели "Святослава" появился "английский след".
— Современники тех событий отмечали, что от присутствия русских на архипелаге не в восторге была Франция. Но и для Англии полная победа России над Турцией стала бы неприятным сюрпризом. Рассматривая все факты в совокупности, у меня и моих коллег появилась версия, что Гордон был диверсантом, — говорит Алексей Никулин. — Этой версии мы придерживались до тех пор, пока не оказались на месте гибели "Святослава".
Трагическое стечение обстоятельств
В день, когда экспедиция РГО попала на место, где затонул "Святослав", в Эгейском море была большая волна. Настолько, что, по свидетельству Алексея Никулина, укачивало даже опытных ныряльщиков.
Такая обстановка в этом месте осенью не редкость. Штормило и в тот день, когда к острову подходил "Святослав". При этом берег Лемноса здесь плоский, его еле видно даже днём в хорошую погоду. До самого острова далеко — расстояние в семь морских миль участники нынешней экспедиции преодолели на рыбацких катерах примерно за час. Кроме того, нужно учесть, что "Святослав" шёл к острову рано утром, ещё до восхода солнца. Экипаж постоянно промерял глубину лотом, она уменьшалась постепенно, пока внезапно не возник злосчастный риф.
— В ходе погружений мы обнаружили, что риф возвышается в центре отмели настолько, что на нём можно стоять человеку, — рассказывает Алексей Никулин. — А у "Святослава" осадка — шесть с лишним метров. Но что интересно: пройди корабль несколькими метрами правее или левее, его можно было бы снять с отмели и главное — он бы не получил фатальных повреждений. Анализируя все сопутствующие факты, учитывая, что на морской карте того времени отмель не была отображена, оценив обстановку на месте, я склоняюсь к тому, что всё-таки имела место не диверсия, а навигационная ошибка и трагическое стечение обстоятельств. Конечно, как режиссёру будущего фильма мне немного жаль конспирологическую версию, но как исследователь и моряк — а я прошёл как капитан почти 60 тысяч миль — просто не могу себе позволить фантазировать.
Якорь с корабля "Святослав". Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
Этой же версии придерживаются большинство членов экспедиции. В их числе очень опытный исследователь морских катастроф, руководитель Тульского регионального отделения РГО Олег Золотерёв, обнаруживший в 2005 году останки корабля "Св. Александр" в Чёрном море.
Несмотря на то что корабль "Святослав" впервые обнаружен экспедицией 2013 года, только сейчас Министерство культуры Греции официально дало возможность обследовать останки этого русского судна и провести подводную кино- и фотосъёмку. Группе дайверов и кинооператоров удалось осмотреть значительную часть останков корпуса, пушек, якорей, балласта и пр. Обнаружено как минимум 30 чугунных корабельных орудий, два адмиралтейских якоря и значительный объём чугунного балласта.
Орудия с корабля "Святослав". Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
— Поскольку у нас нет разрешения на археологические работы, мы не можем производить какие-либо действия с найденными артефактами, — говорит Алексей Никулин. — Уверен, если с поверхности орудий снять верхний слой, накопившийся за 250 лет, мы бы увидели клеймо русского завода, подозреваю даже, какого именно. Конструктивные особенности не оставляют сомнений, что это орудия с русского корабля. А поскольку в этом месте нет других затопленных судов той эпохи, то можно с уверенностью сказать, что мы идентифицировали останки линейного корабля "Святослав".
Что было бы, если бы…
Мы не профессиональные историки, поэтому можем позволить себе сослагательное наклонение. Что было бы, если бы флагманский корабль нашей эскадры не сел на мель, русские заняли Лемнос, а затем заблокировали Дарданеллы.
— Война закончилась бы через пару месяцев, — уверен Алексей Никулин. — Жизнеустройство Османской империи имело характерную и весьма негибкую логистику. Примерно как у современных сетевых супермаркетов: определённые продукты и товары поступают безальтернативно от конкретных поставщиков. Константинополь снабжался многим необходимым по морю с Ближнего Востока и греческих островов. Отсюда шли продукты питания и налоги. Блокада Дарданелл привела бы к голоду и хаосу в столице Османской империи. Падение Константинополя имело бы колоссальные, как мы бы сейчас сказали, геополитические последствия. Крым и Приазовье стали бы российскими намного раньше. Греция получила бы независимость, но в архипелаге, думаю, русские бы остались. Мы бы жили в какой-то другой России.
Греческий и византийский флаги над часовней в городе Наксос. Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
Тем не менее сам поход кораблей Императорского флота в Эгейское море, победа в Чесменском сражении и опыт Архипелагской губернии уже сделали Россию иной.
— Русские военные моряки проявили не только героизм и военную смекалку, эти люди показали недюжинную широту политической мысли, — продолжает Алексей Никулин. — То, как они устраивали жизнь на далёких островах, в отрыве от родины, когда переписка шла месяцами, не имея соответствующего опыта прежде, вызывает огромное уважение. И заставляет нас по-иному взглянуть на екатерининскую эпоху.
Слишком много совпадений
Интересные находки участники экспедиции обнаружили не только в море. Несколько лет назад в одном из старейших греческих монастырей Лонговардос на острове Парос они обнаружили несколько русских икон разного периода. Две из них относятся ко времени пребывания здесь Императорского флота.
Первая икона "Святой Евстафий Плакида" написана в редкой для иконописи технике, напоминающей палехскую школу. Название совпадает с именем единственного линейного корабля, погибшего в ходе Хиосского сражения. Сами останки "Святого Евстафия" несколько лет назад были найдены турецкими дайверами в Чесменской бухте.
Настоятель православного монастыря Лонговардос игумен Леонидас. Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
Участников экспедиции интересовало, являлась эта икона корабельной или она была написана уже в память о погибших моряках с корабля "Святой Евстафий".
— Есть свидетельства участника Хиосского и Чесменского сражений князя Юрия Долгорукова о том, что адмирал Спиридов был выловлен среди горящих обломков с рюмкой водки в одной руке и с иконой в другой, — говорит Алексей Никулин. — Я предположил, что в монастыре Лонговардос находится именно та самая икона.
Специально для того, чтобы проверить эту версию, из Москвы прилетел доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела реставрации рукописей Государственного НИИ реставрации Валерий Игошев. Эксперт был осторожен в предположениях. Найденные на Паросе памятники, безусловно, представляют большой интерес, однако необходимо время для их атрибуции. Есть вопросы по истории появления икон, времени изготовления и даже по назначению и использованию в греческих храмах.
Валерий Игошев (справа) и Алексей Никулин с иконой "Св. великомученик Евстафий". Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
Тем не менее очень похоже, что обе иконы имеют отношение к пребыванию российского флота в архипелаге — уж слишком много совпадений.
Как выяснили эксперты, икона Святого Евстафия Плакиды написана все же греческими мастерами иконописи. Однако, учитывая редкость самого образа и то, что она выполнена во второй половине XVIII века, можно предположить, что икона создана по инициативе российского командования в память об экипаже единственного погибшего в ходе Хиосского сражения линейного корабля, имевшего такое же название.
Икона "Собор Двенадцати апостолов" предположительно попала в монастырь с русского корабля. Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
— Настоящим открытием стала идентификация другой русской храмовой иконы, её название — "Собор Двенадцати апостолов". Вот она, скорее всего, являлась изначально корабельной и спасена с того же корабля, — говорит Алексей Никулин. — Эта икона большего размера. Написана в первой половине XVIII века. Причём есть предположение, что под изображением есть и первый, более ранний слой.
Часть других обнаруженных материальных свидетельств, например рисунки русских моряков на церковных книгах или рождественский вертеп, датируемый 1774 годом, — ещё один повод для дальнейшего изучения и анализа.
Нас многое объединяет
На острове Наксос фрегат торжественно встречали местные и портовые власти, а также яркий персонаж — потомок одного из основателей на Кикладском архипелаге в XIII веке Наксосского герцогства Никас де ла Рош Бароци Каравиас.
Никас де ла Рош Бароци Каравиас. Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
Его предок был одним из трёх депутатов, избранных в островной парламент губернии в период русского присутствия. Герцог не только рассказал об очень интересных эпизодах истории 250-летней давности, но и показал старый монастырь, где в те годы располагалась школа для греческих детей, которым, по замыслу Екатерины Великой и графа Алексея Орлова, предстояло управлять возрождённым греческим государством и стать "породой новых людей".
В Хиосском проливе экипаж экспедиции приспустил корабельный флаг и по традиции возложил на воду венок в память о русских моряках и греческих добровольцах, павших в июне 1770 года ходе Хиосского и Чесменского морских сражений.
Венок в память о русских моряках перед спуском в Хиосский пролив. Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
Кроме того, члены экспедиции на острове Лемнос отреставрировали мемориал, посвящённый русским эскадрам графа Орлова и вице-адмирала Сенявина, внесшим значительный вклад в освобождение Греции. Руководитель проекта, кандидат исторических наук Роман Рябинцев, директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин и руководитель Центра военного и морского наследия, капитан 1-го ранга Сергей Мозговой посетили русские кладбища на острове Лемнос и возложили венки, тем самым почтив память соотечественников, нашедших последний приют на греческой земле в 1920–1921 годах.
Отдельно следует сказать о реакции греческого общества на экспедицию РГО. Несколько дней она была в заголовках новостей СМИ. Куда бы ни заходил фрегат "Штандарт", его встречали исключительно радушно. Для местных жителей и туристов были организованы экскурсии на корабль, все желающие смогли познакомиться с его устройством и выставкой на борту. Этим шансом воспользовалось свыше пяти тысяч человек, большинство из которых школьники и студенты. И, разумеется, по корабельной традиции при входе в порт "Штандарт" салютовал раскатистым залпом орудия. Помощь и содействие экспедиции оказали и российские дипломаты в Греции. Дружественному приёму предшествовала плодотворная многомесячная работа посла Российской Федерации в Греции Андрея Маслова и руководителя группы культурного и гуманитарного сотрудничества Фёдора Калайдова.
Экспедиция РГО стала прекрасным примером народной дипломатии. Фото: РИА Новости/Иван Секретарёв
— Сейчас уже очевидно, что комплексная экспедиция Русского географического общества — это только начало, — говорит Алексей Никулин. — Нам предстоит перезагрузить наши отношения, в том числе и международные, и вывести их на новый уровень. Россию и Грецию многое объединяет, и это должно стать основой нашего будущего.
Напомним, что ещё одним результатом экспедиции РГО станет документальный фильм, который снимает творческая группа кинокомпании "Скайфёст". Его выход запланирован на 2022 год.
Видео в тексте: Олег Золотарёв/ВК
Айвар Валеев