Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Научная библиотека РГО пополнилась новым изданием. «Атлас человеческого развития» — плод кропотливой работы большого авторского коллектива и применения самых современных методов исследования. Это попытка понять закономерности распределения человеческого потенциала по странам и регионам мира в эпоху всеобщей турбулентности. В основе работы лежит многолетнее изучение структуры общества в самых разных его проявлениях — от демографии и экономики до экологии и мобильности. Как влияют на страны общие границы? Когда стоит их открывать, а когда лучше закрыться? Почему традиционное понятие пространства уже не вполне устраивает ученых? В чем на самом деле похожи порой далекие друг от друга государства? Об этом мы поговорили с научным редактором атласа, членом Русского географического общества, преподавателем МГИМО МИД России, кандидатом политических наук Игорем ОКУНЕВЫМ.
Игорь Окунев
— Зачем нужен «Атлас человеческого развития»?
— Вообще, атласов на эту тему не так уж много, тем более русскоязычных. Но наш совсем уникальный и не имеющий аналогов во всем мире. Дело в том, что в основу такого географического анализа и картографирования его результатов мы кладем передовые методы компьютерного моделирования и математической статистики. Во многом этот атлас открывает двери в использование новых точных методов (включая применение искусственного интеллекта) при анализе географии социально-политических процессов.
— Как соотносится человеческий потенциал и география?
— Любое явление, от облачности до человеческого потенциала, распределяется по нашей планете неравномерно: где-то облака концентрируются в таком количестве, что сопровождаются постоянными ливнями и грозами, а где-то их не бывает долгими месяцами. С человеческим потенциалом точно так же: в одних частях света условий для развития человека, его долголетия, счастливой жизни, раскрытия творческого потенциала много, а где-то совсем мало. Это географическое неравенство приводит к многим проблемам: голоду, терроризму, миграциям, избыточному потреблению и загрязнению окружающей среды. Но такое распределение хоть и неравномерное, но и не хаотическое, не случайное. География — это как раз наука про закономерности неравномерного пространственного распределения по поверхности Земли всего на свете: от гор и почв до конфликтов и человеческого потенциала.
— Интересно, что понятие «пространство» авторы атласа рассматривают двояко. Существует абсолютное (географическое) пространство и относительное (социально-политическое). Зачем нужно такое разделение?
— В этом тоже одна из ключевых новаций нашего атласа. Дело в том, что в географии мы привыкли работать с таким пространством, каким мы его видим на карте, то есть основанным на универсальной (абсолютной) системе изменений и координат (с градусами, километрами и т. д.). Но человеческая жизнь даже больше проходит в другом пространстве — относительном (или социальном), в котором системой координат и измерений выступают отношения, или, другими словами, взаимодействия между объектами. Я поясню на примере: когда вы смотрите на схему метро и определяете маршрут поездки, вам неважно, сколько между станциями километров и расположены ли они на одном меридиане. Вам важно только, как станции связаны друг с другом в линии метро и где между ними пересадки. Мы провели наш анализ как в привычном физическом пространстве, так и в математически смоделированном нами относительном пространстве международных отношений. Продолжая ту же аналогию, с Беларусью мы оказались соседними станциями, а с некоторыми странами Европы вообще произошел разрыв движения на линии.
— С точки зрения образности это понятно, но как это можно выявить научно?
— Мы решили смоделировать пространственную структуру современных международных отношений. Для этого представили мир в качестве математической матрицы 195×195 ячеек (по числу стран и наблюдателей ООН) и дальше, оценив уровень политико-экономического сотрудничества всех со всеми, создали модель размещения стран, в которой расстояние между странами отражают схожесть их внешнеполитического курса. Представьте континент, в котором расположена только Россия, ее союзники и партнеры, а от многих стран Европы этот континент теперь отделяет огромный океан.
Кластеризация мира на 20 регионов по сходству по ста различным показателям человеческого развития. Иллюстрация из книги «Атлас человеческого развития»
— Что такое термин «эффект соседства», который вы используете в атласе, и почему на нем делается акцент?
— Существует такое понятие, как первый закон географии: все влияет на все, но то, что ближе, влияет сильнее. Это и есть эффект соседства. Если успешная страна окружена бедными соседями, какова вероятность, что проблемы затронут и ее? Или если соседняя страна неэффективно решает проблемы загрязнения воздуха, сколько ни работай над этой проблемой у себя в стране, такое соседство будет оставаться негативным фактором. Для разных явлений сила такой пространственной закономерности разная (скажем, коррупционность страны ни положительно, ни негативно на соседей не влияет). Мы разработали методологию точной оценки этого параметра.
— В чем инновационность вашей работы?
— Мы получили два авторских свидетельства на полную базу из более чем ста параметров человеческого развития, собранных для всех стран мира и отдельных ее индикаторов, которые мы сами придумали и рассчитали, и одно авторское свидетельство с названием «Структура современных международных отношений: пространственные веса соседства, основанные на геополитической близости стран мира» как раз на нашу модель относительного пространства мировой политики. Это позволило нам разместить все наши данные в открытом доступе для ученых всего мира в репозитории МГИМО и специально созданном нами репозитории проекта в Гарвардском университете (это обеспечит доступ к ним англоязычной аудитории, потому что атлас одновременно вышел на русском и английском языках).
— Кстати, у атласа довольно внушительный авторский коллектив.
— Да, проект действительно потребовал больших коллективных усилий. Он длился (и еще продолжается) пять лет при поддержке государства в рамках деятельности межвузовского Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала, куда входят МГИМО, ВШЭ, РАНХиГС и Институт этнологии и антропологии РАН. Костяк авторского коллектива — сообщество молодых политико-географов МГИМО, в сборе и обработке данных нам помогали ребята из Молодежного клуба РГО при МГИМО Terra Politica. Также среди авторов и консультантов проекта исследователи из МГУ, ВШЭ, РУДН, Пермского госуниверситета, Института Европы и ИНИОН РАН, а также вузов США, Швеции и Израиля — всего 34 человека. Это была очень трудоемкая задача — программирование относительного пространства, сбор статистики, десятки миллионов расчетов на мощных компьютерах, сотни карт и т. д., так что без самоотверженной и очень талантливой команды реализовать такую задумку было бы невозможно.
Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
— Каково прагматическое значение атласа, кому он может быть полезен и в чем именно?
— Вспомните, как распространялась эпидемия в 2019–2020 годах: от страны к стране, от соседа к соседу. Государства закрывали границы, чтобы избежать эффекта соседства. То есть знание о пространственных закономерностях распространения различных явлений позволяет обществу эффективнее с ними взаимодействовать: для полезного нужно открывать границы (физические и юридические), для вредного — наоборот, закрывать. Так что аудитория атласа как прикладного инструмента — это люди, принимающие решения: в сфере государственной политики, бизнесе, некоммерческом секторе. Ну и также атлас является хорошим учебным пособием для студентов, изучающих пространственную структуру современных международных отношений и мировой экономики. Мы надеемся, что наш атлас заинтересует и ученых, которые продолжат использовать наш методологический инструментарий и усовершенствуют его.
Атлас человеческого развития: Многомерное шкалирование, кластеризация, пространственный анализ данных / Под ред. И. Ю. Окунева. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2024. — 594 с.
Айвар Валеев