В 2022 году специалисты Русского географического общества и Экспедиционного центра Минобороны России обследовали места падений американских самолётов на Камчатке и вывезли наиболее ценные для экспонирования детали боевых машин. Участники экспедиции рассказали, как они идентифицировали самолёты и с какими трудностями им пришлось столкнуться. О результатах экспедиции читайте в этом материале.
В годы Второй мировой войны Тихий океан стал основным театром военных действий между Японией и США. Часть сражений проходила на территории современной России. Американцы бомбили японские военно-морские базы, расположенные на Курильских островах. Именно отсюда 26 ноября 1941 года японская эскадра, в состав которой входили авианосцы, линкоры, крейсеры и подводные лодки, отправилась на Пёрл-Харбор.
Большое расстояние от мест сражений до военных баз, нехватка топлива и тяжёлые метеоусловия зачастую становились причинами катастроф или аварийных посадок американских самолётов на территории советского Дальнего Востока. Согласно данным из Национального управления архивов и документации США, Военно-воздушные силы США потеряли здесь не менее трёх десятков бомбардировщиков в 1943–1945 годы.
Обследовать фрагменты самолётов, идентифицировать их и вывезти артефакты для дальнейшего использования в экспозициях — основная цель совместной экспедиции РГО и Экспедиционного центра Минобороны России по исследованию мест падений американских самолётов во время боевых действий Армии США против Японии, стартовавшей в 2021 году.
Первозданная природа Камчатки. Фото: Вера Костамо
Местом проведения исследований стала Камчатка. Пять лет назад в ходе работы международной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести западные партнёры обратились к Минобороны России с просьбой уточнить информацию о судьбе военных самолётов США, пропавших в районе Камчатки в годы войны с Японией. Так и появилась идея экспедиции, подготовка к которой заняла несколько лет.
В первом экспедиционном сезоне 2021 года специалисты нашли и изучили останки пяти американских бортов на Камчатке. Главная задача второго сезона — вывоз обнаруженных обломков боевых машин и передача артефактов в профильные музеи.
Вывоз фрагмента самолёта на внешней подвеске. Фото: Вера Костамо
— В 2022 году было принято решение вывезти детали трёх бомбардировщиков, расположенных в районе бухты Вестник, мыса Ходжелайка и залива Камбальный. Мы знали точные координаты мест самолётов благодаря полученным данным от камчатских краеведов, из архивных исследований и результатов полевого этапа экспедиции 2021 года, — рассказал руководитель экспедиции Анатолий Калемберг. — С помощью вертолёта Ми-8 на внешней подвеске мы вывозили из труднодоступных камчатских мест части крыльев, хвостов, двигателей и фюзеляжей самолётов на аэродром Елизово, откуда их можно доставить в краеведческие и федеральные музеи.
Первой точкой маршрута специалистов стал тяжёлый бомбардировщик В-24 "Либерейтор" лейтенанта Дональда Тейлора, символом которого был находчивый и смелый кролик-мультяшка Багз Банни. "Bugs Bunny, What’s Up Doc", — гласила надпись на фюзеляже самолёта, согласно архивным фотографиям. 17 ноября 1944 года борт Дональда Тейлора (с заводским серийным номером 40993) потерпел крушение у северной оконечности бухты Вестник. По одной из версий, самолёт был подбит собственными снарядами при бомбометании на низкой высоте. 12 членов экипажа были найдены советской поисковой группой и возвращены на родину. На месте падения самолёта участники экспедиции обнаружили крыло со стойкой шасси, фрагменты фонаря стрелка, один из двигателей и части хвостового оперения.
Специалисты готовят детали самолёта к транспортировке. Фото: Вера Костамо
Следующая локация — мыс Ходжелайка, где среди густого стланика и крутых сопок были обнаружены крупные обломки штурмовика PV-1 "Вентура" лейтенанта Джона Пауэрса. 20 февраля 1945 года самолёт с бортовым номером 96 вылетел с Командорских островов на бомбардировку японского острова Шумшу, но был повреждён осколками собственных бомб и направился на свою базу. Однако в условиях практически нулевой видимости борт смог долететь только до южной оконечности Камчатки. Шесть членов экипажа выпрыгнули из самолёта с парашютами. Они удачно приземлились, были спасены советскими военными и через европейские страны отправлены в США.
С мыса Ходжелайка экспедиционная группа вывезла два двигателя, крыло, фрагмент хвостового фюзеляжа и большое количество мелких деталей "Вентуры".
— Мы смогли идентифицировать самолёт с помощью сокращённого заводского серийного номера — 6470, который был обнаружен на трёх деталях. Цифры были дважды выбиты на двух фрагментах капота и написаны краской на правом борту в районе хвостового оперения, — поделился руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории Сергей Катков. — На основе баз данных, которые мы собрали по документам американских архивов, нам удалось установить, что найденный самолёт — это потеря эскадрильи VPB-131 Военно-морского флота США. Учётный номер самолёта ВМС США — 49654, бортовой — 96, заводской — 6470.
Место падения бомбардировщика PV-1 "Вентура" густо заросло стлаником. Фото: Вера Костамо
Обогнув южную часть Камчатки, исследователи отправились к последней запланированной точке — самолёту PV-1 "Вентура", найденному у мыса Лопатка в районе залива Камбальный. На деталях самолёта были обнаружены десятки разных номеров. Местные жители подсказали, что в 1970-е годы с моторов самолёта были сняты идентификационные таблички, которые успели сфотографировать. Позднее исследователи получили фотографии бирки с заводским номером авиадвигателя, по которым удалось выяснить, что "Вентура" имела бортовой номер 75 и принадлежала лейтенанту Джеку Коулесу.
19 августа 1944 штурмовик Джек Коулес из эскадрильи VB-136 вылетел на бомбёжку японского аэродрома Какумабецу на острове Парамушир. После выполнения боевого задания самолёт был обстрелян зенитной артиллерией и атакован тремя японскими истребителями. Были повреждены правый двигатель, левое крыло, сбит пулемётный прицел. Самолёт Джека Коулеса пролетал над берегом Камчатки, когда остановились оба двигателя и машина камнем пошла к земле. Команде удалось спастись. Почти неделю американские лётчики провели в гостях у советских военных на мысе Лопатка, ожидая катера до Петропавловска-Камчатского. Впоследствии все пятеро членов экипажа благополучно вернулись в США.
С мыса Лопатка на внешней подвеске вертолёта участники экспедиции доставили два двигателя, крыло и небольшое количество мелких фрагментов "Вентуры" на аэродром Елизово.
Бурого медведя в зарослях высокой травы сложно заметить с первого раза. Фото: Сергей Кравцов
— Несмотря на то что мы знали точное месторасположение самолётов, суровые условия дикой природы меняли наши планы. Несколько раз мы сталкивались нос к носу с медведями. В бухте Вестник нам пришлось всемером заночевать в четырёхместном горном модуле на берегу Тихого океана. Вертолёт смог нас забрать только на следующий день. Медведи спокойно гуляли по пляжу. Один любопытный медвежонок хотел подбежать к нам, но мы спугнули его ракетницей, — рассказал поисковик, участник экспедиции Сергей Кравцов. — Также вокруг обломков произрастал непроходимый стланик: кедр, ольха. Высотой в 2–3 м деревья, как паутина, переплетались между собой колючими ветками и корнями. Приходилось длительное время прокладывать дорогу от лагеря до места работ.
Экспедиция по исследованию мест падений американских самолётов во время боевых действий Армии США против Японии будет продолжена в 2023 году. В планах — поиски не только на Камчатке, но и на Курильских островах.
О том, как СССР помогал американским военным, читайте в материале: "Первым делом — самолёты: что хотят найти на Камчатке поисковики РГО и Минобороны России".
Наталья Садовских