Экзотические путешественники: 22 сентября отмечаем Всемирный день защиты слонов

Слоны находятся на грани вымирания. Фото: Артём Зенин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Слоны находятся на грани вымирания. Фото: Артём Зенин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Экзотические путешественники: 22 сентября отмечаем Всемирный день защиты слонов Экзотические путешественники: 22 сентября отмечаем Всемирный день защиты слонов

В одном из старинных индийских стихотворений есть строчка: «Без слонов в царстве нет благолепия». Эти животные служили в индийской армии, возили раджей, помогали людям попроще в повседневной работе. Из их бивней вырезали изысканные предметы декора и украшения, а сами они были царским подарком — в самом прямом смысле слова.

Слон с заячьими ушами

На Руси об этих удивительных животных слышали еще в древности. Но, судя по дошедшим до наших дней изображениям, порой не слишком хорошо представляли себе, как на самом деле они выглядят. Иногда это было нечто среднее между лошадью и львом. Но есть и более достоверные портреты — например, лепной слон, невесть как угодивший на рельеф православного Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который был построен аж в 1234 году. Правда, и там не все гладко с анатомией — на ногах у слона выросли поистине орлиные когти, а уши больше напоминают заячьи.

Средневековые европейские представления об анатомии слонов. Фото: национальная библиотека Великобритании

Средневековые европейские представления об анатомии слонов. Фото: национальная библиотека Великобритании

Одним из первых наших соотечественников, воочию увидевших удивительное животное, был купец Афанасий Никитин. В XV веке он добрался до Индии — раньше, чем любой из прославленных европейских мореплавателей. В столь далеком путешествии Никитин оказался поневоле — когда он был в сутках пути от Астрахани, местные лихие люди ограбили его корабли, груженные драгоценной пушниной и ловчими кречетами. Товары для торговли в Ширванской земле (сейчас это территория Дагестана) купец взял в счет будущей прибыли, а потому возвращаться на родину с пустыми руками никак не мог. Вот и пришлось ему совершить «Хождение за три моря», которое он обстоятельно описал в своих путевых заметках.

«А гундустанцы все пешие и ходят… быстро, все наги да босы, в руке щит, в другой — меч, а иные с большими прямыми луками да со стрелами. Бой ведут все больше на слонах. <…> Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи, по кентарю весом, да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами».

Афанасий Никитин «Хождение за три моря»

Боевые слоны неизменно производили на путешественников из далеких стран неизгладимое впечатление. Боевой слон. Европейское изображение XIII века. Фото: национальная библиотека Великобритании

Боевые слоны неизменно производили на путешественников из далеких стран неизгладимое впечатление. Боевой слон. Европейское изображение XIII века. Фото: национальная библиотека Великобритании

Впрочем, чтобы посмотреть на слона, совершенно необязательно было ехать настолько далеко. Петр Потемкин, в 1667 году отправившийся посланником в Испанию и Францию, а в 1674 году — в Вену, видел этих животных в королевских зверинцах: «И на потешных королевских дворех полат и всякого строенья много, и в садах строенье великое и всяких доброплодных древ множество… В зверинцах львы, бобры, слоны, рыси и иных зверей много».

Оно и неудивительно — восточные правители, желая выразить доброе отношение «коллеге», нередко отправляли ему в дар именно слона. Получали такие презенты и русские цари, например Иван Грозный, которому его прислал один из иранских шахов (ученые спорят, был ли это шах Тахмасл или шах Аббас). Об этом событии писал живший в то время в Москве Генрих Штаден: «Великому князю был подарен слон вместе с арабом, который за этим слоном ухаживал. Араб получал в Москве большое жалованье. <…> Слон стоял обычно в сарае, а кругом сарая был тын».

Первый из династии Романовых, царь Михаил, тоже получил животное в дар — остались письменные упоминания от 1625 и 1626 годов, что погонщики «тешили государя на слонах», за что им пожаловали награды.

Слон в сапогах

Был царским подарком и персонаж знаменитой басни Крылова — в 1839 году он совершил далекое путешествие из Бухары в Санкт-Петербург. Надо сказать, что путь дался ему нелегко. Перезимовал слон в Оренбурге, а в мае отправился по специально составленному маршруту. Так, инструкция для служащих, сопровождавших диковинного гостя, гласила: «По прибытии в Самару должны будете следовать из оной со слоном в Симбирск, чрез селенье Теренгу, минуя показанного в маршруте уездного города Сенгилея, чтобы избежать неудобную гористую дорогу».

Как ни старались чиновники из Пограничной комиссии учесть все тонкости, силы слона они переоценили. По их замыслу животное должно было проходить 50–60 верст в день. В итоге в Самаре слону пришлось лечить ноги — он совершенно их сбил на печально известных русских дорогах. Слегка оправившись, он отправился дальше, но к Симбирску заметно ослаб, а там и вовсе заболел. Сопровождавшие перепугались, неделю выхаживали зверя, а дальше решили отправить его по реке, тем более что все сроки были сорваны и слон рисковал зазимовать в дороге. За время «круиза» царский гостинец окреп и в итоге благополучно добрался до адресата — правда, вместо 1 августа прибыл 3 октября.

В Царском Селе для него выстроили особый павильон в индийском стиле, подобрали достойный рацион. Вот что писал о нем в ноябре 1839 года Федор Литке, служивший на тот момент наставником великого князя Константина Николаевича: «Сделали прощальный визит слону… Преумное и доброе животное. Он родился от ручной пары в Бухаре — сколько мне известно… и прислан государю от хана в подарок. Егерь, на руках которого он остается, говорил, что вчера он развозился, ревел, вертелся… Он ест в день 2 пуда лепешек, которые пекут для него с маслом и сахаром, и пуд 6 сена, и выпивает два ушата воды».

В Царском Селе то и дело появлялись новые слоны: царский слоновник в 1892 году. Фото: энциклопедия Царского Села

В Царском Селе то и дело появлялись новые слоны: царский слоновник в 1892 году. Фото: энциклопедия Царского Села

Бухарскому правителю идея подарка пришлась по душе, и через десять лет он отправил в Россию очередного слона, которого умудренные опытом чиновники сразу решили доставлять водным транспортом. Расстояние для пеших переходов было куда более щадящим — 30 верст с непременным дневным «роздыхом». Кроме того, по пути следования слона заранее полетели официальные предписания, «чтобы для ночлегов и роздыхов отведены были приличные квартиры для людей, а для помещения слона просторные дворы и, если можно, крытые сараи или навесы, чтобы по возможности заготовлен был потребный для слона белый хлеб и сено; чтобы на перевалах не было никакой остановки; и приняты были бы меры к предупреждению беспорядков от стечения из любопытства народа, с которого строго воспрещено требовать за сие деньги».

Прошло десять лет. Бухарский эмир упорно продолжать слать в Россию слонов. Очередной подарок почти год прожил в Оренбурге, после чего двинулся в сторону столицы. Он уже путешествовал с комфортом: значительную часть пути проделал на судне, где был «устроен закрытый со всех сторон навес, так как слон боится вообще большого огня и без подобного навеса может пугаться ночью и от искр, выбрасываемых иногда из трубы парохода, и от яркого зарева, время от времени над нею тогда появляющегося». Для пешей же части пути зверю сшили специальные башмаки, чтобы уберечь подошвы от повреждений. Этот слон прожил в Царском Селе четыре года, а после император Александр II передарил его Московскому зоопарку.

В августе 1896 года из Абиссинии (ныне Эфиопия) прибыл к царскому двору последний из «подарочных» слонов. Николай II и его дети нежно полюбили животное, о чем свидетельствуют многочисленные архивные фотографии. Как ни печально, но, по всей видимости, слон разделил трагическую судьбу императорской семьи и был убит во время революции 1917 года.

Николай II и слон в Царском Селе Фото: энциклопедия Царского Села

Николай II и слон в Царском Селе Фото: энциклопедия Царского Села

Спасите слонов

Однако даже в годы потрясений Московский зоопарк без слонов не оставался. В 1924 году в нем обустроилась индийская слониха Джиндау из Бухарской Республики, кроме того, почтенную публику развлекало семейство азиатских слонов — пара Шанго и Молли с двумя детьми. В 1939 году их компанию пополнила африканская слониха Нонна.

Джиндау и Шанго пережили в зоопарке Великую Отечественную войну. Несмотря на проблемы с продовольствием, работники зоопарка позаботились о том, чтобы их подопечные не имели проблем с кормами, самостоятельно наладив поставки сена с подмосковных полей. Во время одного из налетов бомба попала в слоновник, и он загорелся. Слоны не растерялись, выбрались из опасного помещения и начали поливать себя водой изо рвов, попутно затушив упавшую неподалеку зажигательную бомбу.

Нынешних обитателей слоновника зовут Памир и Пипита. Вообще-то они должны были жить на Кубе, куда их в компании еще семи слонят отправили из Вьетнама — по традиции в качестве подарка. Когда теплоход, миновавший уже два океана, подходил к месту назначения, выяснилось, что у животных нет прививок от ящура. На Кубе это заболевание никогда не встречалось, и, чтобы избежать риска, власти категорически отказались принимать слонят.

Увы, с течением времени необходимость спасать слонов никуда не делась. Величественные животные уже не один век страдают из-за своих бивней — изделия слоновой кости издавна ценились. В 1989 году ООН принял решение запретить торговлю этим редким материалом по всему миру, но ситуация продолжает ухудшаться. По статистике, за последние 30 лет численность лесных африканских слонов уменьшилась на 86%, ситуация с саванными и индийскими слонами чуть лучше, но ненамного.

Экологи бьют тревогу. Индийские слоны занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы МСОП как находящиеся в опасном состоянии, африканские с 2021 года и вовсе поменяли статус: лесной оказался в списке животных, находящихся на грани полного исчезновения, а саванный — в списке вымирающих. Если так дело пойдет и дальше, наши потомки смогут увидеть слонов лишь на картинках и в какой-то момент запутаться, были ли у них когти и как именно выглядели уши. Остается лишь надеяться на то, что редкий вид удастся сохранить.

Ольга Ладыгина