Где прошла война: экспедиции РГО находят ее приметы по всей стране и помогают сохранять историю

Где прошла война: экспедиции РГО находят ее приметы по всей стране и помогают сохранять историю Где прошла война: экспедиции РГО находят ее приметы по всей стране и помогают сохранять историю
Экспедиция РГО на острове Шумш. Фото: Андрей Стрельников

Экспедиция РГО на острове Шумш. Фото: Андрей Стрельников

Следы Великой Отечественной можно обнаружить практически в любой точке России — от Дальнего Востока до запада Калининградской области, от южных границ до Арктики. Где-то до сих пор лежат обломки давно погибших самолетов, где-то ушли под воду суда, где-то средневековая крепость приняла на себя удары современного оружия. Разыскать эти места и рассказать о них — одна из экспедиционных целей Общества.

Погибший конвой и старый маяк

В августе 1944 года немецкая подводная лодка атаковала арктический конвой БД-5, что привело к самой массовой гибели людей среди арктических конвоев за всю Великую Отечественную войну. 8 августа грузовой пароход «Марина Раскова» с эскортом тральщиков Т-114, Т-116 и Т-118 направилась из Молотовска (ныне Северодвинск) в сторону самой северной точки Ямала, острова Белый — настало время смены зимовщиков. На борту находилось порядка 6 тыс. тонн грузов: топливо, снаряжение, продовольствие. Среди пассажиров были не только военные и гражданские специалисты Главного управления Северного морского пути, но и члены семей зимовщиков и военнослужащих — женщины, дети.

Капитан парохода  «Марина Раскова» и тральщики Северного флота. Фото: https://waralbum.ru

Капитан парохода «Марина Раскова» и тральщики Северного флота. Фото: https://waralbum.ru

Подводная лодка U-365 напала на конвой вечером 12 августа, до острова оставалось всего 60 миль. Первой погибла «Марина Раскова», 13 августа на дно ушли тральщики Т-114 и Т-118. Из 752 человек, находившихся на борту, спаслось меньше половины: по разным данным, в Карском море тогда погибли от 376 до 378 человек. До острова добрался только тральщик Т-116, по пути подбиравший на борт всех, кого мог. Кому-то повезло выбраться на шлюпках. И еще 10 дней над морем кружили гидросамолеты — полярные летчики разыскивали тех, кого еще можно было спасти.

За этой трагедией безмолвно наблюдал маяк «Белый», воздвигнутый на северо-западной оконечности острова, в 200 м от радиостанции. Его подробно исследовали участники экспедиции «Маяки России» — совместного проекта РГО и Центра современной истории (ЦСИ), в рамках которого специалисты центра при поддержке Общества собирали детали истории и выясняли состояние уникальных маяков. Летом 2021 года экспедиция работала на острове Белый. Специалисты исследовали неповторимый ажурный маяк, сложенный из дерева, изучали данные местных архивов, делали чертежи и фотографии полярной Эйфелевой башни, не имеющей аналогов.

Радиостанцию и маяк на Белом, который моряки между собой называли кладбищем кораблей, было решено поставить в 1932 году, когда в Москве появилось Главное управление Северного морского пути. Слишком много судов ушло здесь под воду, так что радиомаяк и световой маяк нужны были в этом месте непременно.

Остров Белый, маяк «Белый». Фото: Андрей Ткачев, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Остров Белый, маяк «Белый». Фото: Андрей Ткачев, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Поначалу дело не заладилось — вследствие некоей туманной неувязки укомплектованный штат не смог остаться на острове в 1932 году и ушел обратно вместе с оборудованием. На следующий год поначалу все тоже складывалось не слишком хорошо — судно прибыло к месту назначения поздно, выгрузка прошла неудачно, но, несмотря на все препятствия, первый арктический радиомаяк все же поставили. Окончательно работы по возведению деревянной конструкции высотой 30 с лишним метров завершились в 1936 году.

За прошедшие годы маяк сильно пострадал — истлели первые венцы вышки, нуждается в замене фундамент. В 2024 году по инициативе правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и некоммерческого партнерства «Российский центр освоения Арктики» началась реализация проекта по восстановлению этого уникального сооружения на основании фотографий и чертежей, которые удалось сделать в ходе экспедиции. Основные работы запланированы на 2025 год.

Послужной список средневековой крепости

Незадолго до Второй мировой войны немецкое руководство взялось готовить к боям фортификацию в порту Пиллау, построенную еще в XV веке. Пять столетий спустя ей вновь предстояло встать в строй — здесь возводили многочисленные долговременные огневые точки (доты), готовили простреливаемые просеки, перекрытые спиралями Бруно и проволокой на низких кольях.

Пиллау оказался серьезным противником, и взять его удалось не сразу. Территория была хорошо пристреляна, вокруг шли три пояса противотанковых рвов, многочисленные доты и траншеи. Ситуацию осложняли немецкие корабли, стоявшие на рейде и вовсю использовавшие свои артиллерийские возможности. Наши летчики столкнулись с затруднениями из-за погоды — им мешала облачность и туман. Кроме того, в Пиллау действовали около 30 зенитных батарей.

Боеприпасы доставляли по подземной железной дороге, соединявшей город-порт Пиллау (ныне Балтийск) и Фишхаузен (ныне Приморск). Выходы от этой дороги вели прямиком наверх, к казематам, где были оборудованы артиллерийские и пулеметные позиции. Советским летчикам пришлось изрядно потрудиться, чтобы накрыть этот поезд бомбовым ударом, и это им удалось лишь 20 апреля 1945 года, на 12-м заходе. 25 апреля советские войска 3-го Белорусского фронта после тяжелых кровопролитных боев наконец вошли в Пиллау.

Главные ворота Балтийской крепости. Фото: Евгений Моргунов
Главные ворота Балтийской крепости. Фото: Евгений Моргунов
Очищенные внутренние помещения крепости превращаются в музей. Фото: Евгений Моргунов
Очищенные внутренние помещения крепости превращаются в музей. Фото: Евгений Моргунов
Часть находок в процессе разбора завалов крепости перемещаются в музей. Фото: Евгений Моргунов
Часть находок в процессе разбора завалов крепости перемещаются в музей. Фото: Евгений Моргунов
/

Отступая, немцы разрушили часть помещений старой крепости города-порта, подземные переходы замуровали, а нижние этажи заминировали. Чтобы сохранить историческую постройку, советское руководство распорядилось провести срочную реставрацию, но вплоть до наших дней под полом местных казарм стоит вода, заполняя подземные этажи.

В 2021 году к исследованиям средневековой фортификации присоединились специалисты РГО и ЦСИ, приступившие к ее изучению и очистке Пиллау от завалов в рамках экспедиции «Тайны Янтарного края». Современные научные методы, такие как магнитометрические и георадарные исследования, фотограмметрия и лазерное сканирование, позволили заметно продвинуть работу вперед. На данный момент прошло уже три сезона экспедиции, одним из результатов которой стал виртуальный тур. Он позволяет каждому желающему «пройтись» по бастионам и казематам крепости, возникшей еще во времена далекой шведско-прусской войны.

На восточных рубежах

В 2014 и 2015 годах специалисты Русского географического общества работали на острове Шумшу — они искали останки наших солдат, погибших во времена Великой Отечественной войны. Возможно, в этом году участники очередной экспедиции РГО вновь доберутся до этого острова, где 18 августа 1945 года начался последний бой Второй мировой. Именно тогда на Шумшу высадился советский десант.

К этому моменту Япония уже успела подписать официальную капитуляцию, но военные на Курилах об этом еще не знали. Бои шли четыре дня, хотя переговоры о сдаче некоторые японские офицеры начали вести уже 19 августа. Другие же сдаваться не планировали, поэтому огонь по нашим воинам не прекращался вплоть до 23 августа, когда командующий на Северных Курильских островах, генерал-лейтенант Цуцуми Фусаки принял решение о капитуляции. К 1 сентября наши войска заняли уже все острова Курильской гряды — узнав о разгроме Квантунской армии и капитуляции командующего, их гарнизоны сдавались без боя.

Сейчас на острове Шумшу планируют построить музей под открытым небом, посвященный Курильской десантной операции. Однако это далеко не единственное место на островах, где сохранились следы войны. Так, в 2021 году на острове Уруп, где проходил третий сезон экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда», которую с 2019 года проводит РГО совместно с Экспедиционным центром Минобороны России, саперам пришлось обезвреживать неразорвавшийся японский снаряд.

Наряду с исследованиями в сфере биологии, вулканологии, геологии и прочих наук участники экспедиции плотно занимаются историей. За прошедшие сезоны они обследовали японские базы, стрелковые и артиллерийские позиции на ряде островов, обнаружили немало единиц военной техники времен Второй мировой. В этом году работы планируют проводить на островах Парамушир и Шумшу. В частности, в задачи экспедиции входят мемориальные работы, призванные увековечить подвиг наших солдат на Курилах.

Если пробежаться по списку экспедиций РГО, становится понятно, что война оставила свои следы практически в каждой точке России. Водолазы ищут затонувшие суда на дне Балтийского моря, поисковики обследуют места катастроф американских самолетов на Камчатке, историки изучают архивы в полярных районах, где проходила трасса Алсиб. Постепенно на свет извлекают новые документы, удается выяснить истории пропавших без вести, обезвредить до сих пор ждущие своих жертв снаряды. Впереди очередной экспедиционный сезон и тяжелая работа, результаты которой того стоят.

Ольга Ладыгина

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
21 апреля 2025
Экспедиция РГО и Минобороны «Тбилиси-2025» успешно завершилась в Красноярском крае
Дайверы изучили пароход, погибший в годы Великой Отечественной войны
Подробнее
28 января 2025
Показ фильма «Геологические маршруты: Челюскин»
Подробнее
18 июля 2024
По следам двух капитанов
Лекция об арктической авиаэкспедиции
Подробнее
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
01 декабря 2023
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее
09 мая 2023
Отнять у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла судно-легенду
Подробнее
13 января 2023
"Делай то, что никогда не делал": смотритель маяка рассказал о жизни на Урупе
Подробнее
Показать еще Загрузка