География как опора: Центр РГО в Приднестровье уже пять лет развивает образование и науку через связь с Россией

Международная просветительская акция «Географический диктант» в Тирасполе. Фото: пресс-служба Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко

Международная просветительская акция «Географический диктант» в Тирасполе. Фото: пресс-служба Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко

География как опора: Центр РГО в Приднестровье уже пять лет развивает образование и науку через связь с Россией География как опора: Центр РГО в Приднестровье уже пять лет развивает образование и науку через связь с Россией

В 2020 году в Тирасполе был учрежден Центр Русского географического общества. Уже пять лет он работает на базе Приднестровского государственного университета им. Шевченко и ежегодно проводит около 50 образовательных мероприятий для ученых, студентов и школьников, включая Географический диктант. О том, почему эта работа особо важна в текущих условиях, мы поговорили с директором приднестровского международного Центра РГО Владимиром Фоменко.

— Владимир Григорьевич, какова была миссия Центра РГО в момент создания и какая сейчас?

У значительной части населения Приднестровья (по разным оценкам, от 30 до 40%) российские паспорта. Наша система образования основана на российской. У Приднестровья и России богатый совместный культурный опыт — например, Тираспольская крепость, которую основал полководец Александр Суворов в 1792 году. В Приднестровском государственном художественном музее хранится коллекция русской живописи XVIII–XX веков. Главным хранителем общего историко-культурного наследия выступает Тираспольский объединенный музей, в чьих экспозициях, посвященных истории края, русская тема — от времен вхождения в Российскую империю до роли русскоязычного населения в современности — ключевая и сквозная.

Центр РГО организован на базе Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

Центр РГО организован на базе Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

В Приднестровье русский язык — основной язык общения, образования, ведения бизнеса. На нем говорят дома, на улице, в университетах. На русском люди читают книги, пишут научные статьи, смотрят кино и потребляют контент. Если говорить о приоритетных направлениях, сейчас для нас в первую очередь важна образовательная и просветительская функция Центра. В приднестровской школе всего один час географии в неделю. 

У молодежи есть запрос на более глубокие и системные знания. Мы проводим лекции, выставки, фестивали и конкурсы для того, чтобы повысить интерес к наукам о Земле, экологии и краеведению. 

Развитие Центра РГО в Приднестровье в текущих геополитических и социально-экономических условиях остается критически важным по нескольким причинам. Мы анализируем и совершенствуем методику преподавания географии в школах и универститетах. Географическое образование развивает критическое мышление и формирует научное мировоззрение у молодежи в формате 360. Центр помогает познанию родного края и его глубокой исторической связи с Россией. Не менее важен обмен образовательным опытом, который предотвращает научную изоляцию Приднестровья. 

Таким образом, можно сказать, что наша миссия за пять лет не поменялась. Центр был задуман как площадка для сотрудничества между российскими и приднестровскими учеными, краеведами и студентами, учителями географии и школьниками. Мы продолжаем работать в этом ключе.

Руководитель Центра РГО в Приднестровье Владимир Фоменко. Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

Руководитель Центра РГО в Приднестровье Владимир Фоменко. Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

— Сколько мероприятий вы проводите в месяц? На основе чего составляется план работы?

— Летом мы проводим одно-два мероприятия в месяц, осенью и весной их количество возрастает до четырех. Обычно количество активностей на четверть превышает запланированные. Каждое событие требует подготовки приказа или распоряжения, программы, после проведения — десятков электронных грамот, свидетельств и благодарностей, отчетов.

— Вы проводите Географический диктант и выставки работ фотоконкурса РГО «Самая красивая страна». Сколько людей принимают участие в подобных инициативах? Насколько активно откликается общество на мероприятия РГО?

— В Геодиктанте принимают участие от 150 до 300 человек ежегодно. В прошлом году диктант был впервые проведен не только в Тирасполе, в университете, но и на базе филиала Центра в Бендерском теоретическом лицее им. Берга. В просветительской акции участвуют «и пионеры, и пенсионеры». Контактный центр Россотрудничества передал нам две фотовыставки, и мы их разместили в коридорах двух корпусов университета — ежедневно мимо них проходят сотни студентов и преподавателей.

— План предполагает проведение организационных заседаний раз в квартал. Какие ключевые вопросы обычно решаются на этих встречах?

— На заседаниях обычно обсуждаем плановые мероприятия Центра, работу Молодежного клуба, формируем программы научно-просветительских открытых лекций, семинаров, круглых столов и конференций, вопросы персональных и групповых наград для учащихся и студентов, учителей и преподавателей университета. 

— Расскажите о Молодежном клубе РГО. Чем занимаются его участники? Планируете ли его развитие?

— Молодежный клуб — это профориентационная работа со школьниками, туристические слеты, походы, открытые лекции. Активность клуба обеспечивается его пресс-секретарем, студентом четвертого курса Артемием Горбуновым. 

Круглый стол ко Дню этнографа. Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

Круглый стол ко Дню этнографа. Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

Два года мы не набирали группы географов, поэтому половина работы клуба обеспечивается мной и заместителем декана по воспитательной работе Михаилом Мустей.

— Вы проводите экспертизу школьных учебных пособий. На что именно направлена эта работа? Есть ли заметные различия между подходами к преподаванию географии и биологии в Приднестровье и в России?

— На базе Центра подготовлен электронный учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений Приднестровской Молдавской Республики «Политическая, экономическая и социальная география. Региональная характеристика мира. Регионы и страны вне СНГ». За основу берется российская школьная образовательная программа, но есть и своя специфика — среди зарубежных стран изучается «соседка» Румыния. В силу того, что объем часов географии предельно мал, погружение в предмет поверхностное. Поэтому у старшеклассников многие вопросы на Геодиктанте вызывают сложности. Даже подсказки в самих заданиях не помогают — тик-токовое мышление не позволяет им понять причинно-следственные связи, вызывает ступор, а «пенсионеры» советской школы щелкают задания как орехи. 

— О чем чаще всего хотят узнать слушатели ваших лекций? Какие регионы России или страны мира вызывают у них наибольший интерес?

— Тем много — все-таки отраслевые статьи и интерпретации блогеров не так интересны, как яркие, эмоционально окрашенные, с акцентом на важных фактах выступления. Наибольший интерес вызывают открытые лекции по мировой культуре и искусству, исторической географии, краеведению, туризму. Темы, которые вызывают интерес: «Дальний Восток», «Крым», «Донбасс», «История России в XVIII веке», «Народы России», «Ремесла России», «Географические информационные системы», «Арктика», «ИИ в географии», «Российское импортозамещение», «Заводы, производящие заводы», «Достижения Китая», «Группа Дятлова», «Авария на АЭС Фукусима» и многие другие.

Круглый стол ко Дню этнографа. Фото: Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

Круглый стол ко Дню этнографа. Фото: Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

— О каких русских ученых, исследователях нужно рассказывать жителям Приднестровья?

— Наши приднестровские академики являются одновременно и российскими, поэтому конференции, посвященные им, «убивают двух зайцев». А вообще отлично зашли Ломоносов, Менделеев, Докучаев. Сейчас мы думаем с Молодежным клубом провести открытую лекцию, посвященную потенциалу, проблемам и перспективам развития современной российской географии, экспедициям, путешественникам — например, Федору Конюхову.

— В 2025 году прошла конференция, посвященная 300-летию со дня рождения полководца Петра Румянцева. Почему для Центра РГО важно отмечать такие даты?

— Это элемент патриотического воспитания. Такие темы всегда возбуждают интерес и любовь к родному краю, особенно если докладывает ученик, родившийся в одном селе с выдающимся земляком. Конференцию мы провели в январе, в разгар блокады. Свет был, а отопления в университете, как и в домах приднестровцев, не было. Несмотря на трудности, пришли учителя истории и географии, школьники, музейные работники, представители военно-патриотических организаций, много задавали вопросов, дискутировали — в изоляции люди соскучились по живому общению.

Географический диктант проходит при поддержке Россотрудничества. Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

Географический диктант проходит при поддержке Россотрудничества. Фото: пресс-служба ПГУ им. Т. Г. Шевченко

— Ряд мероприятий посвящен экологическим датам (День защиты рек, День метеоролога, День Земли). Как вы оцениваете экологическую грамотность в регионе и что делает Центр РГО для ее повышения?

— Непосредственно Центр экологические акции не проводит, но активно участвует — посадка деревьев, уборка мусора на берегах Днестра, очистка маршрута экологической тропы в заповеднике «Ягорлык», участие в эколого-туристических проектах школ и турклубов.

— Если бы у центра было больше ресурсов, какое направление деятельности вы бы развили в первую очередь? Какие планы пока не удается реализовать?

— В условиях жестокой реальности остается только мечтать. Под боком военные действия, рядом Кишинев, студентов и школьников даже в старый Орхей свозить не можем — режим экономии, проблемы с паспортами, административные препятствия.

— Как жители Приднестровья могут присоединиться к деятельности Русского географического общества? Что нужно сделать, чтобы стать частью Центра?

— Самый мощный эффект имеет «сарафанное радио» — одни участники Геодиктанта или круглого стола привлекают других: учеников, студентов других факультетов, друзей, родственников, коллег. Каждый, кто хочет проявить инициативу, может написать мне на почту fomenkovol@mail.ru или обратиться к нам через пресс-службу универститета. 

Мария Булдакова 

89 просмотров