Фото: Андрей Белавин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Впервые он упоминается в «Повести временных лет» в 1024 году. С тех пор город пережил многое: успел побывать столицей княжества, стать жертвой набегов и пристанищем нескольких опальных цариц, попробовать себя в качестве киноактера и туристической достопримечательности. За тысячелетнюю историю он не растерял своей самобытности и до сих пор притягивает любителей старины и желающих погрузиться в прошлое.
Древние сокровища
Будучи древним городом, Суздаль давно привлекает внимание археологов. Оно и неудивительно — здесь даже рядовые жители, обрабатывая свои огороды, время от времени обнаруживают монетки, пуговицы и прочие «сувениры» из прошлых веков. Специалисты же, ведущие систематические раскопки, не раз находили исключительно ценные памятники старины.
В 1979 году на территории местного кремля отрыли три браслета, сделанных из чистого самородного золота — его проба оказалась 999. Случилось это в ходе Владимиро-Суздальской экспедиции Института археологии Академии наук СССР и Владимиро-Суздальского музея, специалисты которой исследовали слои XI века. Внешне украшения выглядят весьма лаконично — простые, гладкие, чуть сужающиеся к концам. Зато их вес впечатляет — вместе они потянули на 300 г. Каждый из браслетов оказался равноценен двум гривнам того времени. Знаменитый археолог и исследователь Древней Руси Борис Рыбаков подсчитал, что эти «безделушки» по стоимости были такими же, как и годовая дань с двух небольших городских центров.
Находка. Фото: Олег Круглов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Впрочем, ценность находки определяется не ее ценой. Уникальные исторические артефакты позволяют заглянуть в глубины истории, узнать, кто и как жил на Руси тысячу лет назад. И пусть золото попадается исследователям не так уж часто, в целом Суздаль достаточно щедр.
Вот уже свыше 20 лет археологи проводят раскопки в Суздальском Ополье — на его территории нашли свыше 400 средневековых поселений, датируемых XI–XIV веками. Среди находок есть и указывающие на «усадьбы знати», например украшенное инкрустацией навершие рукояти меча, крест с эмалью, подвеска из денария — английской монеты времен Кнута Великого. Есть и более простые, повседневные предметы, позволяющие заглянуть в быт наших далеких предков, понять, какими инструментами, посудой, одеждой и украшениями они пользовались.
Например, в 2021 году на правобережье Нерли в одном из поселений Ополья раскопали клад с женскими украшениями времен Великого переселения народов. Изготовленные из бисера и цветных металлов, они явно указывали на то, что хозяйка была из поволжских финнов. Сложный головной убор, браслеты и бусы не просто позволяют оценить мастерство древних ювелиров, но и могут многое рассказать о семье и роде своей владелицы.
Помимо археологических находок, Суздаль богат и увлекательными историями из прошлого, которые сохранились в древних документах и местных легендах. И это тоже своего рода сокровища.
«Царская» обитель
Покровский монастырь, по преданию, основал Суздальский и Нижегородский князь Андрей. По пути из Нижнего Новгорода в Суздаль он попал в жестокую бурю и якобы поклялся «монастырь соградить инокиням», если останется в живых. В итоге, благополучно добравшись до места назначения, он выполнил свое слово и выстроил обитель, в которой позже коротали дни опальные царские жены.
Первой из них стала супруга Василия III Соломония Сабурова, которую князь в 1505 году выбрал из 500 красавиц, претендовавших на его руку. Они прожили вместе 20 лет, при этом детей у пары не было. Обеспокоенный отсутствием наследника, князь в итоге решил развестись с женой, которую и отправил в Покровский монастырь, предварительно вложив изрядную сумму в его обустройство — белокаменный комплекс, дошедший до наших дней, был выстроен именно стараниями Василия III.
Церковь была против развода князя, который в итоге даже отправил некоторых из представителей епархии в ссылку — например, сурово осуждавшего его митрополита Варлаама и преподобного Максима Грека. В итоге под мрачные пророчества Иерусалимского патриарха Марка, грозившего, что ребенок от второй жены поразит мир жестокостью, Василий все же оставил неугодную супругу и женился на Елене Глинской. Она и родила ему вожделенного наследника — сына Ивана, вошедшего в историю как Грозный.
Панорама Покровского женского монастыря. Фото: Сергей Русанов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Соломония тоже была категорически против развода — по одной из легенд, она на тот момент и сама готовилась стать матерью. Но, увы, ее сын якобы родился уже в монастыре, куда она отчаянно не хотела уходить. Дипломат Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн писал, что Соломония «энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил ее бичом. После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью». Действительно ли она родила сына Георгия, неизвестно — документов на этот счет не сохранилось. Но по одному из мифов, именно он стал Кудеяром-атаманом, о котором много веков ходили легенды и писал Николай Некрасов.
Соломония в итоге прожила в обители 17 лет под именем Софии, а после смерти была канонизирована. К ее мощам и поныне приезжают — считается, что, помолившись Софии Суздальской, можно зачать долгожданного ребенка.
Иван Грозный, пойдя по стопам отца, тоже при случае отправлял в Покровский монастырь жен, от которых хотел избавиться. Свои дни окончила там его четвертая жена Анна Колтовская, туда же постригли его пятую жену Анну Васильчикову. Туда же отправилась и Евдокия Сабурова, первая супруга сына Ивана Грозного — Ивана, а за ней и вторая его жена — Феодосия Соловая. Если покопаться в истории обители, можно обнаружить еще многих знатных женщин, по тем или иным причинам постриженных в монахини. Последней коронованной инокиней стала жена Петра I Евдокия Лопухина, от которой царь отделался, чтобы жениться на Екатерине I.
Монастырь на правом берегу Каменки действует до сих пор и выглядит точь-в-точь как в те давние времена. Правда, теперь туда уже никого насильственно не постригают.
Город-киноактер
Покровский монастырь — не единственное историческое строение, сохранившее свой аутентичный облик. Город в целом ухитрился не слишком сильно измениться за прошедшие века. А потому с развитием кинематографа режиссеры потянулись сюда, чтобы снимать фильмы, где требовался антураж старины.
В 1964 году в Суздале отреставрировали несколько церквей — они попадали в кадр. В городе снимали комедию «Женитьба Бальзаминова», для которой нужна была атмосфера Москвы XIX века, той, в которой было «сорок сороков церквей». Помимо нарядных храмов и хорошо сохранившегося Кремля здесь радовали глаз уютные палисадники, прогуливающиеся по улицам куры и гуси, приземистые деревянные постройки. Домик, который сыграл роль родового гнезда Бальзаминова, и сейчас вполне узнаваем, он стоит на улице Старой.
Мечты главного героя снимали неподалеку — буквально в ста метрах, у Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря, а также на Торговой площади и в кремле.
Окно в старину. Фото: Ильдар Ямбиков, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Годом позже в город приехал Андрей Тарковский снимать «Андрея Рублева». Теперь в кадр попали три монастыря: Покровский (тот самый, где прежде держали опальных цариц), а также Александровский и Спасо-Евфимиев. Сейчас на берегу реки Каменки стоит памятник режиссеру, открытый в 2017 году. Именно в этой точке Тарковский решил, где будет снимать последнюю новеллу фильма.
НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг) из знаменитых «Чародеев» 1982 года тоже находится в Суздале. При помощи монтажа гостиницу «Союз» увенчали двускатной крышей ресторана «Суздаль», вот и получился «волшебный» институт. Как ресторан выглядит внутри, также можно увидеть в финальных кадрах фильма — празднование Нового года снимали именно там.
В 2009 году город вновь «превратили» в Москву — Павел Лунгин решил, что именно здесь будет работать над картиной «Царь» об Иване Грозном и митрополите Филиппе. «В Суздале атмосфера правильная — нет домов выше двух этажей, нет промышленности, этот город вне времени», — пояснял свой выбор режиссер.
Пожалуй, это самое точное определение, которое можно подобрать. Поэтому и едут сюда кинематографисты снимать то XVI век, то XIX. Поэтому и работают археологи 20 с лишним лет, с каждым годом находя все новые артефакты вековой давности. Да и гости в Суздале не переводятся — каждому хочется иногда поиграть в машину времени.
Ольга Ладыгина