
Имя для медали. Фото: коллаж на основе материалов фонда Научного архива РГО
Русское географическое общество всегда по достоинству ценило тех, кто посвящал себя исследованиям далеких земель. Многие из них получили различные медали, учрежденные РГО, от золотой Константиновской до Малой серебряной. Но лишь редкие путешественники, сыгравшие совершенно особую роль в географии, удостоились иных медалей — тех, которых назвали в их честь.
Впереди первых
Первопроходцев, которые внесли заметный вклад в развитие науки, в истории РГО немало, но среди них есть особенно великие. Один из них — Николай Пржевальский, который сумел сыграть настолько значимую роль в изучении неведомых земель, что Общество учредило медаль его имени.
Путешествуя по Центрально-Азиатскому плоскогорью, он стал первым, кто нанес на карту озера Лобнор, Кукунор и Русское, исследовал верховья рек Хуанхэ и Янцзы, описал горные цепи Хурху и Алтын-Таг, а также реку Тарим. При этом картографией сфера его деятельности не ограничивалась. Он описал свыше 200 видов растений и десятки видов животных, а собранные им зоологические коллекции насчитывают более 700 экземпляров млекопитающих 113 видов, порядка 5 тыс. птиц 425 видов, 1,2 тыс. пресмыкающихся и свыше 10 тыс. насекомых. Не отстают и ботанические — гербарии, собранные Пржевальским в путешествиях, включают в себя порядка 16 тыс. растений 1,7 тыс. видов. Из одной только третьей экспедиции в Центральную Азию он привез коллекцию различных образцов общим весом примерно 1,6 тыс. кг. Он проводил метеорологические наблюдения и добывал этнографические сведения о народах, про которые в России никто ничего не знал, — северных тибетцах, тангутах, дунганах и многих других.
Петр Семенов-Тян-Шанский, работая над «Историей полувековой деятельности Русского географического общества», выделил целый период, который обозначил как период экспедиций Н. М. Пржевальского — настолько он был убежден, что работы Николая Михайловича создали целую эпоху в развитии географической науки.
«Его путешествия, начавшиеся в 1871 году и оборвавшиеся с его смертью в 1888 году, в корне изменили карту Центральной Азии. Его деятельность требует особого рассмотрения, и ее можно считать поворотным пунктом во всей истории исследований этого района».
Иннокентий Козлов «Великий путешественник»
Помимо всего прочего, Николай Пржевальский оказался блестящим организатором и внимательным руководителем. Его экспедиции всегда были скрупулезно подготовлены, и он ухитрился не потерять в них ни одного человека, что по тем временам было невероятным. Начав свою карьеру с преподавательской деятельности, Пржевальский и в путешествиях продолжал воспитывать учеников — и настолько успешно, что многие из них сами стали всемирно известными исследователями. Среди них — Петр Козлов и Всеволод Роборовский, оказавшиеся в числе самых первых лауреатов медали Пржевальского.

Участники первой Тибетской экспедиции. Фото: Научный архив РГО
«Я согласен на медаль»
Русское географическое общество учредило медаль Пржевальского в 1891 году в память о заслугах знаменитого первопроходца. Чеканить ее надлежало из серебра, но по своей значимости эта Большая серебряная медаль, как указывалось в соответствующем положении, приравнивалась «к малым золотым медалям, выдаваемым Императорским Русским географическим обществом за труды в кругу деятельности общества». За кабинетные исследования получить ее было невозможно — только за путешествия.
Помимо медали, особо выдающимся путешественникам выдавали также премию имени Пржевальского. Началось все с того, что в 1890 году Совет РГО добился разрешения поставить великому первооткрывателю памятник в Санкт-Петербурге. Чтобы собрать средства на его сооружение, 1 декабря 1890 года по всей России была открыта подписка, и люди откликнулись настолько живо, что денег оказалось куда больше, чем нужно было для строительства монумента, — 30 тыс. руб. Оставшиеся 18,7 тыс. и составили капитал премии Пржевальского.
В советское время награду «повысили» до золотой. Случилось это 26 августа 1946 года, когда Совет министров СССР утвердил новое положение о наградах Географического общества — в частности, учредил золотую медаль им. Н. М. Пржевальского. Ее надлежало вручать раз в два года за труды в области картографии, геодезии, геоморфологии, математической и военной географии, а также за путешествия по малоизученным местам, результаты которых имели важное значение для науки. Премия составляла весьма значительную по тем временам сумму — 1 тыс. руб. Не так давно положение о наградах обновили, и медаль Пржевальского по-прежнему занимает в нем почетное место.

Золотая медаль имени Н. М. Пржевальского
«Медаль присуждается за следующие заслуги:
1. Новые и важные географические открытия на равнинах и в горных странах.
2. Сухопутные исследования обширных и малоизученных местностей, имеющих уникальное значение для географической науки.
3. Сочинения, посвященные актуальным проблемам картографии, геодезии, военной географии, ландшафтоведения, биогеографии, математической географии и геоморфологии, заключающие в себе глубокий анализ имеющегося материала, если эти сочинения посвящены актуальным вопросам развития науки».
Положение о Золотой медали им. Н. М. Пржевальского от 2025 года
Имени Пржевальского
Первыми, кто был удостоен почетной награды в 1891 году, стали Карл Богданович, Михаил Грумм-Гржимайло, Петр Козлов и Всеволод Роборовский.
В 1889 году Императорское Русское географическое общество снарядило экспедицию в Тибет и Куньлунь. Изначально организацией этой экспедиции занимался сам Николай Михайлович, но к моменту ее начала он уже скончался. Во главе встал ученик Пржевальского Михаил Певцов, а Богданович, Козлов и Роборовский были его спутниками. В ходе этого путешествия они провели маршрутную съемку, протяженность которой оказалась более 10 тыс. км, и определили по пути 30 астрономических пунктов. Результатом этой работы стала карта Восточного Туркестана и северной окраины Тибетского нагорья. Также во время этого похода в 1890 году исследователи открыли Токсунскую впадину.
Геолог Богданович, помимо общих геологических исследований, собрал отдельный материал по месторождениям нефрита в Куньлуне, чему по завершении экспедиции посвятил отдельную статью. Также исследователи привезли обширные коллекции — геологические, зоологические и ботанические. Певцов в итоге получил высшую награду Географического общества — Константиновскую медаль, а Богданович, Козлов и Роборовский стали первыми лауреатами только что учрежденной медали Пржевальского.
Михаил Грумм-Гржимайло также исследовал в 1889 и 1890 годах Азию — вместе со своим братом Григорием он отправился в Восточный Тянь-Шань и Наньшань. Именно в ходе этого путешествия была открыта Турфанская котловина глубиной на 130 м ниже уровня океана, на дне которой устроилось мелкое соленое озеро Айдынкель. Участники экспедиции первыми успешно поохотились на лошадь Пржевальского — сам Николай Михайлович видел ее лишь издалека и привез из своих путешествий шкуру, которую ему подарили.
В ходе экспедиции братья Грумм-Гржимайло преодолели 7250 км, по пути определив абсолютные высоты в 140 пунктах и географические координаты в 30 точках. Они вели метеорологические наблюдения и собрали обширные коллекции: зоологическая насчитывала 214 млекопитающих, 1150 птиц, 400 яиц с гнездами, порядка сотни рыб и 105 пресмыкающихся с земноводными, 35 тыс. насекомых; ботаническая — 800 листов гербария; геологическая — 850 образцов горных пород.

Материалы экспедиции Г. Е. Грумм-Гржимайло. Фото: elib.rgo.ru
«На свою экспедицию мы смотрим глазами Пржевальского, метко назвавшего свои исследования в Центральной Азии научными рекогносцировками. До некоторой степени мы пополнили изыскания знаменитого путешественника; но как после него, так и после нас осталось еще много неизведанного в Средней Азии, и едва ли скоро наступит то время, когда удастся окончательно сорвать с этой части земного шара скрывающий ее таинственный покров».
Григорий Грумм-Гржимайло
Вполне закономерно, что по результатам экспедиции Григорий Грумм-Гржимайло получил премию им. Н. М. Пржевальского, после чего вручил брату и другим лауреатам медаль его же имени.
С тех пор прошло почти 135 лет, но возможности исследования Земли безграничны, так что и сейчас медаль Пржевальского находит достойных лауреатов. Так, в 2015 году ее вручили Георгию Рычагову за вклад в развитие геоморфологии и исследование истории Каспийского моря, а в 2024 году — вице-президенту РГО Александр Чибилеву за сухопутные исследования обширных и малоизученных местностей, имеющих уникальное значение для географической науки.
Ольга Ладыгина