Схема из работы Мушкетова «Материалы для изучения геогностического строения и рудных богатств Златоустовского горного округа в Южном Урале». Фото: https://viewer.rusneb.ru
Он изучал пески Туркестана, минеральные воды Крыма, ледники Кавказа и вечную мерзлоту Сибири. К нему прислушивались в Русском географическом обществе и признавали его заслуги в Венском. Он помогал проложить Закаспийскую, Кавказскую и Кругобайкальскую железные дороги и воспитал учеников, которые стали знаменитостями.
Через пески Азии
Свои таланты в области геологии Иван Мушкетов начал реализовывать со студенческих пор. Еще не успев окончить Горный институт в Санкт-Петербурге, куда он поступил как стипендиат войска Донского, Мушкетов открыл на Урале три ранее там неизвестных минерала. Пройдя практику на Урале и доучившись, в 1874 году он отправился путешествовать по Средней Азии.
Оказался Мушкетов там стараниями горного инженера Константина Гилева, который пришел к выводу, что регион требует серьезных исследований. В рапорте к генерал-губернатору Туркестана Константину Кауфману от писал: «Ознакомившись с потребностями края со стороны своей специальности, я не мог не заметить настоятельной надобности в серьезных геологических исследованиях. Поэтому я обратился к одному из профессоров Горного института с просьбой рекомендовать мне для занятия места одного из младших чиновников… специально занимающегося геологией и обещающего добросовестно относиться к делу. Профессор Еремеев рекомендовал мне как такового горного инженера Мушкетова».
Иван Васильевич Мушкетов. Фото: https://ru.wikipedia.org
Одной из первоочередных задач, которую Гилев поставил перед молодым геологом, был поиск крупных месторождений каменного угля. Уже появились проекты железнодорожной линии по Средней Азии, пора было задуматься о том, как обеспечить топливом будущий транспорт. Так Мушкетов отправился исследовать окрестности Ташкента. Он обследовал Татариновскую копь в хребте Каратау, долины Боралдая, Арыса и Бадама, небольшое угольное месторождение Кызыл-Тал в верховьях реки Угама, выходы горных пород в бассейне реки Келеса.
В 1880 году за исследования в Средней Азии Иван Мушкетов получил высшую награду Императорского Русского географического общества — золотую Константиновскую медаль. За время экспедиций он собрал подробную информацию практически обо всей нагорной части Туркестанского края, захватив также в своих исследованиях часть Бухарского ханства и песков Каракумы и Кызыл-Кумы. Именно он вместе с профессором Горного института Геннадием Романовским составил первую геологическую карту этих мест.
Геологическая карта Закаспийской области. Фото: https://viewer.rusneb.ru
В 1886 году на Мушкетова вышел генерал-лейтенант Михаил Анненков, отвечавший за строительство Закаспийской железной дороги. Нужно было произвести геологические изыскания по трассе, чтобы разобраться, можно ли использовать подземные воды для питья и технических нужд и как бороться с летучими песками. Предложение было для геолога весьма интересным и давало продолжить исследования в Туркестане, но текущие дела никак не позволяли ему отправиться в экспедицию.
Тогда Мушкетов отрядил в распоряжение Анненкова двух своих учеников — Владимира Обручева и Карла Богдановича, для которых составил подробнейшее руководство и программы исследований. Он исходил из того, что «геологические исследования… по линии Закаспийской… железной дороги вызываются не только научным интересом, но главным образом некоторыми практическими вопросами, как, например, необходимостью выяснить водоносные горизонты в степи, условия происхождения источников, летучих песков и пр.».
Поэтому Богданович получил, в частности, задание «по склонам долин и особенно в верховьях внимательно отмечать все имеющиеся источники пресной или минеральной воды и условия их выхода на поверхность». Обручев же должен был в ходе путешествия «собирать самые подробные данные о простых и артезианских колодцах, кирязах или подземных арыках и вообще источниках воды. Определить глубину колодцев до горизонта воды, глубину воды, количество и качество воды хотя бы в самых общих чертах… Где возможно, определять порядок наслоения в разрезах колодцев и собирать образцы водоносных слоев, питающих колодцы».
Мушкетов также составил детальную инструкцию, как именно нужно собирать информацию о характере и распространении летучих песков. Программа была написана настолько доходчиво, что ею могли пользоваться рядовые служащие Закаспийской железной дороги.
Вода на станции Бахарден Закаспийской железной дороги, 1890 год. Фото: https://ru.wikipedia.org
Читайте также: «Иван Мушкетов: человек с "каменным сердцем"»
По хребтам Кавказа и в вечной мерзлоте Сибири
В 1895 году в Геологический комитет обратилось правление Владикавказской железной дороги — просили отправить Ивана Мушкетова провести геологические исследования по трассе проектируемой линии от станции Невинномысской через Главный Кавказский хребет до Сухуми. Ученый, как всегда, был занят, но тут отказаться не смог и отправился изучать геологическое строение горного участка трасы. Помимо прочего, нужно было выяснить, как лучше прокладывать туннель через Главный хребет и оценить характеристики подземных вод. Также в задачу входило исследование залежей полезных ископаемых, особенно тех, которые можно было использовать при строительстве магистрали.
Опыт горных экспедиций подсказал Мушкетову, что ехать в путешествие лучше всего в конце июля — августе, так как в этот период погода обычно довольно сухая. Путь участников экспедиции пролегал вверх по Теберде к трем рукавам ущелья Аманаус. Исследования подтвердили, что без туннеля обойтись никак не получится. К счастью, северный склон Главного Кавказского хребта оказался сложен из достаточно надежных пород, так что укреплять его не было необходимости, а значит, строительство не требовало дополнительных средств.
Кавказом дело не ограничилось, знания Мушкетова требовались также на Байкале. Годом раньше, в декабре 1894-го, Управление по сооружению Транссиба обратилось в Географическое общество с просьбой подготовить публикацию, посвященную вечной мерзлоте. Задачу поручили Мушкетову, который ровно через год отправил в печать «Инструкцию для изучения мерзлоты почвы в Сибири». В феврале работа вышла в «Известиях Русского географического общества», а заодно с ней — «Инструкция горной партии Амурского участка при изысканиях Сибирской железной дороги», также разработанная Мушкетовым.
Три изыскательские партии отправились изучать возможные маршруты Кругобайкальской железной дороги, Мушкетова же Министерство путей сообщения попросило ими руководить. Геологические условия оставляли желать лучшего: крутые склоны угрожали оползнями, сложный рельеф требовал множества туннелей, да и опыта возведения железных дорог в условиях вечной мерзлоты практически не было.
В мае 1900 года ученый приехал на Байкал, где лично посетил район изысканий, чтобы на месте разобраться, как ведутся исследования и разведки. Он проехал по всем предлагаемым вдоль побережья озера маршрутам, после чего отправился в путь по реке Иркуту и через Зыркузунский перевал. В результате к поисковым партиям добавилась еще одна группа — для детального исследования окрестностей реки и Зыркузунского хребта.
Мушкетов и раньше занимался Байкалом, под его редакцией была выпущена Геологическая карта береговой линии озера Байкал. Фото: https://viewer.rusneb.ru
К 1 августа работы были закончены. Их результатами Мушкетов остался весьма доволен и отмечал, что «горные партии не только выполнили данную им программу, составленную мною в 1899 году, но сделали больше и представили такие детали, которые не требовались программой… что имеет важное значение не только при определении направления, но и при постройке дороги». Выбор среди предложенных трасс был непростым и вызвал немало споров, но в итоге рельсы проложили именно по тому маршруту, в поддержку которого высказывался Мушкетов.
Учитель и ученики
Преподавать ученый начал всего через четыре года после того, как сам окончил университет: в 1877 году он защитил диссертацию на степень адъюнкт-профессора и в том же году стал работать на кафедре геологии, геогнозии и рудных месторождений. Своими учениками он мог гордиться не меньше, чем личными достижениями в науке.
И Карл Богданович, и Владимир Обручев, собиравшие под научным руководством Мушкетова материалы для Закаспийской железной дороги, со временем получили золотую Константиновскую медаль РГО, а также медаль имени Пржевальского и множество других наград. Оба они впоследствии вспоминали, что в первых самостоятельных исследованиях нередко обращались за помощью к Мушкетову и неизменно ее получали.
«Наконец-то я покончил с отчетом, — писал ему Обручев 19 декабря 1888 года. — Все же я надеюсь, что главные вопросы, поставленные мне в Вашей программе, я разъяснил удовлетворительно и составил довольно ясную картину Закаспийской низменности… В заключение позвольте еще раз искренне поблагодарить Вас, высокоуважаемый Иван Васильевич, за Ваше постоянное внимание ко мне и руководство по Закаспийским работам». Мушкетов согласился, что работа проделана удовлетворительно, и рекомендовал ее к печати — в 1890 году она была опубликована в «Записках Императорского Русского географического общества». Работы Богдановича также были изданы по представлению профессора.
Ученики шли к нему не только за профессиональным советом. Когда генерал Анненков в 1888 году решил отказаться от услуг Обручева и Богдановича, не уплатив им даже за дорогу от Ашхабада до Петербурга, они кинулись за помощью именно к Мушкетову. Тот немедленно написал генералу, подробно обрисовав заслуги своих учеников, после чего Анненков отменил свое распоряжение, оплатил им содержание и путевые расходы.
Написанная профессором «Физическая геология» пользовалась огромным спросом, достать ее было непросто. Работавший на кафедре геологии в Сельскохозяйственном институте Евграф Федоров просил Мушкетова, чтобы тот выслал ему «во что бы то ни стало два экземпляра», поскольку он обещал их студентам «для приготовления к экзамену», а «в магазинах здесь не имеется». Особенную ценность книга представляла для инженеров-путейцев — составляя учебник, Мушкетов учел специфику их работы и особо указал сведения о том, какие горные породы подходят для строительства и под фундаменты. Кроме того, он привел в учебнике рекомендации и примеры защиты инженерных сооружений от оползней, летучих песков и других разрушительных природных процессов.
«Физическая геология» - ничем не примечательная обложка, но внутри «инструкции по изучению Земли»... Фото: https://viewer.rusneb.ru
Студенты-геологи и географы вырастали, становились первооткрывателями и давали фамилию профессора ледникам, проливу, минералу, ископаемым организмам. В 1893 году появилась железнодорожная станция Мушкетово, а там был построен и пристанционный поселок его имени на бывших землях войска Донского — тех самых, где он когда-то родился.
Ольга Ладыгина