Даже сегодня эти места кажутся подчас настоящим краем света. Фото предоставлено участниками экспедиции
В эти дни проходит третий этап экспедиции Русского географического общества и Минобороны РФ по обследованию трассы Алсиб. На этот раз поисковики обследуют якутский участок этой трассы. Их цель — зафиксировать уже известные места падений самолетов, а также найти новые, где могут находиться остатки пропавших на трассе самолетов. Как происходят поиски и что удалось найти — об этом рассказ нашего постоянного автора, участника экспедиции Алексея НИКУЛИНА.
Методом Жеглова
Экспедиция началась в конце августа с обследования места падения самолета «Аэрокобра» в 150 км от Якутска. Пока принадлежность и обстоятельства гибели этой машины не ясны. Будут номера агрегатов — попробуем установить. Но координаты установлены и зафиксированы.
Место падения самолета «Аэрокобра». Фото предоставлено участниками экспедиции
Ну а мы действуем по плану: загрузились в транспортную «вертушку» Ми-26 и выдвинулись в следующую точку маршрута — поселок Хандыга. И вот здесь в планы вмешалась матушка-природа — погода не позволила двинуться дальше. Терять время на простой до чертиков жалко. В прошлом году на Чукотке погода на редкость регулярно «прибивала» нас к полосе. И тогда старались потратить время с пользой.
На этот раз мы решили найти место покрасивее, чтобы не только полюбоваться красотами Якутии, хотя прямо скажу — есть где помедитировать. В этом легко убедиться, глядя на местные пейзажи.
Поскольку объем возимого оборудования весьма значителен, а часть экспедиционной команды на этот раз пополнилась новыми членами, мы решили потренироваться в развертывании лагеря и проверке всего оборудования.
А пока ждем погодного окошка, чтобы двинуться дальше. Все живы, здоровы, сыты, но мечтаем доползти до подушек.
Обычно разведка начинается с опроса местных жителей. Как говорил Глеб Жеглов: «Всегда найдется человек, который что-то видел, что-то слышал». Вот и мы «присели» в поселке золотоискателей Аллах-Юнь — местные жители хотя и говорят об «Аэрокобре», найденной в районе слияния рек Белой и Мутула, но точных ориентиров так и не получили. Кроме того, сам факт обнаружения самолета оброс легендами о якобы проданном истребителе в Штаты в 1990-х годах. Причем цифра называется астрономическая — $1 млн. По мне, так это не легенда, а скорее миф. За эти деньги машина должна быть в относительно целом состоянии, что вряд ли — при аварийной посадке самолет превращается в набор запчастей, крупных и не очень.
На несколько дней разбили поисковый лагерь на каменной косе.
Дорог нет, тайга местами непроходима, вокруг мишки ходят, но красиво — это точно! Единственная дорога — это река. Если есть лодка с водометом, а она у нас есть, то можно двинуть на разведку водой. Что мы и сделали — отработали две точки в 15 и 18 км вверх по течению. Я вам скажу, это тот еще экстрим: проходить пороги может человек с «железными бубенцами» — чуть зазевался и «уснул».
Обратно вернулись в сумерках и на веслах — кончился бензин. Утром проверили еще одну точку, правда, на этот раз топтали тайгу. То, что мы приняли за обломки самолета, оказалось охотничьей заимкой. В Хандыге заправляемся и летим дальше — в район административного центра Оймяконского улуса поселка Усть-Нера.
Разведка на лодке. Фото предоставлено участниками экспедиции
«Борт Чередниченко»
Наша цель — место катастрофы бомбардировщика А-20 «Бостон» на якутском участке Алсиба.
Архивы сохранили крайне мало сведений о судьбе экипажа. Командир и бортстрелок погибли. Штурман выпрыгнул с парашютом и выжил. Никаких отчетов, актов, рапортов — ничего.
Возможно, они найдутся, но пока мы имеем возможность обследовать место катастрофы. К слову, «Бостон» считался надежной и до известной степени универсальной машиной. Он выпускался в модификации легкого бомбардировщика, штурмовика, ночного истребителя и торпедоносца и пользовался доброй репутацией у летчиков Северного флота не только из-за хороших летных характеристик, а еще из-за отапливаемой пилотской кабины и наличия туалета. «Бостоны» воевали в минно-торпедной авиации всех флотов.
Бомбардировщик А-20 «Бостон». Фото: https://wikipedia.org/Library of Congress/call number LC-USW361-203
Справка
А-20 «Бостон» — разработка компании «Дуглас». Конструктивно представляет собой цельнометаллический высокоплан. Самолет имел трехстоечное шасси с носовым колесом, что было необычно для того времени, и имел взаимозаменяемые носовые секции фюзеляжа для вариантов штурмовика или бомбардировщика. Два двигателя «Райт R-2600-23», стоявшие на A-20G, развивали мощность 1600 л. с. каждый. Экипаж — два-три человека: летчик, штурман и задний стрелок в зависимости от выполняемых задач. Максимальная скорость — 520 км/ч. Крейсерская скорость — 390 км/ч. Практический потолок — 7,2 тыс. м.
Первый полет А-20 совершил 17 августа 1939 года. Серийный выпуск — с октября 1939 по сентябрь 1944 года. В 1943 году через Аляску и Иран начала прибывать новая модификация A-20G (у нас обычно обозначавшаяся А-20Ж, отсюда одно из его прозвищ — «жучок»). В 1943 году в Советский Союз поступило 1360 самолетов А-20 разных модификаций, в 1944 году — 743, в 1945 году через советскую военную приемку прошел всего один «Бостон».
Период эксплуатации: с ноября 1939 года (Франция) по 1953 год (СССР). Количество выпущенных самолетов — 7478.
Самолет получил мощное пулеметно-пушечное вооружение, установленное в носу, — четыре 20-миллиметровые пушки М-1 (боекомплект — 60 выстрелов на ствол) и два 12,7-миллиметровых пулемета «Браунинг M2» (500 выстрелов на ствол) на первых 250 машинах, замененные на батарею из шести пулеметов на последующих, экипаж был сокращен до двух человек (пилот и задний стрелок). В качестве оборонительного вооружения самолет получил закрытую турель фирмы «Мартин» с двумя 12,7-миллиметровыми пулеметами «Браунинг M2» (боекомплект — 400 выстрелов на ствол). В месте установки турели фюзеляж был расширен на 15 см. Еще один пулемет «Браунинг M2» устанавливался в полу кабины стрелка. Такое вооружение из девяти пулеметов «Браунинг M2» стало стандартом для всех последующих A-20. Бомбовая нагрузка — 1,2 тыс. кг.
Катастрофа самолета А-20В №13622 произошла 18 апреля 1943 года в Момском районе Якутии при перелете из Сеймчана в Якутск в сложных метеорологических условиях. Самолет летел замыкающим, попал в облачность, оторвался от группы и через 1 час 15 минут в районе северо-западнее поселка Улахан-Чистай в районе озера Оттах врезался в землю.
Штурман, старший лейтенант Дроботенко, выпрыгнул на парашюте.
Летчик 3-го перегоночного авиаполка (ПАП), старший лейтенант Яков Яковлевич Чередниченко и воздушный стрелок-радист, красноармеец Иван Яковлевич Житин погибли. Были похоронены на месте гибели, позже перезахоронены на кладбище поселка Сасыр Момского района Якутии.
Место катастрофы было известно давно — оно находится в 18 км от поселка Сасыр, у хребта Черского. Сесть рядом с обломками не представляется возможным: Ми-26 — машина крупная и любит простор. Даже если бы не мешали деревья, нам рядом с «Бостоном» не присесть — слишком топко.
Место аварии. Фото предоставлено участниками экспедиции
Командир вертолета выбирает место на каменистой косе в 2,5 км от объекта. Дальше по отработанной технологии ставим лагерь.
Утром поисковая партия выдвигается на точку. Задачи экспедиции РГО — не только найти возможные места падения самолетов Алсиба, но и оценить состояния фрагментов, а также убедиться в том, что этот памятник не подвергается актам вандализма и естественного разрушения.
Впереди наука и искусство. В смысле, что наука обследует, а искусство фиксирует на камеру.
Считалось, что от «Бостона» остался только хвост, но в реальности сохранилось довольно много крупных и мелких фрагментов: крылья, оба двигателя, пара лопастей, фрагменты пилотской кабины, приборы. Обломки расположены довольно компактно, на площади примерно 50 на 50 м. Вероятно, все же это была аварийная посадка. При таком расположении объектов вывозить обломки технически проще, чем собирать на пространстве в 20 футбольных полей, как было в прошлом году на Чукотке. Важно понять, а нужно ли?
К сожалению, есть риск утери этого объекта — часть фрагментов уже исчезла. Из хвостового оперения кто-то варварски и с непонятной целью вырезал часть обшивки с бортовым номером — да здесь же и бросил.
Якутские энтузиасты, тем не менее, в тонусе — они здесь впервые и считают, что все это может стать достойным музейным экспонатом.
Мнение Олега Подклетнова, а он руководит экспедицией на Алсибе уже третий год: части «Бостона» надо вывозить с места катастрофы на базу, где он будет не порезан, а аккуратно разобран на более мелкие фрагменты с помощью специально сделанных для этого ключей и приспособлений. Только так его можно сохранить для людей, превратив в экспонат — свидетельство героической эпохи.
Что и было безотлагательно сделано!
Следите за новостями экспедиции в телеграм-канале "Русский след".