История потрясений: чему был свидетелем Суздальский кремль

История потрясений: чему был свидетелем Суздальский кремль История потрясений: чему был свидетелем Суздальский кремль
Панорама Суздаля. Фото: Кузьмин Юрий, из собрания Исторического музея

Панорама Суздаля. Фото: Кузьмин Юрий, из собрания Исторического музея

Сейчас он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и подвергается нашествиям разве что толп туристов, наперебой восхищающихся его самобытностью. Но когда-то его посетители были далеко не столь дружелюбными: его разрушали ордынцы, сжигали казанские татары, осаждали польско-литовские войска. Под землей там можно найти золото варягов и свинец византийцев, его церкви «путешествуют» и сменяют одна другую. При всей нарядности этого детинца истории, которые он может рассказать, порой довольно мрачны.

Восстание волхвов и прочие неприятности

Древний детинец X–XI веков занимал куда меньше места, чем современный кремль. Он располагался в северо-западной части сооружения и был укреплением не слишком надежным: всего-то невысокий вал с частоколом, обнесенный тройным рвом. Когда в 1024 году войска Ярослава Мудрого пришли подавлять бунт в городе, сжечь фортификацию не составило труда.

Бучу подняли волхвы — языческие жрецы, которые в те времена были еще весьма деятельны, даром что Русь уже успели покрестить. В «Повести временных лет» сказано, что поводом для бунта послужил голод: «В этот же год поднялись волхвы в Суздале, избивали старшую чадь по дьявольскому наущению и бесовскому действию, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стране…» О том, кто такая «старшая чадь», историки спорят до сих пор. То ли вожди, не справившиеся с проблемой, то ли просто зажиточные люди, у которых могли быть запасы продовольствия.

Есть и версия охоты на ведьм — дело в том, что аналогичный бунт волхвы подняли в 1071 году в ростовских землях, и там, согласно летописям, они избивали «старых женщин». Историк Игорь Фроянов и вовсе полагал, что речь идет не о восстании — по его теории, летописное «въсташа» означает «пришли», «появились». То есть начался голод, люди стали искать помощи, тут и появились волхвы, которые выбирали «виноватых» и приносили их в жертву.

Встреча князя с волхвом, В. М. Васнецов. Фото: https://ru.wikipedia.org

Встреча князя с волхвом, В. М. Васнецов. Фото: https://ru.wikipedia.org

Так или иначе ситуация дошла до князя Ярослава, и он вмешался. Одних смутьянов казнил, других отправил в изгнание, поучая: «Бог посылает за грехи на любую землю голод или мор, или засуху, или иную казнь, а человек ничего не знает о том». Впрочем, голодать простой люд он не оставил — добыл хлеба у волжских булгар. И разрушенный детинец тоже привел в порядок, заметно его расширив. Именно тогда Суздальский кремль приобрел свою нынешнюю форму — старые валы разровняли, а вместо них насыпали новые, у излучины реки Каменки. Позже в усовершенствовании фортификации принял участие Владимир Мономах, при котором в 1101–1102 годах добавился вал по берегу Каменки. Заодно и деревянные стены подновили. Сделано это было как нельзя вовремя — всего через пять лет город подвергся осаде волжских булгар, которую кремль с честью выдержал.

Еще больше Суздаль разросся при Юрии Долгоруком — тогда к востоку и северо-востоку от детинца выросла вторая линия обороны, призванная защитить посады за границей первоначальных укреплений. Так появился еще один ров и вал, увенчанный деревянной стеной с башнями. Кремль превратился в крупнейшую крепость Северо-Восточной Руси.

Суздаль горел неоднократно. Повеление Олега Святославича сжечь Суздаль, Радзивиловская летопись, 1097 г. Фото: https://runivers.ru

Суздаль горел неоднократно. Повеление Олега Святославича сжечь Суздаль, Радзивиловская летопись, 1097 г. Фото: https://runivers.ru

Жизнь была неспокойной: в 1238 году Суздаль сожгли ордынцы, его отстроили заново, но в 1293 году те вернулись и вновь разорили город. В 1445 году под стены кремля пришли казанские татары, которые вновь его сожгли. В Смутное время именно здесь устроили «штаб» сторонники Лжедмитрия II, что тоже добром не кончилось. Сначала Суздаль осаждали люди Михаила Скопина-Шуйского, стремившиеся выбить оттуда поляков, а в 1611 году, когда те ушли, под его стенами полгода стояло польско-литовское вражеское войско, надеясь вернуть город.

В 1719 году кремль пережил пожар, который уничтожил и успевшие обветшать стены с башнями, и значительную часть города. С тех пор до наших дней дошли лишь земляные валы, рвы, некоторые церкви и ансамбль архиерейского двора с Рождественским собором.

Рокировка храмов

Впрочем, поначалу собор был другим — при Владимире Мономахе здесь из плинфы (широкий тонкий обожженный кирпич) возвели храм Успения Богородицы, построенный по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Однако простоял он недолго и в 1148 году рухнул. Ставить новый собор на месте прежнего взялись лишь в 1222 году. Строительство заняло три года, после чего появился белокаменный Рождественский храм. До наших дней от него дошла лишь нижняя часть, богато декорированная резьбой. Верхнюю часть стен клали уже из кирпича — это произошло, когда в XVI веке собор решили подновить.

Впрочем, приметы старины глубокой сохранились не только в экстерьере собора. Внутри и сейчас можно увидеть фрески XIII века, написанные ростовскими или суздальскими иконописцами епископа Кирилла. Правда, их нужно еще опознать среди росписей более поздних веков. Но те, кто разбирается, обратят внимание на изображение двух старцев в верхней части южной апсиды, расположенной рядом с Южными воротами.

Сами ворота тоже простояли с XIII века, так же как и Западные златые ворота, сцены из Библии на которых выполнены в характерной для того времени технике огневого золочения, или, как ее еще называли, жженого золота. Процарапанные контуры изображений заполняли растворенным в ртути золотом высокой пробы, после чего прокаливали, пока ртуть не испарялась. В итоге получался на редкость долговечный золотой узор. Правда, мастерам приходилось расплачиваться за это своим здоровьем — пары ртути весьма токсичны.

Еще один любопытный нюанс — это количество звезд на куполе собора. Их ровно столько же, сколько дней в году, — 365.

С юга на собор смотрит увенчанная восьмигранным шатром колокольня 1635 года, которая до определенного момента была самым высоким строением в городе, как и положено колокольне. В конце XVII века ее украсили курантами, время на циферблате которых обозначено не цифрами, а буквами. Тогда же колокольню соединили переходом с митрополичьими покоями.

Покои были частью комплекса, известного как архиерейские палаты. В него входило все, что могло обеспечить митрополиту комфортную жизнь, — хозяйственные постройки, трапезная, небольшая епископская церковь. Особенное внимание любителей старинной архитектуры привлекает предназначавшаяся для приемов Крестовая палата площадью свыше 300 кв. м. Высота ее потолков достигала 9 м, при этом никакой дополнительной поддержки свода конструкция не предполагала. Возводились все части комплекса постепенно, начиная с XV века, и только пару столетий спустя, при митрополите Иларионе, здания объединили в единое целое.

«Положение места посредственное, окружено строением, но дом старинный, немалый и по древности представляет вид важный и епископскому пребыванию приличный; покоев в нем довольно; зала в длину 10 сажен, а в ширину 8, без столпа, каковой палаты величиною едва ли где по древности есть, но жаль, что она перегорожена недавно и тем уменьшена, и что в ней было особеннаго, чрез то отнято».

Митрополит Платон (Левшин), 1792 год

В западной части кремля стоит деревянная Никольская церковь, «переехавшая» сюда в 1960 году из села Глотова Юрьев-Польского района Владимирской области. Ее возвели в 1766 году по технологии клетских храмов, при которой в основе постройки лежит рубленая клеть, как и в русской избе. На данный момент это одна из древнейших построек такого типа. Чтобы сохранить ее, церковь и переправили на новое «место жительства».

Никольская церковь в Суздале. Фото: Виктор Фиронов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Никольская церковь в Суздале. Фото: Виктор Фиронов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

«Мы будем клад искать»

Где есть старинные постройки, пережившие не одну историческую эпоху, есть и легенды о сокровищах, поскольку за время потрясений кто-то что-то да должен был припрятать. В частности, упорные разговоры ходили об Успенском соборе. Якобы в 1412 году ключник Патрикий где-то в тайнике скрыл драгоценные церковные реликвии, хранившиеся в храме со времен Андрея Боголюбского. Сделал он это не просто так — на Владимир напал казанский царевич Талыч, и ключник справедливо опасался, что вскоре он доберется и до Суздаля. По легенде, Патрикий действительно погиб от рук захватчиков, но так и не выдал им местонахождение тайника. Возможно, это только легенда. А может быть, клад и впрямь существовал, но вряд ли его не нашли — все же за прошедшие годы собор не раз ремонтировали и перестраивали.

Впрочем, клады здесь и впрямь обнаруживали. В 1979 году Владимиро-Суздальская экспедиция Института археологии Академии наук СССР совместно с Владимиро-Суздальским музеем проводила раскопки на территории одной из усадеб кремля. В культурных слоях XI века исследователи обнаружили три массивных браслета, отлитых из золота 999 пробы. Каждый из них весил порядка 300 г — по подсчетам Бориса Рыбакова, суммарная стоимость «безделушек» могла потянуть на полноразмерную годовую дань пары небольших городских центров.

Помимо браслетов, археологи нашли наконечники стрел и детали конского снаряжения. По их предположениям, усадьба принадлежала одному из дружинников князя — вероятно, обрусевшему скандинаву. Последние и впрямь служили русским князьям: Киево-Печерский патерик упоминает о варяге с совершено нескандинавским именем Шимон Африканович, поступившем со своей дружиной в распоряжение Ярослава Мудрого. Потом воители по наследству перешли к сыну Ярослава Всеволоду, от него — к Владимиру Мономаху. Ученые допускают, что усадьбой владел кто-то из этих дружинников.

В 2024 году специалисты из Института археологии РАН раскопали в северной части Суздальского кремля печать нотаря Григория. Хотя она сделана не из золота, а из свинца, ее можно с полным правом назвать драгоценной. Печать датируется временем правления Владимира Мономаха, а о тех далеких днях суздальской истории известно достаточно мало. На данный момент эта булла, которую крепили к документу, чтобы подтвердить его подлинность, — самая древняя из обнаруженных в Суздале.

Находка. Фото: Олег Круглов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Находка. Фото: Олег Круглов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Любопытна и личность хозяина печати. Нотарь — это нотариус, который в Византийской империи занимался тем же, чем и в наши дни: оформлял документы купли-продажи, брачные договоры, завещания, дарственные и т. п. Прежде не было никаких свидетельств того, что подобные должностные лица работали на территории домонгольской Руси, однако находка подтверждает, что делопроизводство наших далеких предков было не таким примитивным, как можно подумать. Ученые предполагают, что Григорий был византийцем, который служил одному из крупных церковных иерархов, таких как киевский митрополит. Возможно также, что он входил в штат работников великого князя. При этом саму печать явно изготовили русские мастера: об этом говорят ошибки в греческом тексте, выбитом на ее обороте.

Сейчас Суздальский кремль выглядит как лубочная картинка — яркий, нарядный, гордо глядящий на окрестности с высокого берега Каменки. Но истории, которые он хранит в своей памяти, весьма пугающие. Впрочем, кто не любит страшные истории?

Ольга Ладыгина

130 просмотров
Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Видеогалерея
Показать еще Загрузка