Бурят должен поимённо помнить всех своих предков до седьмого колена — каждый из них что-то в него вложил и продолжает оберегать даже после смерти. Кроме предупреждений и помощи от рода можно попросить содействия у духов — хозяев гор, лесов, воды и пр. И конечно, в любой ситуации рядом будет семья — больше сотни человек, если все соберутся.
Под пологом юрты
На полу просторного войлочного шатра лежат аккуратно расчёсанные овечьи шкуры, у стен — немудрёная мебель. На небольшом столике, раскрашенном в яркие цвета — жёлтый, красный, зелёный, расставлены фигурки, изображающие буддийские божества и животных. По стенам развешаны нарядные шёлковые одежды, под мужскими лежит седло. На лавке — расшитый мешочек с выкрашенными в разные цвета бараньими косточками для игр, войлочные куклы. На соседней стоит загадочный агрегат: сверху — широкая миска, под ней — ручка, как у старой советской мясорубки.
Повсюду бурят окружают духи. Фото: Елена Лебедева
— Это сепаратор, чтобы готовить тарасун, молочную водку, — улыбается Светлана Имедеева, заведующая кафе "Дархан". — Он достался мне от бабушки и до сих пор исправно работает. В него заливается молоко, чтобы отделить сливки от сыворотки. Из сливок мы делаем сметану и масло, а из сыворотки часть берём на творог, а остальное оставляем сквашиваться дней на семь-девять. Потом каждый вечер добавляем в эту массу закваску, получается брага "хурэмге" крепостью 1–3 градуса. Остаётся только перегнать её в самодельном кубе, и готов алкогольный напиток, обычно от 9 до 12 градусов.
В тарасун не добавляют ни дрожжи, ни сахар — это молочный продукт в чистом виде. Ему приписывают целебные свойства: в прежние времена детей лечили от вздутия живота или простуды, давая им перед сном полстакана тарасуна — "ночью пропотеешь, и утром болезни след простыл". Сейчас такой напиток умеют готовить всего в нескольких районах Бурятии — в частности, Баргузинском и Курумканском.
Соглавно бурятскому поверью, первую порцию молочной водки надо непременно "брызнуть" духам, остальное можно подавать к столу по торжественным поводам. Но ни в коем случае не опустошать бурдюк до конца — в остатке живёт винный червь, если его выпить, появится тяга к спиртному. Чтобы избавить от неё человека, придётся обратиться к шаману, чтобы он винного червя изгнал.
Правая, западная, часть юрты традиционно считалась мужской, на этой половине хранилась конская упряжь, охотничье снаряжение. "Сюда может проходить только хозяйка юрты, — рассказывает Светлана. — Или невестка, которая принесла наследника. Если же у неё родилась девочка, а сыновей пока нет, она заходить на мужскую половину не имеет права". Левая, восточная, часть считалась женской вотчиной.
Форма юрты делает её ветро- и сейсмоустойчивой. Фото: Денис Лубсанов
В центре — очаг, "гал гуламта", хранитель рода и символ благополучия. Каждое утро нужно побрызгать хозяину огня молоком, чтобы он присмотрел за домочадцами. "Мы очень суеверны, — замечает Светлана. — Например, у нас не принято гасить огонь водой — это две взаимоисключающие силы. Если я разожгу костёр в степи, я буду тушить его только землёй, она умиротворяет".
За очагом напротив входа — самое почётное место, именно там стоит "гунгарба" — домашний алтарь, где расставлены статуэтки Будды, бога благополучия Намсарэя, покровительницы женщин Зелёной Тары и др. Им тоже каждое утро преподносят рюмочку молока или чая.
— Юрта очень удобна, — говорит Светлана. — Летом в ней прохладно, зимой — тепло. Мой папа говорил, что у юрты форма буузы, нашего традиционного мясного пельменя. Благодаря этой полусферической форме она ветро- и сейсмоустойчивая, а у нас тут и ветры жестокие, и землетрясения бывают. Ну и собирать-разбирать её легко, а это для кочевого народа важно. Раньше умели поставить юрту минут за сорок, современный бурят, конечно, уже так не справится, ему понадобится целый световой день.
Когда буряты ещё кочевали, прежде чем поставить юрту, необходимо было водрузить на выбранном месте шест "сэргэ", который служит коновязью и, как считается, отгоняет злых духов. Если сын в семье собирался жениться, его родители ехали в дацан, чтобы узнать у ламы, в какой именно день лучше ставить коновязь, закладывая под неё конфетки, монетки и печенье, а после брызгая водкой и молоком, чтобы новая семья жила счастливо и богато. Впрочем, это был не первый визит к ламе в связи со свадьбой — для начала было необходимо убедиться, что невеста сыну подходит.
Первым делом на новом месте ставится шест-сэргэ. Фото: Елена Лебедева
Дела семейные
Когда сын приходил к родителям и объявлял, что хочет жениться, его мать подробно выспрашивала, из какого рода приглянувшаяся ему девушка и когда она родилась. После чего собиралась и ехала к ламе-астрологу, чтобы выяснить, насколько гармоничная жизнь ждёт молодых. Если оказывалось, что невеста юноше категорически не подходит, женщина старалась убедить сына, что она не его судьба. Так же поступала и мать девушки — обсуждала с дочерью потенциального жениха и отправлялась за советом в дацан. Кроме того, учитывали, из какого он рода: одно дело — из сильного, работящего или богатого, совсем другое — из ленивого или пьющего. Многие буряты и по сей день советуются с ламами, прежде чем решиться на свадьбу.
Если прогнозы на семейную жизнь благополучные, ставили новую юрту для молодых и играли свадьбу. На это торжество и сейчас собираются все члены обоих семейств, гостей получается от двухсот до тысячи человек. "Раньше праздновали на улице, поэтому свадьбы в основном были летом, — комментирует Светлана. — Сейчас мы снимаем в городах особые свадебные юрты, способные вместить такое количество людей".
По всем серьёзным вопросам непременно советуются с ламой. Фото: Ольга Маркова
По бурятским традициям каждая семья должна жить отдельно. "Если в одном доме два поколения, конфликтов не избежать", — качает головой Светлана. Младший сын оставался жить в родительском доме, но стоило ему присмотреть себе невесту, как неподалёку сразу ставили небольшую юрту для родителей. Они могли приходить в семью младшего завтракать, обедать и ужинать, он помогал нарубить дров и натаскать воды, его жена присматривала за свёкрами, если они занедужат. Но жить семьи должны раздельно.
Если по каким-то причинам юноша не может познакомиться с девушкой — либо застенчив, либо с физическими недостатками, за дело берутся родители. Подбирают девушку, которая тоже почему-то не может найти жениха, и потихоньку — чтобы молодые не прознали — договариваются с её родителями устроить им встречу. Обычно просто создают такие условия, чтобы им пришлось вместе поработать, заодно и познакомиться. Если нравились друг другу, их женили, если нет — не неволили.
— У моего отца была сестра Гумбыт, в молодости она сломала ногу. Шла по улице, навстречу — ребята на лошадях, один из них её ненароком сбил. Родители Гумбыт пришли к родителям юноши с разговором: по его вине девушка стала хромой, кто её такую замуж возьмёт? Те знали уже, конечно, что сын наворотил, и тоже считали, что он должен отвечать за свою оплошность. Молодых поженили. И хотя познакомились они не слишком удачно, жили потом долго и счастливо.
Светлана Имедеева
В семейной жизни важно все разговоры вести лицом к лицу, глаза в глаза. Звать мужа на ужин через порог, даже если он стоит совсем рядом, нельзя, нужно подойти к нему.
— Мне часто городские женщины жалуются: кричу с кухни, зову к столу, а он не реагирует, — вздыхает Светлана. — А дело в том, что даже в благоустроенной квартире между кухней и комнатой есть невидимый порог, и чтобы мужчина пошёл за женщиной, надо через него переступить. Нет смысла кричать ребёнку из коридора, чтобы он что-то сделал, — он не услышит из-за порога, в лучшем случае сделает на 50 процентов.
Для бууз - одного из основных блюд бурятской кухни - нужно приготовить правильное тесто. Фото: Александр Ведерников
Детей в бурятских семьях всегда очень много, считается, что чем их больше, тем богаче человек. Сама Светлана — седьмая, самая младшая в своей семье. У её отца было 17 братьев и сестёр. Если в силу трагических обстоятельств дети остаются сиротами, детский дом им не грозит — их разбирают родственники. Растят наравне с собственными детьми, но непременно объясняют, что они приёмные: дети должны помнить, кто их настоящие родители, чтобы не потерять корни. По традиции, если в какой-то семье не было своих детей, к ним приходил жить ребёнок кого-то из братьев или сестёр, где малышей много. Ни одна семья не должна была остаться бездетной.
Маленьких у бурят принято баловать, но и к труду потихоньку приучать с младых ногтей.
— Мы не знаем, что их ожидает в будущем, поэтому пусть будут как можно счастливее в детстве, — поясняет бурятка. — Но при этом от детей родители ждут беспрекословного послушания. Например, каждый знает, что кричать в юрте нельзя, — хочется побуянить, выходи на улицу и твори там что хочешь. Где-то с двух лет мама, убирая со стола, даёт ребёнку в руки полотенце — вытирать посуду. Ребёнок как мягкая глина — какую форму слепишь, ту и примет. Только делать это надо потихоньку и постоянно, каждый день.
Хотя детей принято баловать, есть правила, которым они должны следовать неукоснительно. Фото: Александра Полянская
До 15 лет положено носить детскую одежду, после — взрослую. Первый взрослый наряд шьют все женщины семьи, кроме вдов — им принимать участие в этом деле ни в коем случае нельзя. Одежда должна быть длинная и достаточно широкая, чтобы и на коне было удобно скакать, и ночью в степи укрыться. Широкий кожаный или войлочный пояс поддерживал во время быстрой скачки и защищал почки от холода. Каждую деталь туалета шили со специальными наговорами, чтобы одежда защищала не только от непогоды, но и от беды. Переодевшись, бурят вступал во взрослую жизнь.
Бурятская мудрость гласит, что в жизни каждого человека есть два периода, когда он должен порвать нежность своих родных. Первый раз в 15 лет — он становится неуправляемым, грубит, не слышит, что ему говорят. Это нужно, чтобы родителям было легче отпустить ребёнка во взрослую жизнь. Второй раз такое случается в старости: человек становится невыносимо капризным, вечно всем недовольным. Ведь если он не порвёт нежность своих близких, когда пробьёт его час, те будут очень сильно страдать.
Светлана Имедеева
После смерти тело человека отдавали степи — хоронить было не принято. Клали тело на телегу и подхлёстывали коня, отправляя его в степь. Где покойный упал, там он и останется, пока тело не съедят звери и птицы. А лошадь рано или поздно вернётся домой. После в юрте 49 дней должна гореть свеча-зула, за этим следят все члены семьи, вовремя подливая масло, чтобы она не погасла. Всё это время душа человека ещё бродит по земле, и чтобы она не заблудилась, благополучно нашла путь в иной мир, свеча освещает дорогу.
Лошади играли особую роль в жизни кочевого народа. Фото: Иван Терёхин
Под присмотром предков и духов
Буряты считают, что каждый из их предков что-то в них вложил. Родители — здоровье, бабушки и дедушки — таланты и т.д. Если заболел зуб, нужно идти к врачу его лечить и ни в коем случае не удалять — каждый зуб символизирует одного из предков, которые стоят за спиной человека, поддерживая и защищая. Раз в три года вся семья собирается на родовой обряд. Съезжаются на стойбище с родовыми коновязями за селом, приглашают шамана, покупают барана, везут в подарок духам молоко, конфеты, печенье, спички, сигареты, водку…
— Два года назад мы купили четырёх баранов и кобылу, — вспоминает Светлана. — У нас семья очень большая, человек триста собралось, поэтому и жертв подготовили так много. Баранов полагается ритуально зарезать, а кобылу украшают ленточками и отпускают — её никто не будет пытаться поймать, все увидят, что она посвящена предкам. Так и будет ходить сама по себе.
За помощью обращаются как к ламам, так и к шаманам. Фото: Павел Будаев
У каждого рода есть своё животное-покровитель, оно может прийти к кому-то из членов семьи во сне — предупредить о чём-то или попросить, чтобы ему "побрызгали". Светлане обычно снится волк, если надо посвятить обряд материнскому роду, и медведь, если отцовскому. А ещё в её семье есть примета: если по пути встретилась косуля, лиса или другой дикий зверь, значит, ожидается пополнение. Необязательно это означает рождение ребёнка — может быть, свадьба приведёт в семью зятя или невестку, может быть, грядёт крупная покупка, но в любом случае в семье что-то прибавится.
"В каждом районе у каждой семьи есть свои суеверия. Мой папа рассказывал, что незадолго до войны река у деревни вдруг заполнилась рыбой. Очень много было щуки, можно было руками её вытаскивать. Мне об этом напомнила сестра в 2019 году: по весне опять неожиданно пошла щука, вдоль всей реки вплотную стояли машины — к нам со всей республики на рыбалку ездили. И сестра сказала: "Что-то будет, не к добру"… Это произошло перед пандемией. Получается, всё правильно нам родители говорили".
Светлана Имедеева
Помимо предков, буряты почитают природных духов — "хозяев". Собрался в лес — попроси разрешения у хозяина тайги, хочешь зачерпнуть воды или умыться — обратись к хозяину воды. Причём если моешься, споласкиваться нужно так, чтобы грязная вода уходила в землю, а не в речку или источник. Иначе хозяин воды обидится, а это чревато болезнями — например, кожными. И если такая неприятность всё же случилась, надо идти не только к врачу, но и к ламе — узнать, откуда пришла болезнь. А уж потом либо с этим ламой, либо с шаманом отправляться к хозяину воды — брызгать и просить прощения.
Духи природы всегда защитят и помогут, если относиться к ним с уважением. Фото: Юрий Лобачёв
На первый взгляд кажется, что необходимость постоянно жить с оглядкой на духов, предков, приметы и знаки от тотемных животных довольно обременительно. Но буряты не имеют ничего против — они всегда знают, кого можно попросить о помощи и как договориться с недовольным "хозяином". Главное, относиться ко всему с уважением, и сама природа начнёт тебя поддерживать.
Ольга Ладыгина