Как Эдуард Толль не нашел Землю Санникова, зато организовал первую комплексную экспедицию

Как Эдуард Толль не нашел Землю Санникова, зато организовал первую комплексную экспедицию Как Эдуард Толль не нашел Землю Санникова, зато организовал первую комплексную экспедицию
«Заря». Фото: https://rusneb.ru

«Заря». Фото: https://rusneb.ru

21 июня исполняется 125 лет с того момента, как стартовала Русская полярная экспедиция. Несмотря на кажущуюся неудачу, она имела серьезнейшее научное значение, а команда входивших в нее ученых добилась впечатляющих результатов в самых разных областях науки. Руководитель экспедиции, скорее всего, не согласился бы с такими выводами. Но время показало: достижения полярных исследователей сыграли в дальнейшем значительную роль, причем не только в сфере науки, но и в области геополитики, утвердив положение русских в Арктике.

Проект барона-мечтателя

Эдуардом Толлем двигало стремление найти неоткрытую землю, о которой на рубеже XIX–XX веков ходило много разговоров. Его решимость добиться своего подкреплял собственный опыт: в 1886 году он наблюдал с берега острова Котельного «контуры четырех гор, которые на востоке соединились с низменной землей».

Впрочем, вряд ли исследователю удалось бы добиться поддержки Академии наук, руководствуйся он лишь романтическими грезами. Однако на тот момент исследование арктических земель имело важное значение с точки зрения геополитики, и замечание Толля, что Россию на этом поприще вытесняют иностранцы, встретило живой отклик со стороны тех, кто мог способствовать организации путешествия.

Барон Э. В. Толль. Фото: https://ru.wikipedia.org

Барон Э. В. Толль. Фото: https://ru.wikipedia.org

«Девятнадцатое столетие приходит к концу и оставляет нам многое еще сделать для довершения работ в области научных завоеваний на Русском Севере, давшихся рядом тяжелых жертв со стороны первых русских исследователей. Кому, как не русским, приличествует выполнить эту задачу? Я уверен, что, если мы возьмемся за дело, не пройдет и двух-трех лет, как отнято будет от нас последнее поле действия на севере от сибирского берега — Земля Санникова».

Из выступления Эдуарда Толля на заседании Императорского Русского географического общества в 1899 году

Мнение барона поддерживали и другие видные путешественники — например, Петр Семенов-Тян-Шанский, опасавшийся, что недалек тот день, когда честь исследования «Земли Санникова будет предвосхищена скандинавами или американцами, тогда как исследование этой земли есть прямая обязанность России». Важную роль сыграла и позиция великого князя Константина Константиновича, президента Академии наук, который прямо заявлял: «Экспедиция на Санникову Землю была бы теперь особенно своевременна».

Поиск новых арктических территорий преследовал вполне прагматические цели: дело в том, что американский полярник Джордж Делонг нашел на острове Беннетта бурый уголь. Стали известны залежи этого полезного ископаемого и на Новой Сибири, так что были все основания полагать, что угленосные пласты можно обнаружить на всем протяжении между этими двумя островами и далее, вплоть до пресловутой Земли Санникова. Если бы территории, богатые углем, удалось застолбить по праву первопроходцев, появилась бы возможность снабжать им суда, следующие Северным морским путем из Архангельска в сторону Владивостока. В этом случае им не пришлось бы везти весь объем топлива. Вместо этого можно было бы пополнить запас угля на полпути и, соответственно, следовать гораздо более коротким маршрутом — огибая не Африку, а Чукотку.

Карта распределения горных пород по Сибирскому побережью по материалам Русской полярной экспедиции. Фото: https://rusneb.ru

Карта распределения горных пород по Сибирскому побережью по материалам Русской полярной экспедиции. Фото: https://rusneb.ru

Помимо полезных ископаемых были и другие причины стремиться первыми обнаружить неведомую территорию. Академия наук направила в Министерство финансов письмо, отмечая в нем: «Залежи мамонтовой кости и предполагаемое обилие промысловых животных привлекают уже внимание немецких и американских торговых фирм». И действительно, пошли слухи о планах канадского капитана Жозефа-Эльзеара Бернье, который опорным пунктом своей очередной полярной экспедиции выбрал Землю Санникова.

Идею Толля об экспедиции поддерживали Федор Шмидт, Дмитрий Менделеев, Степан Макаров и многие другие. В итоге по высочайшему повелению императора Николая II на ее организацию были выделены 240 тыс. руб. Поддержка великого князя Константина Константиновича впоследствии позволила увеличить ассигнование практически вдвое, благодаря чему оснащение экспедиции было весьма достойным.

На «Заре» путешествия

В июле 1899 года полученные средства позволили приобрести судно для полярного плавания. Им стал норвежский тюленебой «Харальд Харфагер», который переоборудовали под исследовательские задачи: поменяли парусное вооружение, усилили ледяной пояс, установили паровые лебедки. Имя шхуне тоже дали новое — теперь оно называлось «Заря». Судно получило рекомендации самого Фритьофа Нансена — он указал Толлю на сходство «Зари» со знаменитым «Фрамом», на котором норвежский первопроходец ходил по арктическим морям.

«Пусть льды никогда не расходятся под вашими санями, пусть "Заря" находит свободную воду, чтобы могли с полным успехом вернуться к себе на родину. Как я буду рад опять пожать Вам руку. До скорого свидания. Ваш преданный друг Ф. Нансен».

Из письма к Эдуарду Толлю

Оборудование и снаряжение для готовящейся экспедиции также было на высшем уровне — его закупали не только в России, но также в Великобритании и Швеции. Впоследствии гидрограф Александр Колчак, лично следивший за его качеством, отмечал: «Ни разу за все время мы не испытывали увеличения трудностей плавания от недостатков или неимения каких-либо инструментов или приборов».

«Заря» превратилась в полноценное научно-исследовательское судно, тщательно подготовленное для работы среди полярных льдов. На Новосибирских островах заготавливали запасы для экспедиции, кроме того, шла речь о подготовке угольной базы, чтобы пополнить запасы топлива. По планам путешествие должно было занять порядка трех с половиной лет — именно на такой срок закупалось продовольствие. Готовящаяся экспедиция вызывала живой интерес и участие в широких кругах, особое внимание ей уделил и сам государь император.

«Заря» на первой зимовке у берегов Таймыра. Фото: https://ru.wikipedia.org

«Заря» на первой зимовке у берегов Таймыра. Фото: https://ru.wikipedia.org

«29 мая мы были осчастливлены высочайшим посещением государя императора. Его Величество подробно осматривал "Зарю" и в конце обратился к начальнику экспедиции барону Толлю с милостивым вопросом, не нужно ли чего-нибудь для экспедиции. А нужда была обстоятельная. Нам не хватало угля. Вследствие монаршей милости уголь нам отпущен из складов морского ведомства, так же как и много материалов, которых нельзя было достать в продаже. Морское ведомство открыло нам свои магазины, чем мы и воспользовались».

Из воспоминаний капитана «Зари» Николая Коломейцева

21 июня 1900 года шхуна двинулась в путь. Увы, начало экспедиции было омрачено серьезными разногласиями между ее руководителем и капитаном Николаем Коломейцевым. Коломейцев был человеком военной закалки и ожидал полнейшего подчинения своим приказам от всех присутствующих на борту. При этом основную свою задачу видел в том, чтобы благополучно провести «Зарю» по намеченному маршруту, однако научные цели экспедиции зачастую требовали другого. Толль же был убежден, что капитан — всего лишь водитель транспортного средства, нанятого для ее нужд. Дело осложнялось разницей в характерах: Толля его спутники описывали как нервного и впечатлительного, Коломейцева же — как грубоватого и далекого от науки.

Дружная команда «Зари». Фото: https://rusneb.ru

Дружная команда «Зари». Фото: https://rusneb.ru

Не помогало делу и то, что шхуна пострадала от пробоины. В итоге в нее набегало вдвое больше допустимой нормы воды, и она садилась на мель там, где другие суда полярных исследователей, такие как «Фрам» Нансена или «Вега» Адольфа Норденшельда, проходили благополучно. Проблема крылась в увеличившейся осадке судна, но Толль был склонен винить в ней капитана.

Началась первая зимовка. Конфликт между Толлем и Коломейцевым неуклонно обострялся, и в итоге руководитель экспедиции отправил капитана восвояси с ответственным поручением: построить угольную базу. В мае 1901 года тот добрался до Гольчихи и приступил к выполнению задачи. Созданный им склад в итоге так и не понадобился, но это было самое первое строение порта Диксон, впоследствии ставшего опорным пунктом по освоению Северного морского пути.

«Философский камень» Арктики

Землю Санникова Эдуард Толль так и не нашел. Мало того, ее поиски привели полярника к гибели. Но как в Средние века алхимики, пытавшиеся создать философский камень, превращающий свинец в золото, совершили множество научных открытий, так и экспедиция барона, не достигнув результата, к которому отчаянно стремился Толль, совершила многое в сфере познания полярных широт.

Тот же Коломейцев по пути к Гольчихе вел маршрутную съемку, благодаря которой в итоге удалось заметно уточнить карту Таймырского полуострова. Зоолог Алексей Бялыницкий-Бируля и матрос Петр Стрижев определили девять астрономических пунктов и собрали значительную коллекцию позвоночных, попутно также выполняя маршрутную съемку на протяжении 500 км. Кроме того, Бируля написал серьезный труд, включавший уникальные сведения о жизни полярных медведей и птиц, а заодно открыл реку, которую впоследствии назвали в его честь.

Научная вылазка. Фото: https://ru.wikipedia.org

Научная вылазка. Фото: https://ru.wikipedia.org

Гидрограф Александр Колчак провел фундаментальное исследование льдов Карского моря и моря Лаптевых, измерял соленость воды, собирал пробы растворенных в ней газов и по результатам написал работу «Лед Карского и Сибирского морей» объемом свыше 170 страниц с 11 таблицами и 24 фотографиями разных форм льда. Помимо этого, он сумел составить схему движения арктического пака по всему полярному бассейну.

Ученые привезли из путешествия сведения о промерах глубин и геологические карты полуострова Таймыр и острова Котельный, отчеты о физико-географических и биологических особенностях северного побережья Сибири. Собранные данные включали в себя информацию в сфере земного магнетизма, ботаники, геологии, палеонтологии, этнографии, метеорологии, полярных сияний — по сути, это была полноценная комплексная экспедиция, подобных которым прежде не случалось.

Гидрограф Александр Колчак берёт пробу воды (слева). Полярный трофей (справа). Фото: https://ru.wikipedia.org
Гидрограф Александр Колчак берёт пробу воды (слева). Полярный трофей (справа). Фото: https://ru.wikipedia.org
Летняя стамуха (севшая на мель большая льдина), запечатленная Александром Колчаком. Фото: https://ru.wikipedia.org
Летняя стамуха (севшая на мель большая льдина), запечатленная Александром Колчаком. Фото: https://ru.wikipedia.org
/

Александр Колчак вспоминал позже: «Действительно, предприятие его было чрезвычайно рискованное, шансов было очень мало, но барон Толль был человек, который верил в свою звезду и в то, что ему все сойдет, и пошел на это предприятие». Возможно, кто-то скажет, что звезда его подвела. Но стоит вспомнить многочисленные исследования Русской полярной экспедиции, не утратившие актуальности и поныне, и становится ясно, что исследователь верил в нее не зря. Пусть сам он не смог достичь своей мечты и погиб, однако организованная им экспедиция вывела исследования Арктики на совершенно новый уровень, а это дорогого стоит.

Ольга Ладыгина

364 просмотра
Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
29 мая 2025
Советское дирижаблестроение: расцвет, закат и новая жизнь
Подробнее
21 апреля 2025
Экспедиция РГО и Минобороны «Тбилиси-2025» успешно завершилась в Красноярском крае
Дайверы изучили пароход, погибший в годы Великой Отечественной войны
Подробнее
03 апреля 2025
«Любовь к службе и любознательность»: полярные открытия Бориса Вилькицкого
Подробнее
19 марта 2025
К-496 против «аква инкогнита»: как российские подводники стирали «белые пятна» в Арктике
Подробнее
28 января 2025
Показ фильма «Геологические маршруты: Челюскин»
Подробнее
13 декабря 2024
Наперекор Икару: как самолеты с вертолетами исследовали Землю и не только
Подробнее
18 ноября 2024
«Воздушный каюр»: 125 лет со дня рождения полярного летчика Михаила Водопьянова
Подробнее
16 ноября 2024
Трагический зигзаг судьбы: 150 лет назад родился адмирал Александр Колчак
Подробнее
Показать еще Загрузка