Как построить свой дом: история фильма, который влюбляет в регион

Как построить свой дом: история фильма, который влюбляет в регион Как построить свой дом: история фильма, который влюбляет в регион
История фильма, который влюбляет в регион. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым

История фильма, который влюбляет в регион. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым

Свежая лента проекта «Там, где наш дом», посвященная Северной Осетии, вышла в финал Премии РГО. Сам проект рассказывает истории неординарных людей из разных регионов России. Ежегодно большой процент населения покидает родные места в поисках лучшей жизни. Но команда проекта уверена, что малые города и отдаленные территории — это не периферия, а источник культурной силы, памяти и наследия страны, база, на которой вырастает ее будущее. Они рассказывают о неординарных людях, которые нашли творческий способ развивать свою малую родину.

Как найти героя

Этот фильм — не лакированная картинка для туристов. Люди в кадрах живут своей повседневной жизнью, достаточно простой по быту, но насыщенной по содержанию. У них разные профессии, разный возраст и социальный статус, но всех объединяет одно — Северная Осетия, их родной дом. Они с рождения дышат горным воздухом этого региона и с молоком матери впитали особенности местной культуры. А также они ухитряются сохранять свои уникальные традиции и при этом органично существовать в реалиях современного мира с его бешеным темпом жизни, глобализацией и технологиями, которые так или иначе пытаются навязать всем жителям планеты однотипные стандарты восприятия и нормы поведения.

— Наш проект посвящен необычным людям из регионов, — рассуждает режиссер Владимир Тарасов. — Через их истории мы показываем и культуру, и природу региона, и его уникальные особенности. Наших героев их родные места вдохновляют.

Работа над первым фильмом началась в 2021 году в Красноярском крае. За ним последовала лента про Республику Хакасия, а в 2024 году дело дошло до Северной Осетии. К этому моменту молодых режиссеров и их работу уже заметили — Фонд регионального кино оказал им грантовую поддержку.

Северная Осетия - это традиции горцев. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым

Северная Осетия - это традиции горцев. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым

— Интересных регионов много, но в Осетии живет наш друг — режиссер Сослан Чехоев, нам было интересно с ним поработать, — рассказывает Владимир Тарасов. — Кроме того, и мне, и моему соавтору Дмитрию Квашнину доводилось бывать в этом регионе. Я в свое время там путешествовал, а Дмитрий работал над проектом про местные винодельни. И нас обоих захватила местная природа, поразили люди, которые там живут. Вот мы и вернулись туда — уже со съемочной группой.

Поиск героев занял около двух месяцев. Авторы фильма подбирали информацию в интернете, связывались с местными блогерами, а те проводили опросы среди своих подписчиков. Нужно было выбрать людей разного возраста, разных профессий, с разным образом жизни, чтобы они показали регион во всем его многообразии.

— Для нас проблемой было не столько найти уникальных героев, сколько выбрать четверых из базы, которая незаметно разрослась, — улыбается Владимир Тарасов. — Удивительно, как много в каждом регионе необыкновенных людей, которые делают что-то уникальное. В итоге мы выбрали четыре истории, которые и легли в основу фильма. Героями стали два пожилых горца, восстанавливающие популяцию яков, молодой фотограф, среди моделей которого были такие личности, как Квентин Тарантино, Эмир Кустурица и Мадс Миккельсен, бывшая актриса конного театра «Нарты», открывшая собственный театр у себя дома, и творческая группа «Мах Конд», устанавливающая арт-объекты в примечательных местах Осетии.

Выйду ночью в поле за конем

Первую новеллу фильма снимали в горах. Когда-то в Осетии паслись стада яков, но в 90-е годы браконьеры полностью истребили популяцию. Один из героев ленты выкупил трех особей в Таджикистане и начал восстанавливать поголовье. Через некоторое время к нему присоединился его друг. За 10 лет численность яков выросла до нескольких десятков. Горцы за ними ухаживают, подкармливают и иногда стригут — сдают шерсть.

Мы в фильме постарались показать, почему яки так дороги нашим героям, — объясняет режиссер. — И те и другие — крепкие, выносливые, уверенно чувствуют себя в горах и отличаются сильным характером. Алан Байсангуров и Валерий Датиев — люди с принципами, они из тех, на ком держатся традиции и аутентичная культура.

Конечно, без неожиданностей во время съемок не обошлось. Для фильма был необходим эпизод, в котором горцы с утра пораньше отправляются на конях проведать яков. Вечером кони удрали из загонов. До самой ночи участники съемочной группы рыскали по горам, пытаясь напасть на след беглецов, чтобы к рассвету вернуться ни с чем. Тут-то кони и нашлись.

Алан Байсангуров и Валерий Датиев. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым
Алан Байсангуров и Валерий Датиев. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым
Яки. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым
Яки. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым
За работой. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым
За работой. Фото предоставлено Владимиром Тарасовым
/

— Они были на древнем кладбище буквально в 20 м от нашего жилья, — вспоминает Владимир Тарасов. — Кладбище было огорожено забором, вход туда был только один, поэтому у нас появилась надежда изловить коней. Как выяснилось, они ушли из-за появившегося на их территории дикого жеребца, который обнаружился там же. Видимо, кони устроили свои разборки. Для начала нужно было отогнать чужака. Под руководством наших героев, которые учили нас, как останавливать бегущего на тебя коня, мы сумели отделить дикаря от своих жеребцов и в конце концов их поймали. Как раз к тому времени, когда мы должны были начать съемки, они оказались под седлом. Конечно, мы к этому моменту уже подустали, но это было настоящее приключение.

Еще одна накладка возникла с четвертой новеллой. Вместе с коллективом «Мах Конд», что в переводе с осетинского означает «сделано нами», съемочная группа решила поучаствовать в создании одного из арт-объектов. Работа над его воплощением стала частью сюжета, и за время съемок «Лица» были полностью готовы. Однако тут возникла сложность: прежде чем установить арт-объект в подходящем месте, требовалось получить разрешительную документацию, и, как выяснилось, на это уходит куда больше времени, чем на создание произведения искусства.

— Сейчас наш арт-объект, посвященный многообразию народов и культур России, а также их единству, стоит около здания Проектного института во Владикавказе, — делится деталями Владимир Тарасов. — Но прежде, чем он нашел свое место, пришлось долго ходить по инстанциям, согласовывать его установку с министерствами градостроительства, культуры и прочими. Наш фильм уже вышел в прокат, мы показывали его на фестивалях, а финал все время приходилось менять, потому что никак не удавалось заснять окончательное размещение арт-объекта. Но в итоге все сложилось удачно.

Арт-объект «Лица». Фото предоставлено Владимиром Тарасовым

Арт-объект «Лица». Фото предоставлено Владимиром Тарасовым

Места, где «Мах Конд» размещает свои арт-объекты, становятся точками притяжения для туристов, которые знакомятся таким образом с величественными пейзажами горной Осетии. Чтобы гости региона могли беспрепятственно туда проехать, власти приводят в порядок дороги. Кроме того, туристы готовы тратить деньги на еду и сувениры, и в итоге каждый арт-объект вдыхает новую жизнь в затерянные среди гор населенные пункты, улучшая качество жизни местного населения. И люди из окрестных сел приходят благодарить создателей арт-объектов за то, что они делают, — один из таких моментов удалось заснять авторам фильма.

Кавказское гостеприимство

Каждая встреча в ходе работы над лентой позволяла съемочной группе глубже понять традиции, культуру, образ жизни осетин, ухитряющихся гармонично встроить наследие предков в современные реалии.

— Когда создаешь кино, особенно документальное, ты проживаешь чужие жизни, — рассказывает Владимир Тарасов. — И от каждого героя берешь что-то для себя, чему-то учишься. Если этого не происходит, кино просто не получится. Например, художник и фотограф Заур Тедеев работал со звездами Голливуда, но вдохновение он черпает из многогранной культуры Осетии. Ему нравится создавать различные спецпроекты, писать картины, делать фотовыставки, посвященные родному региону. И мы, рассказывая о его взглядах на жизнь в нашем фильме, тоже отчасти их перенимали.

Героиня третьей новеллы — артистка Лейла Теблоева — в какой-то момент своей жизни уехала в Москву и думала остаться там навсегда. Перед этим она пережила трагедию: ее муж погиб в горах вместе со съемочной группой Сергея Бодрова — младшего. Но во время пандемии артистка решила покинуть мегаполис, вернулась в родные пенаты и именно в Осетии нашла утешение. Она организовала театр в своем доме во Владикавказе, ставит спектакли из мировой классики и пьесы местных драматургов, обучает детей актерскому мастерству, принимает гастролирующие труппы из Москвы и других городов.

Осетия чрезвычайно многогранна, и, конечно, мы не можем в коротком фильме отразить ее во всем многообразии, — отмечает режиссер. — Мы даем определенный срез, работаем проводниками для зрителей, каждый из которых находит в картине что-то свое. А мы стараемся сделать все, чтобы они ощутили особую, ни с чем не сравнимую атмосферу региона.

Местные жители неразрывно связаны с землей, на которой живут, и с горами, радующими взор изломанными линиями своих величественных хребтов с постоянно меняющейся, капризной и непредсказуемой погодой.

— Природа всегда влияет на местных жителей. Взять тех же сибиряков: они шустрее южан, потому что зимние холода не позволяют двигаться медленно, — рассуждает Владимир Тарасов. — Так и Осетия накладывает определенный отпечаток на людей. В частности, те же горцы закалены, могут босиком пройти до реки немалое расстояние по холоду, чтобы набрать там ледяной воды. Все их священные места находятся высоко в горах, как и смотровые башни, и они туда поднимаются в любом возрасте.

Было бы невозможно создать подобный фильм, не погрузившись в местную культуру. Съемочная группа не просто наблюдала за своими героями со стороны, но и тесно с ними взаимодействовала, порой примеряя на себя их традиции. Так, однажды кинематографистам прямо в день съемок пришлось ехать в соседнее село, чтобы купить барана.

— Нас бы просто не отпустили, если бы мы не поужинали, — улыбается режиссер. — Горцы — они такие. А для осетинского застолья, как выяснилось, непременно нужен свежеприготовленный баран. К счастью, у нас в команде были ребята из Кабардино-Балкарии, иначе сложно было бы выбрать из стада подходящего. Потом мы засняли, как принято его разделывать, — в этом процессе участвуют двое, там много нюансов. Монтируя фильм, пришлось поломать голову, как отдать дань традициям и при этом избавить зрителя от тяжелых кадров, все-таки у нас фильм 12+. А за столом мы сразу попались на неправильном отношении к старшим — в Осетии их чрезвычайно уважают, и, пока старший не закончил свою речь и не выпил, другие не пьют и не едят. К счастью, на нас не обиделись за такое невежество — к гостям тут относятся с большим теплом, доброжелательностью и терпимостью.

Трейлер к фильму «Там, где наш дом».

После фестивальных показов фильм вышел в прокат в Северной Осетии. Режиссер уверен, что этому поспособствовало РГО. Команда связалась с представительством Общества во Владикавказе, через которое удалось выйти на Российское общество «Знание» — оно и помогло организовать премьеру. А потом фильм выйдет на онлайн-площадке Wink — там уже размещены его два «старших брата», с которых начинался проект. Авторы тем временем строят новые планы.

— Мы еще не решили, где именно будем снимать новый сезон. Есть много интересных нам регионов, например Камчатка, Чукотка, Карачаево-Черкесия, — делится Владимир Тарасов. — Везде есть уникальные герои, так что определиться непросто. Кроме того, мы хотим расширить проект «Там, где наш дом» — на наш взгляд, его потенциал пока не раскрыт до конца. Я думаю, было бы здорово, если бы в итоге он превратился в фестиваль, на котором были бы представлены не только фильмы, но и разные другие проекты из регионов, рассказывающие о людях, которые там проживают.

Что ж, пожелаем команде удачи в реализации замыслов и будем ждать следующий фильм, а в будущем — и фестиваль.

Ольга Ладыгина

61 просмотр