
Гидрографическая экспедиция Вилькицкого. Момент подъема флага на Северной Земле. Фото: Научный архив РГО
31 августа исполняется 115 лет с основания ГЭСЛО — Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Она продолжалась в общей сложности пять лет и принесла богатые плоды, начиная от нового маршрута через арктические воды и заканчивая последней крупной неизведанной территорией на нашей планете.
По седым суровым морям
О том, чтобы проторить морской путь по Северному Ледовитому океану с запада на восток, к началу ХХ века речь шла уже давно, однако внимание этому вопросу уделялось не слишком пристальное. До Русско-японской войны, как отмечал один из исследователей Арктики, гидролог Леонид Брейтфус, «большая публика к вопросам исследования севера, а в том числе и к вопросу морского сибирского пути, в большинстве случаев всегда относилась как к предприятию академическому и потому мало имеющему общего с практической жизнью». Однако после того, как сложности перемещения Балтийской эскадры на Дальний Восток стали очевидными, важность исследования северных морей оценили по-другому.
Помимо политической необходимости, стремление освоить Северный морской путь диктовали и экономические задачи. Один из участников ГЭСЛО, врач Леонид Старокадомский, справедливо замечал: «Чрезвычайно редко населенные области Северной Сибири только в том случае получат могучий толчок к развитию и успешной колонизации, если подвоз необходимых жизненных продуктов, предметов обихода, орудий и пр., а также вывоз продуктов местного производства будут во много раз удешевлены, что возможно лишь при условии открытия устьев крупных сибирских рек для грузовых пароходов, идущих из Европы или из Тихого океана».

Экспедиция должна была стимулировать развитие Северной Сибири. Фото: wikipedia.org
«Менее же всего можно было думать серьезно о проходе торговых или военных судов через весь Ледовитый океан, так как хотя знаменитый пробег парохода Норденшельда "Вега" и осуществил практически мечту выхода северным путем из Атлантического океана в Тихий, но никто не повторил этого похода после 1878–1879 годов, как никому не удалось выполнить его и ранее шведской экспедиции».
Леонид Старокадомский «Открытие новых земель в Северном Ледовитом океане: плавание Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1913 году»
Активная работа по организации экспедиции началась еще в 1904 году, после доклада Брейтфуса в Императорском Обществе судоходства. Полярник сумел «указать, что прежде, чем этим путем пользоваться, необходимо его исследовать и, главным образом, подробно изучить гидрометеорологический режим на всем его протяжении». В итоге при обществе создали специальную комиссию под руководством генерал-лейтенанта Андрея Вилькицкого. Она тоже пришла к выводу, что пройти таким путем можно, но вот каждый ли год — нужно выяснять, для чего необходимо провести ряд систематических исследований. Постановив, что нужно вести наблюдения одновременно с 16 постоянных береговых станций и с судов, набросали план экспедиции, рассчитанный на три года. Предполагалось, что работы будут проводить шесть деревянных судов, денег же на исследование требовалось порядка 3 млн руб. На том дело замерло на пару лет.
В 1906 году по поручению морского министра, вице-адмирала Алексея Бирилева к вопросу об экспедиции вернулись вновь. Очередная комиссия постановила «приступить к исследованиям с двух железных судов ледокольного типа, причем было выражено пожелание, чтобы суда производили только общую опись берега и гидрографические исследования, детали же изрезанной береговой линии были бы предоставлены особой береговой партии».
Два «железных судна» ледокольного типа построили, и в 1909 году со стапеля Невского судостроительного завода сошли «Таймыр» и «Вайгач», готовые осваивать арктические воды. А в 1910 году учредили Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана, и она приступила к работе.
Тише едешь…
Участникам экспедиции поставили задачу собрать максимально подробные сведения касательно всех условий плавания, от особенностей ледяного покрова до органики местных вод.
«О той части Ледовитого моря, которая расположена к востоку от Таймырского полуострова, было особенно мало сведений, как относительно состояния льда — времени образования плотного ледяного покрова, таяния и движения разбитого льда, — так и относительно течений, глубин, метеорологических данных, условий плавания вообще; даже очертания берегов возбуждали больше сомнение — и они, действительно, во многом оказались отличными от показанных на картах».
Леонид Старокадомский «Открытие новых земель в Северном Ледовитом океане: плавание Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1913 году»
Чтобы выполнить задачу, суда должны были ежегодно ходить вдоль северных берегов Сибири. Руководителем экспедиции назначили гидрографа и геодезиста Ивана Сергеева, командиром «Вайгача» стал Александр Колчак, «Таймыра» — Борис Давыдов. Всего на каждом ледоколе было пять флотских офицеров, инженер-механик, врач и 40 нижних чинов, причем в 1914 году в состав команды вошел также военно-морской летчик с гидроаэропланом.
Любопытный факт
Врач «Таймыра» Леонид Старокадомский имел только одну руку — в 1903 году, делая вскрытие, он заразился трупным ядом, и левую руку пришлось ампутировать. На службе он остался по ходатайству командования. Александр Колчак, которого при первом знакомстве Старокадомский увлек рассуждениями о методах борьбы с цингой, поначалу даже не понял, что вместо одной из конечностей у доктора протез. По легенде, чтобы доказать свою способность успешно работать в опасной экспедиции, врач спустился по трапу на одной руке — вниз головой.
Первое разведывательное плавание прошло вдоль берегов Камчатки через мыс Дежнева и дальше — в Северный Ледовитый океан, по которому суда добрались до поселка Уэлен на Чукотском полуострове. Оттуда им пришлось повернуть обратно — начался сильный снегопад, так что продолжать работу не представлялось возможным.
На следующий год произошла небольшая замена состава: Александра Колчака отозвали в Петербург, его место занял Константин Ломан. Как только открылась навигация, суда вновь отправились в путь и на этот раз дошли до устья Колымы, попутно проводя топографические съемки. В результате появилась подробная карта Чукотского моря.

Карта плавания Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Фото: Научный архив РГО
Кроме того, в течение первых трех лет работы экспедиции ее участники исследовали Восточно-Сибирское море и подробно описали Медвежьи и Новосибирские острова, а также часть материкового побережья.
В 1913 году случилось сразу несколько событий, заметно повлиявших на дальнейшую судьбу экспедиции. Умер начальник Главного гидрографического управления Андрей Вилькицкий, а его сына Бориса, капитана 2-го ранга, назначили капитаном «Таймыра» и помощником Ивана Сергеева. Летом пришел приказ из Петербурга — пройти весь Северный морской путь от Владивостока до Архангельска. А спустя две недели после выхода из Владивостока Сергеев слег с инсультом, так что ему пришлось сойти на берег в Петропавловске-Камчатском. Вместо него неожиданно для всех руководить экспедицией поставили только что прибывшего Бориса Вилькицкого.
«Царские» земли
Вилькицкому пришлось нелегко. Более опытные моряки были склонны считать его устроившимся на руководящую должность адмиральским сыном — в частности, из-за этого Андрей Вилькицкий не позволял Борису участвовать в экспедиции, пока был жив. Однако именно молодой начальник сумел не только решить все поставленные перед экспедицией задачи, но и добиться успеха, о котором тогда никто и помыслить не мог

Борис Вилькицкий. Фото: Научный архив РГО
«В экспедиции все мечтали, что, пожалуй, возвращения во Владивосток больше не будет, что удастся пройти к европейским берегам. Таким утомительным и тяжелым казался всегда этот длинный путь до входа в Ледовитый океан — почти 3 тыс. миль, — который каждый год приходилось проделывать дважды. Никому и в голову не приходило, что может случиться то, что произошло на самом деле».
Леонид Старокадомский «Открытие новых земель в Северном Ледовитом океане: плавание Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1913 году»
Борис Вилькицкий проложил новый маршрут — к северу от Новосибирских островов, — благодаря чему суда смогли пройти по неизученным до тех пор водам. Не заставило себя ждать и первое открытие — остров, который впоследствии назвали в честь генерала Вилькицкого. Следующий неожиданный шаг молодого руководителя экспедиции заключался в том, что он решил разделить «Таймыр» и «Вайгач», за счет чего область исследований удалось значительно расширить. Первый ледокол отправился исследовать окрестности Новосибирских островов, второй — остров Врангеля. Для координации действий использовали радиосвязь.
У острова Преображения в Хатангском заливе суда вновь встретились и направились в сторону мыса Челюскин, но пройти не смогли — дорогу им преградили плотные льды. Однако путешественники не сдавались, продолжая искать новый путь по арктическим морям. Наградой им стали новые земли. 2 сентября 1913 года на картах появился остров Цесаревича Алексея (ныне — Малый Таймыр), а чуть позже экспедиция совершила открытие, прославившее ее на весь мир, — обнаружила Северную Землю. Правда, сами первопроходцы дали ей другое имя — Земля Царя Николая II в честь 300-летия дома Романовых.
К 5 сентября 1913 года доступное с моря обследование новой территории было завершено. С «Таймыра» запустили воздушного змея с метеорологическим измерителем, на открытой островной земле Петр Новопашенный, которого сам Вилькицкий аттестовал как главную научную силу экспедиции, установил мачту и вычислил точные координаты: 80°04’ с. ш. и 97°12’ в. д. Всего за несколько дней исследователи описали порядка 400 км береговой линии новой земли и собрали коллекцию геологических образцов. И конечно, подняли российский флаг.
«В 6 часов пополудни я объявил собравшимся экипажам кораблей экспедиции о присоединении новооткрытой земли к владениям Его Императорского Величества и поздравил команду с открытием, после чего при криках "ура" на мачте был поднят национальный флаг. В этот день команда получила по чарке, которой не получает обычно в Ледовитом океане, и был сделан улучшенный ужин».
Из воспоминаний Бориса Вилькицкого
Пройти на запад в Баренцево море первопроходцам не удалось — путь вновь преградили льды. Пришлось направиться к Аляске и остановиться в порту Святого Михаила — пополнить запасы продовольствия и топлива. А в 1914 году вновь вышли в плавание, чтобы пройти-таки Северным морским путем и добраться по Северному Ледовитому океану до Архангельска.
Сделать это за одну навигацию не получилось — пришлось встать на зимовку среди льдов. Но полярники изначально предполагали такой вариант и взяли с собой продовольствие и пресную воду из расчета на полтора года. В ходе этой экспедиции суда вновь разделялись, чтобы максимально расширить область исследований. Встретились в конце августа у острова Жохова и сумели пройти проливом, который позже получил имя Вилькицкого. Далось это нелегко — в «Таймыре» открылась течь, лед повредил его винт. Это и стало одной из причин зимовки, но не прервало научную работу: участники экспедиции проводили метеорологические исследования, пополняли зоологическую коллекцию.
Наконец лед сошел, и ледоколы продолжили свой путь. И опять «Таймыру» не повезло — он налетел на подводную скалу. «Вайгач» пришел на помощь «брату» и сумел снять его со скалы, но прежде, чем двигаться дальше, пришлось остановиться для проведения ремонтных работ в полевых условиях прямо на архипелаге Норденшёльда. Затем достигли сначала порта Диксон, а там и конечной цели путешествия — Архангельска. 3 сентября 1915 года экспедиция благополучно завершилась, выполнив и перевыполнив поставленные перед ее участниками задачи. Архангельск приветствовал их на Соборной пристани артиллерийским салютом и оркестром.
Борис Вилькицкий получил Константиновскую медаль РГО, а также золотые медали Французского географического общества и Шведской академии наук. Остальных участников экспедиции наградили памятными серебряными знаками, на которых был выгравирован путь «Вайгача» и «Таймыра» по полярным морям. А Россия получила несколько новых островов и Северную Землю, богатую полезными ископаемыми.
Ольга Ладыгина