«Придет время, когда наука опередит фантазию», — предрек маэстро приключенческого жанра Жюль Верн еще в позапрошлом столетии. Если бы героям его романов сказали, что облететь вокруг света можно не за 80 дней, а за двое суток, а добраться до островов в самом сердце Северного Ледовитого океана — вообще за пару часов, они, вполне возможно, сочли бы нас волшебниками. Или выдумщиками. Однако в наше время красивые сказки воплотились в жизнь: в одно из таких приключений отправились путешественники, мечтавшие когда-то совершать научные открытия, но чья жизнь сложилась иначе.
Теперь они вместе с командой ученых Русского географического общества разгадают тайны Земли Франца-Иосифа и внесут свой вклад в будущие исследования, чтобы приблизить тот день, когда современная научная фантастика станет реальностью для наших потомков. Им предстоит изучить морских животных, найти следы древних землетрясений и взять пробы вечной мерзлоты, а еще поучаствовать в установке самого северного в мире памятника в честь 150-летия открытия архипелага.
Пляж на Северном Ледовитом океане. Фото: Дарья Зарецкая
В августе 1873 года участники Австро-Венгерской экспедиции в краю бесконечных снегов обнаружили скованный льдами скалистый остров и назвали его в честь своего императора — Земля Франца-Иосифа (о том, какой ценой далось путешественникам их великое открытие, читайте в нашем материале). В юбилейный год команда РГО и Северного флота вместе с туристами отправилась по следам первооткрывателей. Конечно, ощутить в полной мере условия, в которых оказались мореплаватели полтора столетия назад, сегодня сложно: вместо трех лет Австро-Венгерской экспедиции экспедиция РГО длилась две недели, однако суровый климат Арктики дает о себе знать и сейчас, словно проверяя всех нежданных гостей на прочность.
Экспедиционная группа собралась в Североморске: им предстоял перелет на остров Земля Александры. Здесь находится самый северный в стране круглогодичный аэродром, построенный еще в советское время для обслуживания полярной станции. Время в пути от материка — не больше двух часов, однако из-за сложного характера погоды на архипелаге добраться сюда можно не каждый день. Это, пожалуй, самая непредсказуемая часть путешествия — спланировать точные даты здесь просто невозможно. Однако в этом тоже есть свой дух приключений, когда спустя несколько дней томительного ожидания приходит новость — путь открыт, можно ехать, — и ты понимаешь, что этот суровый, затертый льдами архипелаг пустил тебя на свою территорию. Теперь ты один из немногих, кто ступал по этой земле.
В этом месте время течет будто в другом измерении, ты перезагружаешься полностью и начинаешь переосмысливать важные для себя моменты, — делится участница тура Ольга Веселова. — Это не только прекрасная природа, но и новый для меня мир людей, с которыми по жизни не сталкиваешься. Из путешествия я вернулась заряженная новыми впечатлениями, эмоциями — тем, что и хотела получить! И правильно говорят: побывав там один раз, захочется в эти края снова.
Работа ученых на острове. Фото: Дарья Зарецкая
Подъем по расписанию, за завтраком ежедневный брифинг: задачи на день, район работ, маршруты, распределение оборудования. По возвращении — регистрация данных и фиксация взятых проб, после — научные лекции по биологии, сейсмологии и истории островов.
Отправной точкой для изучения Земли Александры стала научная база «Омега». Здесь разместились 25 ученых из разных научных учреждений — Института географии РАН, Института проблем экологии эволюции РАН, Института физики Земли РАН и Федерального исследовательского центра единой геофизической службы РАН. Географы, биологи, морские зоологи, экологи, геологи проводили исследования в своей части, а путешественники наблюдали за их работой, учились и помогали в сборе данных.
Лично я себя туристом совершенно не ощущала, — рассказывает участница группы Галина Златникова. — В таком месте, где трудно что-либо планировать, так как многое зависит от погодных условий и наличия медведей поблизости, понятие «план» является эфемерным. Так же как и «время», которое текло в каком-то своем русле, не всегда пересекаясь с человеческим фактором.
У путешественников своя программа — прежде всего знакомство с островом. Здесь находится северный кластер нацпарка «Русская Арктика», сохраняющего уникальный природный комплекс архипелага и участвующий в развитии туризма. Остров был открыт английским полярником Бенджамином Ли Смитом и назван в честь королевы Александры Датской, и, несмотря на кажущуюся безжизненность, здесь есть несколько интересных мест.
Во время Великой Отечественной на острове действовала немецкая метеостанция «Кладоискатель», остатки которой сохранились и сегодня. А еще здесь находится действующая круглогодичная военная база «Арктический трилистник», которую наши туристы посетили с экскурсией. Интересно, что жилые постройки базы стоят на сваях и с помощью специального оборудования продуваются, так что даже во время сильных бурь конструкцию не заметает снегом. Здесь с комфортом могут проживать до 150 человек в течение полутора лет.
В гости к моржам. Фото: Дарья Зарецкая
Как выглядит пляж на острове, большая часть которого покрыта ледниками? Участки суши, свободные от ледяного плена, тонкими языками черной земли скользят в море, у берегов которого грустят тающие льдины. Почва плотно усеяна валунами, сквозь которые пробиваются еле различимые красноватые мхи и лишайники. Красок тут совсем немного: фотографу нужно изрядно потрудиться, чтобы сделать яркий снимок, однако монохромный серо-синий пейзаж украшают коренные жители островов — белые медведи, тюлени и водоплавающие птицы. На пляжах Земли Франца-Иосифа отдыхают моржи: одни вальяжно развалились на своих лежбищах, другие, словно серферы, дрейфуют на льдинах вдоль берега.
Эта территория — полевой лагерь для работы морских зоологов Института проблем экологии эволюции РАН, в задачи которых входит мониторинг морских млекопитающих, индикаторов здоровья всей экосистемы Арктики. Изучая численность животных и их ареал, можно проследить закономерности эволюционного процесса и предсказать глобальные экологические и климатические изменения, а также разработать программы по защите и охране природных территорий.
Наблюдение за животными, пожалуй, самая увлекательная часть экспедиции. Под руководством ученых путешественники совершили несколько пеших и водных маршрутов, изучили бухты и близлежащие острова, где хозяйничают атлантические моржи, кольчатые нерпы, белые медведи, а также белухи и нарвалы. После участники установили фотоловушки, которые будут отслеживать перемещение млекопитающих по территории острова.
В процессе изучения ледников. Фото: Дарья Зарецкая
Если у жителя Севера спросить, сколько существует видов снега, он сходу назовет как минимум десять. И у каждого будет свое название и, конечно же, особенности. Изучить ледники Земли Франца-Иосифа — задача ученых Института географии РАН.
Большая часть острова Земли Александры покрыта двумя ледомерзлыми куполами — Лунным и Кропоткина. Для того чтобы составить полноценную картину, нужно взять несколько проб со склонов этих куполов, причем обязательно на разной высоте: считается, что возраст льда меняется по мере роста ледника — чем выше купол, тем моложе лед. По результатам лабораторных анализов можно будет предсказать изменение климата на всей планете: ледники быстрее всех реагируют на малейшие температурные аномалии.
После взятия образцов и сбора фотогербария арктической флоры — еще одна масштабная задача: провести аэрофотосъемку топографических объектов острова. В результате будет составлена цифровая модель рельефа, которая станет основой для геоинформационного картографирования состояния экосистемы острова.
В прошлых сезонах (РГО проводит регулярные экспедиции на Земле Франца-Иосифа с 2019 года) удалось обнаружить многочисленные следы древних землетрясений. Теперь же предстояло исследовать их последствия. В результате сильных сейсмических ударов произошли заметные деформации рельефа — глыбы, оторвавшиеся от скал и отброшенные на значительные расстояния, выходы базальтов мелового периода, хребты гор с опущенными вершинами, молодые тектонические смещения.
Собранные данные позволяют полагать, что здесь расположен очаг неоднократных сильных землетрясений интенсивностью 8–9 баллов, происходивших несколько сотен лет назад, в условиях современного тектонического режима, а следовательно, могут произойти и в будущем. Для сбора точных данных сотрудники геофизической службы РАН развернули сеть из шести временных сейсмических станций, которые зарегистрировали два региональных землетрясения.
Установка поклонного креста. Фото: Дарья Зарецкая
Кульминацией экспедиции стало долгожданное мемориальное событие — установка памятного поклонного креста в честь 150-летия открытия Земли Франца-Иосифа. Восьмиметровый деревянный крест из лиственницы был доставлен военными Северного флота и воздвигнут на оконечности мыса Двойного. Церемонию освящения провел епископ нарьян-марский и мезенский Иаков. Поклонный крест стал дополнением к построенному на острове самому северному в мире храму в честь Святителя Николая Чудотворца.
Уникальность экспедиции РГО не только в выбранных исследованиях, но и в комплексном подходе. Именно в таком режиме, когда разные области науки соединяются в один исследовательский проект, можно получить полную картину происходящих природных процессов в высоких арктических широтах.
По возвращении из путешествия участники поделились своими впечатлениями.
Две недели, проведенные среди потрясающих людей, ставших мне друзьями, две недели, наполненные неповторимым общением, новыми знаниями, ощущением причастности к арктической природе, романтикой, интереснейшими лекциями, решением каких-то простых бытовых вопросов, что постоянно возвращало меня в проживание прекрасного здесь и сейчас, — всё это оставило совершенно неизгладимое чувство наполненности и удовольствия от участия в экспедиции, — поделилась Галина Златникова.