Исследовать Россию из Санкт-Петербурга — дело неблагодарное, больно широко она раскинулась. Конечно, организация экспедиций изрядно помогала делу, но без поддержки "на местах" этого было мало. Поэтому штаб-квартирой в столице Императорское Русское географическое общество не ограничивалось, создавая отделения в разных концах страны, от Кавказа до Сибири. Даже этого порой было недостаточно, поэтому появлялись подотделы — в частности, 19 марта (6 марта по старому стилю) 1902 года возник Алтайский.
Впрочем, организовать его оказалось непросто. В 1868 году в Омске появилось Общество исследования Западной Сибири, в 1877-м был создан Западно-Сибирский отдел Общества. Первые исследования Алтая прошли именно в рамках этих двух структур: Михаил Певцов изучал Алтай по пути в Монголию и дальше — в Китай, в Тибет. Николай Ядринцев исследовал этнографию, ботанику и составлял карты неизученных прежде районов — например, Телецкого озера и реки Чуи. Дмитрий Клеменц собирал геологическую коллекцию и разбирался в тонкостях религиозного движения бурханистов — алтайцев, веривших в пришествие божества Бурхана.
Долгое время научно-исследовательская работа в Западной Сибири продолжалась под эгидой Отдела ИРГО, попутно всё ярче проявляли себя местные краеведы и учёные. В начале 1891 года в Петербург поступило прошение о создании Общества любителей исследования Алтая, подписанное 30 достаточно известными местными деятелями. Помимо прошения они успели разработать Устав общества и подготовить объяснение к нему, где выражали уверенность в поддержке местной администрации, священников, учителей, торговцев… Учредители понимали, что без должной финансовой поддержки им вряд ли удастся проводить комплексные научные исследования, но при этом возможность собрать подробный материал у них была лучше, чем у кого-либо: "Если даже Общество Любителей Исследования Алтая само не обработает поступившего материала, но только передаст его для обработки другим обществам и лицам, то и в этом случае оно является полезным и желательным".
"Конечно, только местные деятели и местные Общества могут довести изучение края до той глубины, которая недоступна для исследователя наездом, дать то достойное знание Сибири, которые так недостаёт".
Александр Кауфман, видный экономист и статистик
Вид города Барнаула с правого берега реки Барнаулки. Вторая половина 1850-х годов. Цветная гравюра по рисунку томского художника П. М. Кошарова. Фото: wikipedia.org/Центр хранения архивного фонда Алтайского края (г. Барнаул) Ф.Р-1754. Ол.1. Д. 4. Опублико
Прошение удовлетворили, и в октябре 1891 года состоялось первое собрание учредителей Общества любителей исследования Алтая. Однако в скором времени стало ясно, что на одном энтузиазме далеко не уедешь. Членских взносов, которые составляли от 130 до 340 рублей, не хватало даже на почтовые и типографские расходы, что уж говорить о собственном музее, библиотеке, да и просто своём помещении. Научные командировки и экскурсии тоже требовали вложений. В 1897 году любители исследования Алтая задумались о присоединении к Русскому географическому обществу.
"…Общество будет объединено не только с многочисленными научными учреждениями, разбросанными по различным уголкам Сибири, — местными отделами, подотделами Географического общества, но с крупнейшим русским учёным обществом, пользующимся широкой и прочной популярностью в учёном мире, что не может не придать нашему Обществу новых сил и энергии, не может не воодушевить его на дальнейшие работы по изучению Алтая — одного из интереснейших уголков нашей родины".
Из доклада Альбина Недзвецкого, председателя Общества
Тут были свои подводные камни. Любители исследования Алтая не хотели лишиться самостоятельности в том, что касалось научной деятельности и выбора администрации. Поэтому, запросив присоединение к Западно-Сибирскому отделу РГО, они специально оговорили право сохранить свой действующий устав, согласовав его с уставом Географического общества.
Как ни странно, руководство РГО решило пойти навстречу просьбе — на счету Алтайского общества уже было немало солидных исследований, оно успело заслужить определённую научную репутацию. Чтобы поддержать коллег, Комитет Западно-Сибирского отдела выслал в Барнаул 120 книг для создания библиотеки, а также постарался облегчить бремя расходов исследователей Алтая и переслал им свидетельство на право бесплатной почты. Увы, несмотря на официальный бланк и печать ИРГО, почтовое ведомство отказалось сотрудничать, сославшись на то, что Общество любителей исследования Алтая к императорским не относится.
План Барнаула в 1895 году. Издание Типо- Литографии Алтайского округа.Фото: wikipedia.org
"Можно рассчитывать на присоединение не только потому, что существуют и другие подотделы, но главным образом по тому сочувственному, как осведомлён совет, отношению, какое наше Общество находит у вице-председателя Императорского географического общества глубокоуважаемого Петра Петровича Семёнова, которому принадлежит и сама мысль о возможности присоединения нашего Общества к Географическому".
Из доклада Альбина Недзвецкого, председателя Общества
Пётр Семёнов-Тян-Шанский и впрямь взялся за дело с жаром. Он отправился к министру финансов Сергею Витте выбивать дотации для местных подотделов, призванных первыми изучить Сибирь, и добился-таки своего. В июне 1899 года министр выделил деньги, недовольно заметив, впрочем, что "на будущее надо изыскивать средства самостоятельно". В феврале 1900 года Западно-Сибирский отдел получил сообщение от Семёнова-Тян-Шанского, что для Семипалатинского и Алтайского подотделов поступит тысяча рублей.
Однако деньги-деньгами, а бюрократическую волокиту никто не отменял. Началась переписка: Западно-Сибирский отдел запрашивал необходимые для заполнения отчётов сведения, Общество любителей исследования Алтая беспокоилось о своей автономности. Пока суть да дело, прошёл год — только в феврале 1901 благодаря хлопотам Петра Семёнова-Тян-Шанского пришло подтверждение, что Государственный Совет обязан выделить из казны тысячу рублей для создания двух подотделов ИРГО.
К августу в Барнауле получили официальное уведомление, что с 13 октября (1 октября по старому стилю) они могут открыть свой подотдел Географического общества. Вскоре после торжественной церемонии должны были поступить и 500 рублей. По поводу устава, однако, определённости так и не было. Дело затянулось до весны — только в начале марта из Омска пришло долгожданное уведомление о присоединении Общества любителей исследования Алтая к Западно-Сибирскому отделу ИРГО, при этом подотдел имел право сохранить свой устав.
Официальная дата создания Алтайского подотдела — 19 марта 1902 года (6 марта по старому стилю), но сами члены бывшего Общества любителей исследования Алтая положили считать ею 5 апреля (24 марта по старому стилю). Именно в этот день прошло первое собрание нового подотдела.
Ольга Ладыгина