
Вперед в неизведанное! Фото: Данил Хусаинов
Объяснить современному человеку, как первопроходцы 300 лет назад осваивали Сибирь, — практически нереальная задача. Даже красочный художественный фильм не покажет всей сложности пути, не расскажет обо всех деталях и не передаст атмосферы приближения к неизведанному. Достоверно рассказать об этом могут лишь те, кто сам попытался пройти маршрутом отважных предков. Собственно, в этом и заключалась главная идея серии проекта «Тайны Мангазеи», который несколько лет реализуют энтузиасты регионального Отделения РГО в Ямало-Ненецком автономном округе при поддержке ООО «Газпром добыча Ямбург». В 2023 году он стал лауреатом национальной географической премии «Хрустальный компас» в номинации «Лучший социально-информационный проект по сохранению природного и историко-культурного наследия».
Замысел состоял в том, чтобы пройти путем русских первопроходцев по речному продолжению Мангазейского морского хода из «изначальной» Мангазеи в Новую Мангазею. Ближайший к Мангазее населенный пункт сегодня — это Красноселькуп, а Новая Мангазея — нынешнее село Старотуруханск. Извилистый маршрут с запада на восток проходил по рекам Таз, Худосей, Покалькы, Перевальная, Турухан, небольшим озерам и волоку. Плыть решили на карбасе — старинном парусно-весельном судне. Так путешествие превращалось в полноценную историческую реконструкцию. Общее расстояние — около 500 км, практически безлюдная местность.
Считается, что Мангазея являлась первым русским городом Сибирского Заполярья. История Русской Трои до сих пор во-многом загадка. Город возник в самом начале XVII века и просуществовал всего лишь в течение 70 лет. И тем не менее в первой трети столетия стал крупнейшим в Сибири центром торговли мягким золотом — пушниной. А кроме того, это был важнейший форпост русского проникновения в Сибирь и далее на восток. Один из участков этого исторического пути — от бассейна Оби и Таза к бассейну Енисея — и заинтересовал энтузиастов.

Даже маленькие речушки становились большой дорогой на пути первопроходцев. Фото: Данил Хусаинов
Первая попытка состоялась в июле 2018 года, но вскоре пришлось возвратиться назад. Во время прохождения порогов на речке Покалькы подводные камни повредили винты моторных лодок. Впрочем, руководитель экспедиции, член РГО Павел Нефедов не согласен с утверждением, что это была неудача, ведь появился бесценный опыт.
На следующий год в 20-х числах мая группа из пяти человек отправилась из Красноселькупа в том же направлении уже по высокой воде: лед только что сошел, да и то не везде. Экспедиция прошла на двух надувных лодках с моторами весь путь до Старотуруханска.
А в 2021 году пришла пора повторить поход, но уже на карбасе — шестивесельном парусном судне древних поморов. Реплику под именем «Архангелъ» построили специально для экспедиции на верфи «Товарищество поморского судостроения» в Архангельске. Теперь в составе экспедиции было 12 смельчаков, причем как минимум половина из них не имели даже походного опыта. Самому младшему участнику во время перехода исполнилось 20 лет, самому старшему было 52 года.
Костяк же экспедиции, помимо Павла Нефедова, составили идейный вдохновитель проекта и его летописец Денис Калинин, фотограф и технический руководитель Данил Хусаинов (оба — члены РГО), горный спасатель и участник предыдущего похода Марсель Чаушев и оператор Денис Каурдаков.

Экипаж карбаса «Архангелъ». Фото: Данил Хусаинов
Карбас сопровождали три моторные надувные лодки, но чистоту эксперимента они не нарушили. Весь путь экипаж карбаса прошел на веслах, за исключением пары дней, когда условия позволяли идти под парусом. Несколько километров пришлось толкать тяжелую лодку с помощью шестов, 10 км карбас тащили бечевой, как бурлаки, в том числе 5 км волоком по заболоченному урочищу между рекой Перевальная и одноименным озером.
— Болото гуляло под ногами как водяной матрас, идти, да еще тащить три лодки было очень тяжело, — вспоминает Павел Нефедов.
Это был самый драматичный момент экспедиции, в которой любой день предполагал решение каких-то задач. Перед волоком команда разделилась почти поровну.
Ладно бы впереди была только топь — путь преграждал бурелом, а местами просто непроходимые заросли. Дорогу здесь нужно в прямом смысле прорубать. Одна часть команды взывала к благоразумию, говоря, что участок невозможно пройти. Другая призывала просто поверить в себя и максимально мобилизоваться.
Было о чем подумать. Сухой карбас весит 600 кг, а намокший, да еще с налипшим песком — уже под тонну. Нужно учесть и особенности конструкции: киль буквально распахивает болотистую почву и увязает в ней. Помогла смекалка. Нарубили небольших бревен, расположили их через каждые полметра и, как могли, покатили по ним тяжелое судно. Эти несколько километров путешественники преодолели за пять дней.
Другой не то чтобы проблемой, но невеселым фоном стала погода. Из 28 дней экспедиции 26 шел дождь. Как выразился Данил Хусаинов, путешественники «поймали дзен дождя». Он то моросил, то лил, то падал с неба вместе с мокрым снегом.
Очень непросто физически идти на карбасе против течения. А таких участков набралось на полторы сотни километров. Нужно было сначала добиться слаженности гребцов, потом пересилить противодействие воды и ветра.
Неожиданностью стала сама техника гребли. Павел Нефедов до экспедиции несколько месяцев тренировался на гребном тренажере, но, попав на карбас, понял, что это совсем другая история. Были, разумеется, и стертые в кровь ладони.
Иногда путешественники были на грани отчаяния, когда казалось, что не только течение, но природа в целом против них. Однако вера в себя победила все трудности и невзгоды, никто не сдался. Лишь один человек из команды сошел с дистанции, и то по причине старого заболевания.
Примечательным моментом экспедиции стали находки — например, загадочные зарубки (они же затеси, затёсы, карсикко) на деревьях. Их обнаружили еще в 2019 году. Теперь же фотографировали, документировали и снабжали координатами. Среди засечек были очень старые, с крестами, цифрами и старославянскими буквами, были и более поздние, относящиеся к 40-м годам ХХ века.
По мнению участника экспедиции, кандидата исторических наук Алексея Матвеева, в одном случае так обозначались места погребения, в другом — ставились навигационные метки, в третьем — люди просто оставляли о себе информацию, аналог современного «мы были тут».
Как бы то ни было, засечки на деревьях напоминали, что история где-то рядом, а сам маршрут экспедиции проходит по местам, когда-то вовсе не безлюдным.
Кстати, люди здесь живут и сегодня. Несколько лет назад Данил Хусаинов познакомился с семейством Кукушкиных, обитающих на бывшей фактории Ладыга, это примерно в 300 км от Красноселькупа. Они принадлежат к практически исчезнувшей сегодня народности кеты (или кето), которых на планете осталось всего около тысячи человек. Семейное предание гласит, что отец недавно скончавшегося главы семьи Геннадия Поликарповича ходил по грибы с отбывавшим здесь ссылку Иосифом Джугашвили, будущим Сталиным.

Последние кеты на Земле. Фото: Данил Хусаинов
Между тем проект «Тайны Мангазеи» продолжается. В мае нынешнего года из Красноселькупа отправится очередная экспедиция, теперь уже в составе двух отрядов. Первый будет искать альтернативный водный путь в Новую Мангазею, второй как раз и займется историческими изысканиями. Помимо затесей здесь находятся интереснейшие исторические артефакты — например, деревянная рельсовая дорога в районе сухого волока. Построенная в XIX веке купцом Сидоровым для перевозки графита, она использовалась вплоть до 40-х годов ХХ века — правда, уже для других целей.
По свидетельству Данила Хусаинова, параллельно реке Парусовая проходит «Мертвая дорога» — участок Трансполярной магистрали, которая должна была соединить Норильск и Салехард (так называемая стройка №503). Железную дорогу возводили заключенные, а после смерти Сталина проект остановили. До сих пор среди тайги можно увидеть ржавеющие паровозы, будто попавшие сюда из потустороннего мира.

Зампред правления ПАО «Газпром», член-корреспондент РАН, член экспертного совета премии «Хрустальный компас» Олег Аксютин вручает приз участникам экспедиции «Тайны Мангазеи» Денису Калинину и Данилу Хусаинову (слева направо). Фото: Феликс Геллер, Евгений Уваров
Национальная премия «Хрустальный компас» существует с 2012 года под эгидой Русского географического общества. В этом году она проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. За 12 лет на соискание премии поступило более 4,3 тыс. проектов и достижений из 48 стран мира. В специальной номинации «Признание общественности», где лауреатов определяют путем интернет-голосования, свои предпочтения выразили почти 2,8 млн человек. Среди лауреатов премии и обладателей заветной хрустальной статуэтки прошлых лет — российский путешественник Федор Конюхов, шведский ученый и бизнесмен Фредерик Паулсен, французский писатель Жан-Луи Гуро и другие выдающиеся люди.
Айвар Валеев