Редкости и аномалии издавна пользовались популярностью — их показывали на ярмарках, в цирках, держали при дворах знатных людей. Пётр I собрал целую коллекцию диковинок, открыв под неё особый музей — Кунсткамеру. На основе собранных Петром материалов вырос старейший Зоологический музей России, а на его базе — научный институт.
В 1747 году пастухи-тунгусы послали в столицу местное диво: чучело двухголового оленёнка. Жил при Кунсткамере и живой монстр — трёхногий телёнок, переданный музею майором ландмилицейского тамбовского полка Луниным в 1752 году. Служивший при Кунсткамере солдат ухаживал за уродцем, летом телёнка отправляли пастись на Крестовский остров. В 1772 году в "Материалах для истории Императорской Академии наук" появилась запись: "Присланного при доношении из Смоленской губернской канцелярии монстра — двухголового телёнка — отдать господину академику Вольфу с тем, чтобы он, ежели признает сего монстра за достойного к сохранению в Кунсткамере с прочими монстрами, приказал комиссару Бухвостову сделать из него чучело и поставить в оной Кунсткамере".
Начало коллекции положил указ императора от 1704 года "О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…", позже Пётр Великий выпустил ещё ряд распоряжений на эту же тему. В Москве в Аптекарском приказе постепенно формировался костяк зоологической экспозиции, которая позже "переехала" в Кунсткамеру.
Индийский слон. Зоологический музей. Фото: pastvu.com
Помимо довольно-таки устрашающих диковинок в залах нового музея были представлены и просто малоизвестные на тот момент животные. В частности, выкупленная Петром в 1716 году коллекция амстердамского аптекаря Альберта Себы включала в себя естественно-научные образцы из Южной Америки — рыб, змей, жабу-пипу, чучела ленивца, муравьеда, сумчатой летяги. После того как в 1724 году император утвердил проект создания Академии наук, Кунсткамера перешла в её ведение.
В Кунсткамере были собраны редкости самого разного толка — археологические находки, привезённые из азиатских стран предметы искусства, анатомические препараты и т.д. По мере того как количество экспонатов росло, тематические коллекции всё больше обособлялись. В первом печатном каталоге от 1742 года были гравюры и описания около полутора тысяч насекомых, 892 птиц, 212 млекопитающих, 456 рыб, 486 змей и т.д. — всего свыше семи тысяч наименований. Уже в 1767 году зоологические материалы были выделены в отдельное подразделение, управлять ими поручили учёному-энциклопедисту Симону Палласу.
В XIX веке русские мореплаватели и путешественники не только исследовали новые земли и наносили их на карту, но и собирали по пути различные коллекции — геологические, ботанические, зоологические. Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Отто Коцебу, Василий Головнин, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев совершали кругосветные плавания и везли образцы со всего мира. К началу 1830-х годов стало ясно, что их надо разделять на профильные музеи. Так и появился старейший в России Зоологический музей, который разместился в Музейном флигеле Академии позади её главного здания.
Иллюстрация к статье "Прогулка по Зоологическому музею Императорской Академии наук" в журнале "Вокруг света" № 20, май 1906. Фото: pastvu.com
Директором стал академик Фёдор Брандт. В 1831 году он возглавил зоологический отдел Кунсткамеры и лично занялся организацией музея. Добился, чтобы под него отдали отдельное здание, подготовил экспозицию первых трёх залов на основе экспонатов Кунсткамеры, следил, чтобы коллекции постоянно пополнялись. Учёный был уверен, что "только посредством больших собраний и тщательного сравнения по возможности большого числа ископаемых животных из длинного ряда различных творений, можно будет, если только это вообще возможно, получить ответ на вопрос о том, изменялись ли виды или каждый из них представляет новый акт творения".
Путешественники продолжали пополнять экспозицию музея. Карл Бэр привёз образцы с Новой Земли и из Русской Лапландии, препаратор музея Илья Вознесенский девять лет собирал экземпляры на Дальнем Востоке и в русских владениях в Северной Америке от Аляски до Калифорнии, Николай Северцов собрал коллекцию на Аральском море, Леопольд Шренк — на Сахалине и в Амурском крае и т.д. К середине XIX века количество экспонатов увеличилось почти в 20 раз. Коллекция стала одной из богатейших в Европе, она включала девять тысяч экземпляров позвоночных, среди которых было 1060 млекопитающих, 5675 птиц, 1522 рыбы.
Фёдор Фёдорович Брандт. Фото: wikipedia.org/ Журнал «Всемирная иллюстрация»,1876
Брандт заложил также основу книжного богатства библиотеки Санкт-Петербургского императорского Зоологического музея — именно по его инициативе в 1831 году книги, посвящённые зоологии, были выделены из фондов Академической библиотеки в отдельное собрание. На Конференции Академии в январе 1832 года Брандт представил составленный им каталог зоологической библиотеки. Поначалу книг было несколько сотен, они помещались в одном, средней величины, шкафу. Как и экспозиция музея, библиотека с течением времени значительно выросла.
Речь уже давно не шла о "развлечении почтеннейшей публики" редкостями и диковинками, здесь занимались серьёзной научной работой. Век спустя после образования музея, в 1931 году, он превратился в Зоологический институт в ходе реформы Академии наук. При этом не перестал быть музеем — выставочная коллекция института открыта для посетителей.
Экспозиция в наши дни. Фото: Виртуальный тур по Зоологическому музею (скрин экрана)
На нынешний момент в его залах выставлено около 30 тыс. чучел животных и диорам, представляющих их естественную среду обитания. Особенно в музее гордятся мамонтёнком, которого обнаружили в 1977 году в Магаданской области, — 30 лет он оставался единственным полностью сохранившимся представителем своего вида в мире. Это хранилище экспонатов — сравнительно небольшая часть учреждения, основная цель которого — наука.
Ольга Ладыгина