Разгадывать загадки природы — занятие необычайно интересное. Для этого совсем не обязательно отправляться в дальние странствия по малоизученным уголкам планеты. Тайнами и сюрпризами порой могут удивить географические объекты родного края, к которым привык с детства. Нужно лишь познакомиться с ними поближе, присмотреться внимательнее. Одно из таких удивительных мест — гора Развалка, о которой наверняка знает каждый, кто хотя бы раз побывал в Ставропольском крае.
Если смотреть на Развалку издали, с восточной стороны она напоминает исполинского льва. В тёплое время года его густая "грива" становится ярко-зелёной, зимой покрывается снежной сединой. Гора очень красива, но на первый взгляд ничем не выделяется среди других лакколитов Пятигорья. И тем не менее Спящий Лев, как называли эту вершину в XIX веке, загадал учёным непростую загадку.
Развалка в морозный день. Фото предоставлено Алексеем Лысенко
Местным жителям издавна было известно, что в некоторых местах у подножия Развалки лесные заросли странным образом меняются. Вместо привычных для тёплого юга растений — алычи, кизила и даже винограда — появляются рябина, кривоватые невысокие берёзки, а на почве — мхи и лишайники. Такая картина обычно наблюдается довольно высоко в горах. От земли здесь тянет холодом, а под моховой подушкой почти всегда можно найти пластинки льда. Откуда в Ставрополье, где из земных глубин выходит множество горячих источников, вечная мерзлота?
Феномен мерзлоты на Развалке заинтересовал учёных ещё в 1900 году, но активное изучение горы началось лишь в советское время. Ботаники обратили внимание на то, что развитие растений в местных "холодных зонах" запаздывает — цветение и плодоношение начинаются на несколько месяцев позже. Удивила исследователей и местная фауна. Например, в ловушки, расставленные зоологами, попадались снежные полёвки — жители высокогорных альпийских лугов.
В 1950-х годах в теле горы геологи пробили три глубокие горизонтальные штольни — с востока, запада и юга. Восточный проход вскоре засыпало обвалом, а западный (длиной 400 м) и южный (700 м) соединились в недрах Развалки. Выяснилось, что массив сложен застывшей магмой, трижды поднимавшейся к поверхности Земли. В верхней части его диаметр — около 1 км, вниз к глубинному очагу идёт узкий шток.
Перепад температуры у входа и внутри штольни. Фото: Александр Жирнов
Развалка оправдывает своё название. Весь массив горы разбит гигантскими трещинами, глубина которых доходит до 300 м. Часть этих щелей забита перетёртой породой, но по ним свободно циркулирует воздух. Наблюдения показали, что летом из штолен и щелей наружу выходят воздушные потоки. Их скорость достигает 3 м/с, а температура близка к нулевой, когда на улице термометры показывают до +30 °С.
Учёные выдвигали различные гипотезы, описывающие механизм таинственной "летней мерзлоты". Кто-то полагал, что под толщей горных пород, слагающих Развалку, похоронены мощные залежи реликтового льда. Другие объясняли постоянный холод выходом на поверхность большого количества углекислого газа. Все эти догадки оказались неверны.
Гора Развалка. Фото: Юрий Дьяконов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Как отмечал известный краевед, знаток Ставрополья Иван Быстров, загадку Развалки долго не могли разгадать, поскольку учёные работали на горе только летом. Первая же попытка посмотреть, как ведут себя глубинные воздушные потоки зимой, удивила исследователей.
Оказалось, что щели, выбрасывавшие летом наружу холодный воздух, зимой с такой же скоростью втягивают его внутрь. Схожая картина наблюдалась и у входа в единственную оставшуюся открытой штольню. Куда же уходят эти воздушные потоки? Развалка загадала новую загадку.
Выход тёплого воздуха у вершины Развалки. Фото предоставлено Алексеем Лысенко
Ответ на этот вопрос дала зимняя экспедиция к вершине горы. 27 февраля 1962 года Иван Быстров и геолог Пётр Костин обнаружили в верхней части Развалки среди снежного покрова высотой до 20 см проталины и зелёные лужайки. Среди травы виднелись растения с готовыми распуститься бутонами цветков! Вблизи этих удивительных для зимы "оазисов" зияли трещины, из которых выходил тёплый воздух. Учёные сразу же вспомнили рассказы местных жителей, наблюдавших, как в морозные дни над Спящим Львом иногда возникали клубы пара.
Развалка оказалась своеобразным естественным кондиционером. Летом накопленный в трещинах массива воздух, остывший за зиму и потяжелевший, выходит на поверхность у подножия горы. Зимой ситуация меняется: более лёгкий тёплый воздух поднимается по внутренним полостям и вырывается из щелей вблизи горной вершины, растапливая снег и согревая землю вокруг. На его место снизу через множество отверстий в породе буквально "засасываются" холодные воздушные массы. Весной и осенью работа этого механизма останавливается в ожидании новой жары и новых морозов.
На небольшом удалении от трещин температура резко падает. Фото предоставлено Алексеем Лысенко
— С позиции современной науки ничего крайне необычного в недрах горы Развалка не происходит. Физика этого явления довольно проста. По сути, это сезонный теплообмен горного массива. В разных вариациях он присутствует практически везде. Особенно это явление характерно для естественных пещер и искусственных шахт. Чем интенсивнее циркуляция, тем оно более ярко выражено. Самый известный пример — Кунгурская ледяная пещера. Если есть интенсивная циркуляция, массив за лето прогревается, а зимой из щелей выходит тёплый воздух. Летом — наоборот.
В чём уникальность этого процесса на Развалке? Массив этой горы отличается сильной трещиноватостью. По мнению геологов, гора после образования подверглась разрушению, в том числе в процессе активных извержений Эльбруса и связанных с ними землетрясений. С этими давними катастрофами на Ставрополье связано много интересных мест. Например, каменный хаос на Стрижаменте. Мощнейшие землетрясения, которыми сопровождались извержения Эльбруса, приводили к очень серьёзным оползням, появлению геологических обнажений и так далее. Следы этих процессов есть в разных местах. Развалка тоже сильно пострадала, и ядро горы сильно разрушено, — говорит заведующий кафедрой физической географии и кадастров Института наук о Земле Северо-Кавказского Федерального университета Алексей Лысенко.
По словам Алексея Лысенко, похожие механизмы работают и в недрах остальных горных массивов Пятигорья, которые мы по привычке ошибочно называем лакколитами. Но Развалка среди всех этих вершин стоит особняком, является самым интересным объектом для изучения. Учёные постоянно наблюдают за динамикой процессов, протекающих в недрах горы.
Горные массивы Пятигорья. Фото: Артём Мелетов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
— Лакколитами горы Пятигорья называть не совсем правильно. Геологи очень трепетно относятся к определениям. Лакколиты — интрузия, внедрения магматических тел караваеобразной формы в межпластовые пространства. Классический лакколит — Аю-Даг в Крыму. Горы Ставрополья — магматические диапиры, протыкавшие слои осадочных пород. Где-то "крышу" осадочных пород только приподняло, как это произошло с Машуком или Лысой. А где-то — Бештау, Змейка и Развалка — произошло обнажение магматических пород. Другое дело, что они не стали классическими вулканами — магма их была очень густой, вязкой, плотной. Они просто выдавились, а не растекались. Никаких вулканических бомб и пепла не было. И все эти горы разные. Каждая из них уникальна по своему строению.
Образование Развалки происходило в несколько этапов. Эти внедрения магмы происходили не сразу, не одномоментно. И по контактам этих внедрений образовались зоны дробления, что способствовало сильному разрушению массива. При этом характерный для ставропольских останцовых магматических массивов тип горных пород — бештауниты — сам по себе считается химически и механически очень устойчивым. Это граносиенит-порфир, очень прочная интрузивная порода. В своё время её использовали в химическом производстве при изготовлении ванн для сильных кислот. Даже царская водка эту породу не разъедает, настолько прочен и химически устойчив этот камень. Петрографы — специалисты по горным породам — до сих пор спорят, к каким горным породам относить бештауниты. Одни относят их к вулканической группе пород, излившихся и застывших, другие — к интрузивным, которые застыли на глубине. Они где-то между. По вулканической классификации это трахилипариты, группа кислых и средних пород. А по интрузивной классификации — граносиенит-порфиры. Есть и другое, нейтральное название — бештауниты, чтобы никого не обижать, — рассказывает Алексей Лысенко.
Среди всех останцовых магматических массивов Пятигорья Развалка — самая трещиноватая. Здесь наиболее ярко выражен сезонный теплообмен. Штольни, когда-то пробитые в теле горы геологоразведочной партией, только усилили это явление.
Вход в штольню на склоне Развалки. Фото: Александр Жирнов
— Мониторинг этого явления проводится учёными и студентами нашего университета не одно десятилетие. Зимой и летом делаются замеры температуры, измеряется скорость циркуляции в магматическом массиве, влажность воздуха и другие параметры. На снимках, сделанных в январе в условиях аномально низких для нашего региона температур, видны два градусника. На одном — –20 °С, на другом, рядом — +10 °С. Вот такой феномен, — заключает Алексей Лысенко.
Студенты-географы на вершине Развалки. Фото предоставлено Алексеем Лысенко
Убедиться в уникальности Спящего Льва легко может любой желающий — нужно лишь приехать в Железноводск и совершить экскурсию на Развалку. Гора опоясана туристическими тропами, проложенными по живописным местам. Поиски входа в таинственную штольню среди окутанного туманом леса — отдельное приключение. Запаситесь тёплыми вещами (внутри реально холодно даже летом), фонарями и термометрами и отправляйтесь в путь. При этом лучше не пренебрегать правилами безопасности и стоит помнить о необходимости бережного отношения к природе.
В штольне внутри Развалки. Фото: Дарья Жирнова
— Развалка — гора, требующая к себе уважения. Подниматься туда и бродить по штольням неподготовленному человеку — не самый лучший вариант. Но это, на мой взгляд, самый интересный туристический объект в окрестностях Железноводска. Важным вопросом является обеспечение безопасности туристов, посещающих штольню, с одновременным усилением охраны Развалки как памятника природы. Там, в конечной части штольни, бывают обрушения. Важно также сохранить обитающих во мраке подземелья летучих мышей — походы туристов с факелами несут угрозу их популяции, — поясняет Алексей Лысенко.
Александр Жирнов