Константин Зайцев: "Антарктида не прощает ошибок"

Константин Зайцев: "Антарктида не прощает ошибок" Константин Зайцев: "Антарктида не прощает ошибок"

В Антарктиде полным ходом идёт монтаж нового корпуса станции "Восток". Уже скоро у наших учёных появится современная база для исследований, а жить они будут в комфортных условиях. Мы поговорили с вице-президентом Ассоциации полярников, членом экспертного совета Русского географического общества Константином Зайцевым, чья экспедиционная работа связана с Антарктидой. Насколько значительно присутствие россиян на шестом континенте сейчас? Чем так привлекательна Антарктида и почему вокруг неё многие годы кипят нешуточные страсти? Об этом — в нашем материале.

Константин Зайцев. Фото: Анна Юргенсон

Константин Зайцев. Фото: Анна Юргенсон

Моя первая экспедиция в Антарктиду

В Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Гидрометеослужба Советского Союза) я работал главным специалистом Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. В числе других задач я курировал работу Советской антарктической экспедиции. Поэтому такие экстремальные ситуации, как, например, пожар на советской антарктической станции "Восток" в 1982 году или спасательная экспедиция по освобождению зажатого льдами у станции Русская НЭС "Михаил Сомов" дизельным ледоколом "Владивосток" в 1985 году, и другие аналогичные операции входили в мои должностные обязанности.

Ледокол

Ледокол "Владивосток" выводит НЭС "Михаил Сомов" из зоны дрейфа. С автографами главных героев операции: Артура Чилингарова, Геннадия Антохина и Бориса Лялина. Фото из архива Константина Зайцева

А впервые в Антарктиду я прилетел в 1990 году, когда успешно завершали уникальную Международную экспедицию "Трансантарктика": переход шести человек через Антарктический континент на собачьих упряжках — 7 тыс. км за шесть месяцев. Экспедиция стартовала на советской станции "Беллинсгаузен" и финишировала на советской станции "Мирный".

Маршрут Трансантарктической экспедиции. Карта из архива Константина Зайцева

Маршрут Трансантарктической экспедиции. Карта из архива Константина Зайцева

Со специалистами "Интерспутника", обеспечивающими впервые в истории Антарктиды прямой телерепортаж, ведущим "Клуба путешественников" Юрием Сенкевичем мы прилетели на станцию "Молодёжная", а затем через станцию "Прогресс" добрались до станции "Мирный", где была развернута передающая советская спутниковая аппаратура. После финиша международной команды участники экспедиции трое суток вели прямые ТВ-репортажи на все континенты. По ряду технических причин ТВ-сигнал, принимаемый из космоса в Подольске, так и не дошёл до ТВ-студии в Москве.

"Мирный", место финиша Трансантарктической экспедиции, март 1990. Фото из архива Константина Зайцева

Со стороны может показаться, что экспедиция плёвая, никакой сверхзадачи у неё нет, на самом деле она имела большой просветительский эффект.

На разных континентах люди интересовались Антарктидой, у них была возможность напрямую задать вопрос участникам, которые находились в данную минуту в Антарктиде. После возвращения домой всех участников экспедиции принимали президенты и главы стран-участниц: СССР, США, Великобритании, Франции, Японии и КНР.

Участники Трансантарктической экспедиции на финише, март 1990 года. Фото из архива Константина Зайцева

Участники Трансантарктической экспедиции на финише, март 1990 года. Фото из архива Константина Зайцева

Знакомство с Артуром Чилингаровым

С Артуром Николаевичем Чилингаровым я работаю почти 40 лет, а нашим отношениям — около 50 лет.

В 1974 году Артур Чилингаров был начальником обсерватории Гидрометслужбы в посёлке Амдерма на берегу Карского моря. В ноябре 1974 года я впервые вылетел из Ленинграда на Крайний Север для выполнения ледовых разведок на самолёте Ан-24, оборудованном РЛСБО (радиолокационная станция бокового обзора) "ТОРОС", и обеспечения продлённой навигации в Карском море. Одним из аэродромов нашего базирования была Амдерма. После посадки у самолёта нас встретил Артур, который сообщил: "У меня сегодня сын родился, едем отмечать!"

Мы извинились, сказали, что сначала мы отправим данные, а потом всё остальное. От этих сводок зависела жизнь людей и проводка грузов по Арктике. Приехали в гостиницу, доделали карты, написали донесения, отнесли в радиобюро для передачи в штаб морских операций, потом всю ночь отмечали это событие. А утром мы вылетели на новое задание. Ну а дружить мы с ним стали чуть позднее, когда я после стал работать в Гидрометслужбе СССР.

Ледяной замок. Фото: Дмитрий Резвов, участник фотоконкурса РГО

Ледяной замок. Фото: Дмитрий Резвов, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

В представлении обывателей Арктика и Антарктика одно и то же. Насколько это близко к реальности?

И Арктика, и Антарктика — это полярные области нашей планеты, в каждой из которых находится по четыре полюса Земли: географический, магнитный, геомагнитный и относительной недоступности

Арктика — океан, Антарктида — континент со всеми вытекающими из этого отличиями. На континенте очень холодно, сильные ветра. На океане климат мягче. Но есть одно, что объединяет их: полярное братство людей, посвятивших свою жизнь изучению Арктики и Антарктики.

Какой бы национальности ни были учёные, они готовы оказать помощь товарищам по первой просьбе. Отношения между полярниками подчас даже ближе, чем между членами семьи.

Как русские спасали американцев от замерзания в Антарктиде

Когда появляется реальная угроза жизни, тут уже не до политической риторики. Например, в 2004 году от шельфового ледника шестого континента откололся айсберг длиной более 90 км, который перегородил выход из пролива Мак-Мёрдо, в районе одноимённой американской станции.

Айсберг отрезал полярных исследователей от всего жизненно важного снабжения. Без поставок продовольствия и топлива пережить надвигающуюся антарктическую зиму невозможно. Маячила реальная перспектива эвакуации около 1,5 тыс. человек.

Спутниковый снимок айсберга. Фото из архива Константина Зайцева

Спутниковый снимок айсберга. Фото из архива Константина Зайцева

15 декабря 2004 года Государственный департамент США официально обратился к правительству России с просьбой предоставить свободный ледокол для операции в антарктическом море Росса.

Свободных ледоколов не оказалось. С работ по снабжению северных районов России так называемого северного завоза сняли дизель-электрический ледокол "Красин". К концу января он пробил канал к американской станции, а затем провёл караван судов со снабжением.

Антарктида ошибок не прощает

В Антарктиде любой незначительный просчёт может привести к самым трагическим последствиям. В 80-е годы рядом со станцией "Молодёжная" решили обосноваться индусы. Мы предлагали им, пока они обоснуются, разместиться у нас. Однако новоиспечённые полярники сказали, что прошли подготовку в Гималаях, и разместили свою палатку по соседству с нашей станцией "Молодежная". Не прошло и недели, как четыре полярника трагически погибли: ветер изменил направление, и выхлопные газы от дизеля наполнили их палатку, индусы просто угорели. И итоге нами была проведена спецоперация по эвакуации из Антарктиды их тел в Индию. Своих погибших мы не эвакуируем, хороним в Антарктиде, но тут была настоятельная просьба индийского правительства.

Константин Зайцев на острове Буромского, кладбище полярников. Фото из архива Константина Зайцева

Константин Зайцев на острове Буромского, кладбище полярников. Фото из архива Константина Зайцева

После того как наш самолёт Ил-76 приземлился в Дели, индусы позвонили радостные: "Вы их как живых привезли! Они так прекрасно сохранились!"  Особенности культуры.

У каждой проблемы есть имя и фамилия

В ночь на 13 апреля 1982 года во время 27-й советской экспедиции на станции "Восток" случился пожар. Сгорел вагончик с электростанцией, погиб механик Алексей Карпенко, который кинулся тушить генератор изнутри. Станция "Восток" — это 1400 км в глубь Антарктиды, геомагнитный полюс Земли, Полюс холода с зафиксированной самой низкой на тот момент температурой приземной атмосферы в –88,3°С, высота — 3500 м над уровнем моря. Воздух там разрежен, как в Альпах, кислорода для дыхания не хватает, полярная зима и начало полярной ночи. Условия можно сравнить с марсианскими. А научная вахта полярников недавно началась, и длиться ей год... После пожара на станции "Восток" наши полярники жили в нечеловеческих условиях: готовить практически невозможно, холод собачий. Лучше всех об этом написал Василий Песков.

Начальник станции "Восток" Пётр Астахов позвонил в институт Арктики и Антарктики и попросил разрешения увеличить норму питания. Замдиректора института Михаил Чхиквадзе отправил ребятам радиограмму: "Будете отвечать за каждый грамм перерасхода продуктов". Директор института Алексей Трёшников, узнав об этом, пришёл в ярость. Уже через 5 минут этого "хозяйственника" в институте не было. Выгнали с треском! В подобной ситуации ответ мог быть только один: "Расходуйте сколько необходимо, лишь бы выжили!"

Практически все, кто работал в нашем институте (ААНИИ), сами неоднократно бывали в сложных ситуациях и, естественно, прекрасно понимали, какая экстраординарная ситуация сложилась на станции "Восток".

Чуть какое-то отклонение от плановых сроков, небольшие накладки, срыв графика — и всё, в Антарктиде это может привести к фатальным последствиям. Так было, например, с НЭС "Михаил Сомов". Зима на подходе, пора из Антарктиды уходить, но надо полностью выполнить запланированное, невзирая на то что кто-то где-то опоздал, не просчитал.

Все нештатные ситуации в Антарктиде часто происходят, когда не выдерживается график работы и сдвигаются сроки.

Все героические истории свидетельствуют не только о выполнении задач, невзирая на сюрпризы погоды, но и о чьих-то просчетах, ошибках или просто чьём-то раздолбайстве. У каждой большой проблемы есть имя и фамилия. Я в этом убеждён.

Эвакуация полярников с "Сомова"

Примерно с середины 80-х советская экономика стала разваливаться. На науку деньги выдавали дозированно и часто с большим опозданием. На изучении Антарктиды это отразилось самым печальным образом ещё и потому, что бюджет на следующий год утверждают в конце текущего, а в Антарктиде в это время разгар летнего сезона.

Ледокол

Ледокол "Михаил Сомов" зажат льдами. Фото из архива Константина Зайцева

В 1991 году в результате подобных задержек "Михаил Сомов" с опозданием ушёл в очередной антарктический рейс по снабжению советских антарктических станций, и как следствие этого, а также сложные ледовые условия привели к тому, что он вновь застрял во льдах, теперь рядом со станцией "Молодёжная". На корабле почти двойной состав полярников: кто-то шёл на зимовку, а кто-то уже отзимовал и возвращался домой.

В результате Чилингаровым было принято решение об эвакуации полярников на самолёте. 12 августа из Москвы стартовал Ил-76 с экипажем лётчиков-испытателей КБ им. Ильюшина. Командиром экипажа был шеф-пилот Станислав Близнюк.

Ил-76 перед отлётом из Жуковского, август 1991. Фото из архива Константина Зайцева

Ил-76 перед отлётом из Жуковского, август 1991. Фото из архива Константина Зайцева

Денег на полёт нам никто не дал, но в Бангкоке мы нашли попутный груз в 45 тонн до Хараре. Ил-76 берёт 40 тонн, поэтому загрузили на 5 тонн меньше топлива. Из-за этого получилось больше посадок в перелёте, но в итоге справились.

На "Молодёжке" мы загрузили почти 200 полярников с вещами. 20 августа 1991 года Ил-76 благополучно приземлился в  Кейптауне.

В ЮАР спасательная операция в Антарктиде была новостью номер один. С нами летала съёмочная группа южноафриканского ТВ.  Эта спасательная операция произвела в ЮАР настоящий фурор. В Кейптауне впервые приземлился советский самолёт.

Ил-76 прилетел в Кейптаун. Разгрузка. 21 августа 1991 года. Фото из архива Константина Зайцева

Ил-76 прилетел в Кейптаун. Разгрузка. 21 августа 1991 года. Фото из архива Константина Зайцева

Консульские и пограничные службы ЮАР сами заполнили все въездные документы, и, когда из самолёта выгружались наши полярники — одинаково бородатые в кожаных куртках, местные чиновники, посмотрев на них, махнули рукой и отдали паспорта: "Сами раздадите. Кого вы могли ещё вывозить с Антарктиды, пингвинов, что ли?" Мы погрузили полярников на два наших судна и отправили домой.

Подвиг на фоне путча

Всё время, пока шла эвакуация, мы находились без связи с Москвой. О том, что произошёл государственный переворот, нам просто было негде узнать. В Кейптауне местные спрашивают: объясните нам, почему танки в городе? Мы говорим: "Да кино снимают, прекратите".

Танки в Москве. Август 1991. Фото: wikipedia.org/Tove Knutsen

Танки в Москве. Август 1991. Фото: wikipedia.org/Tove Knutsen

А потом я посмотрел выпуск новостей: там после нашей спасательной операции в Антарктиде показывают события в Москве, и тут мы поняли, что там действительно что-то не так. Но вместо того, чтобы срочно лететь домой, нам пришлось облететь несколько африканских городов, в которых нам собрали около 12 тонн гуманитарной помощи. Её сбор организовал священник Валентин Танаев. Он ещё юнкером ушёл вместе с Врангелем из Крыма, и он говорил: "Я знаю, что такое война, я знаю, что такое революция!" Там люди понимали: если в России снова пойдёт брат на брата, будет не хватать самого необходимого. Приносили  шприцы, одеяла, продукты, одежду.

Таможня по прилёте на родину попросила перечень груза. А мы тогда только упаковывать успевали, какой перечень? И вот тогда администрация Жуковского создала комиссию, которая переписала груз, а затем распределила по детским садам, больницам и школам города.

Самая памятная экспедиция

Когда на станции "Восток" в 1982 году сгорела дизельная, мы не могли оказать им никакую помощь: полярная ночь, низкие температуры, нулевая видимость. То, что 20 человек выжили, — это просто чудо!

Каждая экспедиция остаётся в памяти, но, наверное, Высокоширотная воздушная экспедиция на Южный полюс на вертолётах авиации ФСБ России стоит на особом месте.

Её руководителями были директор ФСБ России Николай Патрушев, зампредседателя Государственной Думы ФС РФ, президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров и руководитель лётной группы экспедиции — начальник авиации ФСБ Николай Гаврилов.

Загрузка вертолётов в Москве. Фото Сергей Хворостов, из архива Константина Зайцева

Загрузка вертолётов в Москве. Фото Сергей Хворостов, из архива Константина Зайцева

По поручению президента 7 января 2007 года два российских вертолёта Ми-8-МТВ-2 авиации ФСБ России с участниками экспедиции на борту впервые в истории совершили посадку на Южном полюсе, выполнив перелёт из Южной Америки в Антарктиду. Всё делали впервые. Общая протяжённость маршрута до Южного полюса — 4500 км. За время экспедиции экипажи двух российских вертолётов в суровых климатических и сложных метеорологических условиях выполнили 20 посадок с общим налётом 98 часов 25 минут и преодолели 9000 км.

Загрузка первого вертолёта. Фото Сергей Хворостов, из архива Константина Зайцева

Загрузка первого вертолёта. Фото Сергей Хворостов, из архива Константина Зайцева

Одна из задач, стоящих перед нашей экспедицией, заключалась в практической проверке технической возможности в случае ЧП быстро добраться до антарктических станций.

Но как сделать, чтобы вертолёты не разбирать, иначе можно потерять много времени? И тут помогла русская смекалка. Скачали немножко давление в колёсах, и вертолёт опустился на несколько сантиметров, что позволило почти впритык поставить две вертушки внутрь "Руслана", сняв на них только лопасти. За несколько дней мы подготовили вертушки, долетели до Чили и сели в Пунта-Аренасе. Там из "Руслана" выкатили вертолёты, подкачали колёса, установили лопасти, и дальше вертолёты своим ходом пошли до Южного полюса.

Операция была уникальная и для пилотов, и для техники. Теперь мы уверены: если где-то в Антарктиде случится чрезвычайная ситуация, мы сможем добраться и оказать необходимую помощь. Теперь это, как говорил известный советский лётчик-испытатель вертолётов Юрий Гарнаев, "проверено на себе".

Разгрузка в Чили. Фото Сергей Хворостов, из архива Константина Зайцева

Разгрузка в Чили. Фото Сергей Хворостов, из архива Константина Зайцева

Застолбить место

В Антарктиде 90 полярных станций, которые принадлежат разным странам. Арктику и Антарктику не зря называют климатической кухней мира. Именно в этих частях света формируются циклоны и зарождаются ветра. Метеорологические данные, которые в первую очередь собирают в Антарктиде, идут в мировые банки данных погоды, они идут в Москву, в Вашингтон, они идут в Женеву, во Всемирную метеорологическую организацию. Это позволяет предусмотреть какие-то возможные катаклизмы типа цунами и всевозможные резкие климатические изменения. Сначала — данные о погоде, и только потом политика, делёжка ресурсов, сбор данных о прошлом материка. Я не верю, что добыча полезных ископаемых возле берегов Антарктиды и на континенте произойдёт в каком-то обозримом будущем, — слишком это сложно. Но то, что Антарктида — источник ценнейшей информации, — это реальность.

Реконструкция станции "Восток"

Та станция, на которой наши полярники зимуют сейчас, давно морально устарела. Её ещё в 1957 году открыл Алексей Трёшников. Это единственная российская станция, расположенная на самом континенте за 1,5 тыс. км от побережья на высоте 3,5 тыс. м над уровнем моря. Уникальность станции — подлёдное озеро Восток, нетронутая экосистема, которая позволит изучить климат прошлого.

Проект нового зимовочного комплекса станции "Восток" в Антарктиде впервые был представлен на заседании Попечительского Совета РГО весной 2019 года. О нём рассказывал сам инвестор — председатель правления ПАО "Новатэк" Леонид Михельсон. Новый зимовочный комплекс построят к 2025 году. Он рассчитан на эксплуатацию в экстремальных климатических условиях. Благодаря модульной системе каждый блок может изолироваться. В них расположатся лаборатории с научно-исследовательским оборудованием, медицинский блок, жилые комнаты, помещения для отдыха. На станции впервые предусмотрена система очистки и минерализации воды. В сезон в комплексе одновременно смогут жить и работать 35 человек.

Русские учёные-полярники

Я считаю, что наши полярники заслуживают бо́льшего уважения и бо́льших зарплат. На пяти российских станциях зимуют 110 человек, в сезон приходит ещё 120 учёных, которые коротким антарктическим летом выполняют наблюдения и проводят работы по подготовке наших станций к зимовке.

Конечно, помимо научного состава в работах Российской антарктической экспедиции участвуют экипажи научно-исследовательских судов, транспортов с грузами и топливом, экипажи вертолётов и самолётов, выполняющие воздушные операции в Антарктиде. Всего не более 400 человек. И весь этот колоссальный объём задач России в Антарктиде выполняется таким ограниченным числом полярников.

Для сравнения: у американцев на станции "Амундсен-Скотт" — до 150 человек, на станции "Палмер" — 50 человек и на "Мак-Мёрде" — около тысячи.

Формула успеха для работы в Антарктике

Самое главное — отношение людей. На 50% каждый полярник — специалист, на другие 50% — хороший человек. Без такого соотношения выжить в тех условиях невозможно.

Зачем нужен День открытия Антарктиды

В мире идёт дискуссия о том, кто же открыл Антарктиду? Стоит ли считать русских первыми, если они не ступили на материк? Всё это делают для того, чтобы далеко в будущем, когда речь зайдёт о дележе сокровищ шестого континента, у России не было территориальных претензий. Но, в общем-то, право первооткрывателя никто не отменял.

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Портреты: wikipedia.org

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Портреты: wikipedia.org

Иностранцы часто спрашивают, почему вы так широко отмечаете День Победы? Вроде, всё давно прошло, уже даже ветеранов почти не осталось. Но мало кто возьмётся оспаривать, что вклад советского народа был решающим, что именно наши солдаты взяли Берлин и разгромили нацистов.

Так и с Днём открытия шестого континента. Если хотя бы в России будут знать и помнить, что Антарктиду открыли Беллинсгаузен и Лазарев теперь уже 202 года назад, если будут отдавать дань уважения этим отважным людям, которые делали это всё не ради корысти, а из научного интереса, то и весь мир не сможет игнорировать тот факт, что русские были первыми.

Беседовала Наталья Мозилова

 

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка