Коридор в древность: как Долина Царей связывает прошлое с настоящим

Коридор в древность: как Долина Царей связывает прошлое с настоящим Коридор в древность: как Долина Царей связывает прошлое с настоящим
Фото: Алексей Михайлов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Фото: Алексей Михайлов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Казалось бы, какое отношение к нашему времени имеют обломки старых костей и помятые металлические бляшки? Конечно, они бесконечно ценны с точки зрения изучения давным-давно ушедших эпох, но стоит ли рассчитывать на что-то, кроме новых сведений о том, как жили наши далекие предки? На самом деле археологические находки способны дать куда больше. Раскопки курганов в тувинской Долине Царей — прямое тому подтверждение.

Пантера всех времен

Русское географическое общество совместно с Институтом истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) исследуют курган Туннуг-1 с 2018 года. Здесь находят самые древние артефакты скифской культуры, которые датируются невообразимо далеким IX веком до н. э.

Скифы сами по себе представляют немалую загадку, их происхождение и этнические характеристики много лет были предметом споров среди ученых. В конечном итоге тем удалось определить, кого же можно с определенностью отнести к представителям этой культуры. Выявленные признаки назвали скифской триадой.

Прежде всего эти люди массово ездили верхом, на что могут указывать обнаруженные археологами многочисленные удила и псалии — вертикальные стержни, позволявшие надежно зафиксировать удила во рту коня. Вторая характерная черта — особый тип оружия: короткий меч акинак и небольшой составной лук с тонкими стрелами. Третья — так называемый скифский звериный стиль: весьма специфичные изображения животных, частей их тела или целых композиций из них, в которых образы перетекают один в другой.

Признак первый - псалий.  Фото предоставлено участниками экспедиции
Признак первый - псалий. Фото предоставлено участниками экспедиции
Признак второй - золото и специфическое оружие. Фото предоставлено участниками экспедиции
Признак второй - золото и специфическое оружие. Фото предоставлено участниками экспедиции
Признак третий - скифский звериный стиль (свернутая в клубок пантера). Фото: Тимур Садыков
Признак третий - скифский звериный стиль (свернутая в клубок пантера). Фото: Тимур Садыков
/

— Тувинцы считают себя наследниками культуры скифских племен, — замечает директор Национального музея Республики Тыва Каадыр-Оол Бичелдей. — Речь не о генетическом родстве — на данный момент научных подтверждений этому нет. Но вот звериный стиль и сейчас используется в тувинском искусстве, свидетельствуя о том, что с архаичных времен наш народ живет на том же месте, где когда-то и возник. Этим могут похвастаться очень редкие народы, нам, можно сказать, повезло.

Один из характерных образов звериного стиля — свернутая в клубок пантера. Благодаря позе изображение удавалось идеально вписать в круг, впрочем, оно и само во многом состояло из кругов. У «кошачьего хищника», как осторожно называют зверя ученые, всегда ярко выражены круглое ухо, круглый глаз, круглая ноздря. Даже лапы — и те скруглены. Самого известного из них раскопали еще в 1970-е годы, когда исследовали курган Аржан-1. Эта бронзовая пантера, датируемая рубежом IX–VIII веков до н. э., стала символом древней Тувы.

Более поздние примеры древних «кошек», уже изготовленные из золота, обнаружили в ходе раскопок 2001–2003 годов в кургане Аржан-2, где покоился скифский вождь, живший во второй половине VII века до н. э. Изображения хищников, в частности, украшали накидку его жены и уже отличались по форме — их морды и хвосты заметно выбивались из аккуратного круга.

В этом году коллекцию пантер пополнили еще две бронзовые бляхи, найденные в кургане Туннуг-1. Одна из них выглядит совсем архаично, с высунутым между зубов языком.

— Мне эта пантера кажется более ценной, чем все золото, найденное в более поздних курганах, — признается директор музея. — Пусть она примитивно сделана, она позволяет проследить связь между веками. Это фактически основа изображений, которые создавались в VII и VI веках до н. э.

Некоторую пикантность ситуации придает то, что никаких пантер на территории Тывы не водится — во всяком случае, в настоящее время. Есть, правда, краснокнижные снежные барсы, и некоторые ученые придерживаются версии, что скифы изображали именно их. Другая гипотеза выглядит более смелой, допуская, что в стародавние времена климат в окрестностях Долины Царей был другим, а значит, и «набор» обитавших там животных несколько отличался от нынешнего. Есть и еще один вариант: мастера-ювелиры были родом издалека, оттуда, где водились пантеры.

Находки Туннуга-1 подтверждают, что среди скифов и впрямь жили не только уроженцы здешних мест. Специалисты провели изотопный анализ отложений на зубах погребенных, обнаруженных в кургане. Результаты показали, что как минимум двое из них были пришлыми, хотя принадлежавшие им предметы быта никак не отличались, — по всей видимости, эти люди благополучно ассимилировались на новом месте. Правда, утверждать, где именно они провели свое детство и доводилось ли им видеть настоящих пантер, вряд ли кто возьмется.

Стела на въезде в Долину Царей, созданная по мотивам находок. Фото: Сергей Фадеичев

Стела на въезде в Долину Царей, созданная по мотивам находок. Фото: Сергей Фадеичев

— Образ свернувшегося в кольцо хищника в той или иной форме появляется на протяжении всего периода скифской культуры, — отмечает научный руководитель экспедиции «Туннуг», научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Тимур Садыков. — Она может немного по-разному сворачиваться, отличаться разной степенью детализированности — порой это уже схематизированный образ, состоящий из одних кружочков, и сложно разобрать, где ноги, где голова. Но общий образ неизменен. Возможно, это какой-то мифологический зверь — свернувшийся клубком, с длинным языком и острыми зубами. К сожалению, сюжет этой мифологии мы пока восстановить не можем, но очевидно, что образ имел для скифов большое значение.

Для наших современников, впрочем, его значение тоже немаловажно. Настолько, что Тыва запатентовала символику бронзовой пантеры из Аржана-1, а Сбербанк России выпустил коллекционную серебряную монету с ее изображением.

Инсталляция по Геродоту

На раскопе царит суета: кто-то аккуратно работает совками, ссыпая пустую почву в ведро, кто-то на тачке вывозит камни за пределы кургана, кто-то осторожно, слой за слоем, счищает налипшую землю со ствола лиственницы — именно из этого дерева здесь некогда возвели платформы для погребального обряда.

По всей видимости, мы имеем дело со сложно организованным ритуальным пространством, — рассуждает Тимур Садыков. — Помимо самого кургана тут находится много дополнительных конструкций. Перед началом раскопок мы провели геомагнитное исследование, чтобы определить все периферийные структуры, расположенные вокруг, и в ходе раскопок двигались от них к центру. Здесь сохранились остатки конструкции, сложенной из дерева и глины, она имеет четкую структуру. Если посмотреть на плане, можно заметить, что все линии либо ведут к центру кургана, либо располагаются перпендикулярно первым. Получается такая концентрическая система, напоминающая паутину.

«По всей видимости, мы имеем дело со сложно организованным ритуальным пространством»... Фото: Сергей Фадеичев

«По всей видимости, мы имеем дело со сложно организованным ритуальным пространством»... Фото: Сергей Фадеичев

Пробы лиственницы показали, что дереву уже 2,8 тыс. лет. При раскопках кургана обнаружились пустоты, также перекрытые деревом. По всей видимости, уже после похорон вождя вся структура была засыпана толстым равномерным слоем камня. Все находки располагались на диво близко к поверхности — на глубине примерно 30 см. Сам камень при этом, судя по всему, везли издалека. Исследователи берут множество образцов в надежде выяснить, из каких каменоломен он прибыл — по количеству видов уже ясно, что везли его из разных мест. Под тяжестью камня конструкция постепенно разрушалась и оседала.

Все это создавалось не за один присест — по всей видимости, уже после постройки кургана на нем проводили какие-то ритуалы. Впрочем, это вполне соответствует описанию погребального обряда скифов, которое еще в античные времена составил Геродот.

«Когда у скифов умирает царь, то там вырывают большую четырехугольную яму. <…> Тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. <…> После этого все вместе насыпают над могилой большой холм, причем наперерыв стараются сделать его как можно выше.

Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных… Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом… они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами… Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят».

Геродот «О погребальных обычаях скифов»

Над раскопом несется радостный клич, возвещая об очередной находке — фрагменте удил. Маргарита Анисимова, главный чертежник экспедиции, подходит к тахеометру и берет точные координаты точки, где был обнаружен артефакт. Затем забирает измазанный в земле бронзовый штырь и бережно убирает его в пакетик, присвоив порядковый номер. На бирке также фиксируется описание предмета и дата — научная работа требует аккуратности во всем.

Когда раскопки будут завершены, план поможет собрать всю полученную информацию воедино и составить 3D-модель давно канувшего в Лету ритуала. Пока же дело археологов — не пропустить ни одной детали, каждая из которых может оказаться весьма значимой. Например, как бронзовая пантера — одну из двух обнаруженных в Туннуге нашла именно Маргарита. Или как золотые украшения, которые археологи раскопали буквально на днях, во второй половине сентября. Но это, конечно, довольно редкая удача. Основную массу находок составляют обломки костей, в основном конских.

Фрагмент удил. Фото: Сергей Фадеичев

Фрагмент удил. Фото: Сергей Фадеичев

— Современная археология — технологичная наука, — комментирует директор департамента экспедиций и туризма РГО Наталия Белякова. — Исследования курганов — тем более таких древних, объемных и сложных в планировке, как Туннуг, создававшийся с IX века до н. э. до Средних веков — системный и последовательный труд. Да, это долго, но иначе нельзя. Необходимо зафиксировать все расчищаемые участки послойно и посегментно. Цифровой двойник сохранит место каждой находки, к которой добавляется развернутая характеристика — результаты радиоуглеродного, изотопного анализов и многое другое. Для исследователей важно всё — от золотого украшения до конской кости, причем ключевое — расположение предметов относительно друг друга. Если для широкой публики словосочетание «неразграбленный курган» имеет аромат поиска сокровищ, то главное сокровище археологов — возможность увидеть культурные слои в непотревоженном виде.

Призрачный табун

Для того чтобы собрать один лошадиный череп, нужно найти и совместить на манер пазла полсотни фрагментов. А черепов здесь очень и очень много. Коней находили и в других курганах, причем чем более поздний период, тем меньше их было. В Аржане-2 обнаружили 14 животных из разных табунов, все были похоронены в характерной погребальной позе — с подогнутыми ногами. В Аржане-1 их было уже куда больше — по 14–15 лошадей из нескольких табунов. Поскольку в каждой местности растительность отличается, состав костной ткани у лошадей, проживающих в разных местах, тоже будет разным. Анализ образцов позволил с уверенностью утверждать, сколько именно животных были «земляками».

В Туннуге-1, судя по всему, похоронено не меньше сотни жеребцов со всадниками — человеческих костей здесь тоже достаточно. Все кони — старые самцы, видимо, успевшие верой и правдой послужить хозяевам и, возможно, прославиться в битвах. Некоторые из них явно уже были «на пенсии» — об этом говорят их зубы, следы удил на которых успели зарасти. Прежде чем отправить в загробный мир, старых коней вновь взнуздали.

Многочисленные фрагменты костей. Фото: Сергей Фадеичев

Многочисленные фрагменты костей. Фото: Сергей Фадеичев

— Мы находим много удил, псалий, разного рода украшений конской узды — лошади по большей части очень нарядные, — делится деталями Тимур Садыков. — Судя по тому, что находки были обнаружены близко к центральному погребению, эти лошади принадлежали скифскому вождю огромного племени. Да и сам курган чрезвычайно велик, он более 110 м в диаметре, и на его создание явно потребовалось много сил.

Надо сказать, что не все найденные кости принадлежат коням. В архаичные времена, когда появился Туннуг-1, активно использовали костяные предметы. Именно из этого материала сделаны многие детали конской сбруи. Чаще всего встречаются клыки кабана неясного назначения.

— Возможно, они играли какую-то роль в ритуале, — перечисляет возможные гипотезы руководитель экспедиции. — Некоторые исследователи полагают, что это просто подвески, призванные украшать сбрую. Я склонен считать, что эти клыки выполняли определенную функцию — например, служили псалиями. На эту мысль наводят, во-первых, просверленные в них дырочки — каждый раз в одном и том же месте, во-вторых, тот факт, что внутри них, как правило, мы находим дерево, то есть их укрепляли. Мало того, мы обнаружили одну имитацию кабаньего клыка, сделанную из бронзы и с дырочками ровно в тех же местах, что и у натуральных. Если по окончании раскопок мы выясним, что на каждого коня приходилось два таких клыка, можно будет с определенной степенью уверенности говорить о том, что именно так выглядел один из вариантов древних псалиев. Пока же это лишь одна из версий.

Богатства Туннуга - в центре загадочный бронзовый баран или козел. Фото: Сергей Фадеичев

Богатства Туннуга - в центре загадочный бронзовый баран или козел. Фото: Сергей Фадеичев

Неожиданностью для археологов стал затесавшийся среди многочисленных удил бронзовый не то козел, не то баран. Он оказался прикреплен к навершию, которое никак не могло иметь отношения к конской сбруе, зато вполне уместно выглядело на колеснице. Это заставило ученых предположить, что, помимо «загробного табуна», в ритуале принимал участие и древний транспорт.

Уникальность кургана Туннуг-1 в том и состоит, что его находки дают беспрецедентную возможность детально восстановить давно забытое погребальное действо народа, о котором мы знаем лишь по трудам античных историков. С учетом того, что сопровождающие усопшего в царство смерти, судя по описанию Геродота, так и оставались на страже кургана, их останки, скорее всего, достаточно быстро и далеко растаскивали дикие звери, так что и следов не оставалось. Плюс ко всему скифскими курганами чрезвычайно интересовались расхитители могил — слишком велик был шанс найти золото, которое скифы почитали как непременный атрибут власти.

Туннугу же повезло. Слой камней надежно защитил «призрачных спутников» вождя от естественных угроз. От грабителей же его уберегло расположение. Никому и в голову не приходило искать курган в пойме, больно нетипичное место. Это одна из причин, по которым исследователи считают погребение очень ранним — возможно, кочевники-скифы совсем недавно прибыли в долину и еще не успели разобраться, где лучше всего провожать вождей в последний путь. Впрочем, нельзя исключать версию, что они хотели как можно надежнее спрятать сакральное место. Если так, стоит признать, что у них получилось — к Туннугу-1 добираться крайне неудобно. К тому же работавшие здесь геоморфологи в один голос утверждают, что в этом месте всегда была повышенная влажность и после каждого мало-мальски обильного дождя курган начинал утопать в воде.

Современных археологов это не останавливает, как не смущает их летняя жара с обилием насекомых или осенний промозглый холод. Шанс обнаружить вещественное свидетельство описанного Геродотом действа — достаточная награда, чтобы не обращать внимания на неудобства. Сравнение найденных в самом старом кургане предметов с более поздними артефактами из курганов Аржан-2 и Чинге-Тей-1 позволяют простроить временной коридор и дальше — к вполне современным сувенирам, стилизованным под скифские предметы искусства, которые пользуются неизменной популярностью у гостей Тывы. Если задуматься, не было бы скифов, наша история пошла бы совсем по другой траектории, а значит, наша связь с ними несомненна. И чем больше мы о них узнаем, тем лучше сможем понимать себя и собственную культуру.

Ольга Ладыгина

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Фотогалерея
Видеогалерея
Экспедиции
20 сентября 2024
Что скрывает российская Долина Царей: в кургане Туннуг нашли скифское золото
Богатое погребение обнаружили около центральной камеры
Подробнее
18 сентября 2024
Ждали семь лет: начались раскопки центральной части кургана Туннуг
Подробнее
15 августа 2024
Профессия — археолог: кто, как и зачем копает вглубь земли
Подробнее
01 июля 2024
Представители РГО побывали в экспедиционных лагерях «Туннуг» и «Ермак»
Участники поездки обсудили с учеными планы и ход работ
Подробнее
13 июня 2024
Археологи продолжают раскопки кургана Туннуг-1 в Долине Царей
Ученые исследуют место центрального погребения
Подробнее
08 апреля 2024
На поиски скифских сокровищ: стартовал набор добровольцев в экспедицию на Туннуг
Заявку можно подать в течение всего летнего сезона
Подробнее
27 декабря 2023
Туннуг. 7-й сезон
Подробнее
08 декабря 2023
Сказка кургана Туннуг: узнай историю погребения царя и хода исследований РГО
Мультфильм в доступной форме представляет уникальные раскопки в Туве
Подробнее
Показать еще Загрузка