Фото: Светлана Отинова, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
Короткохвостая обитательница леса пока не стоит на грани выживания, как ее более крупные сородичи — ирбисы, амурские тигры и леопарды. Однако и на ее количестве отразилась неуемная деятельность человека. Специалисты подсчитали численность вида и забили тревогу — самое время взять ситуацию под контроль, не дожидаясь, пока она станет критической.
Посчитали — прослезились
Рысь достаточно широко распространена по России, и ареал ее простирается от Камчатки до Татарстана. При этом вид этот весьма малочисленный. В середине XX века она входила в число промысловых зверей — мех у рыси, как и у других диких кошек, красивый, к тому же очень теплый. В 40–60-е годы только на территории Красноярского края заготавливали в среднем 100–300 шкур, но это по официальным данным. Специалисты же полагают, что фактическая добыча была выше раза в два. В итоге численность вида на территории Енисейской Сибири упала в четыре раза, а местами и в пять раз, не в последнюю очередь именно из-за безудержного промысла. Уже в 2003–2004 годах в Красноярском крае (не считая районы Эвенкии и Таймыра) осталось всего 860 особей.
В 2017 году, проанализировав статистику, забили тревогу специалисты Саяно-Шушенского заповедника и природного парка «Ергаки». Материалы зимних учетов показали, что в центральных и южных районах края встречается настолько мало особей этого хищника, что плотность не превышает трех животных на 1 тыс. кв. км. В северных районах ситуация еще хуже: например, в Эвенкии в 2014–2017 годах на 3,5–7 тыс. кв. км приходилась всего одна кошка. Данные министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края не радовали — численность рыси в последние 10 лет составляла 693 особи, сократившись чуть ли не на четверть.
Особенно удручающе выглядит динамика в целом: еще в 1991–1993 годах среднегодовая численность вида на территории края была заметно выше, порядка 2,1 тыс. особей. Сейчас же этих зверей становится все меньше, а в некоторых районах края рысь и вовсе оказалась на грани исчезновения. Чтобы ситуация не усугубилась, государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» отправил в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края официальное предложение внести вид в региональную Красную книгу.
Одинокая рысь на территории Саяно-Шушенского заповедника. Фото: фоторегистратор
— На данный момент рысь внесена в Красную книгу Красноярского края со статусом III — «уязвимый вид с сокращающейся численностью» (южные районы края), — рассказывает заместитель директора заповедника по научной работе Елена Шикалова. — Наши специалисты провели тщательный анализ по ареалу рыси, сравнив данные учетных маршрутов за 15 лет, и стало ясно, что пора брать ее под охрану, уделив особое внимание группировкам на юге Красноярского края. Здесь надо понимать, что зачастую виды целесообразно рассматривать именно по группировкам. Возьмем в качестве примера северного оленя — лесной подвид, который обитает у нас в заповеднике, занесен в Красную книгу. Их группировка невелика, всего-то 30–35 особей. А на Таймыре ситуация совершенно другая, как и роль, которую этот вид играет в экобалансе района в целом. Здесь приходится учитывать множество факторов, влияющих на изменения численности вида в регионе, и вести постоянную систематическую работу, анализируя изменения в ситуации.
Трудно быть рысью
По своим привычкам рысь достаточно привередлива и весьма консервативна, она относится к так называемым узкоспециализированным хищникам. Плюс ко всему ее можно причислить и к стенобионтам, то есть видам, которые могут существовать лишь в относительно стабильных условиях окружающей среды. Эта кошка с большим трудом приспосабливается к изменениям, и влияние человека на ее места обитания категорически не идет ей на пользу.
Основу рациона хищницы составляют зайцы и небольшие копытные вроде косуль. Конечно, голод не тетка, так что при случае рысь может закусить и грызунами, и птицами или яйцами, и даже падалью, если уж вовсе прижало. Может порой поднять лапу и на травоядное в два раза больше себя весом, причем достаточно успешно. Ученые отмечали, что нередко рысь кочует вслед за стадами кабарог или косуль. Одна из причин сокращения популяции хищника — именно снижение численности косули, наблюдавшееся в последние годы в Красноярском крае. Другая беда — браконьерские петли, которые недобросовестные охотники ставят на кабаргу. Следующая по маршрутам потенциальной добычи рысь порой лишается жизни именно в этих ловушках.
—Человек представляет главную опасность для большинства животных, и рысь не исключение, — рассуждает начальник научного отдела Саяно-Шушенского заповедника Роман Афанасьев. — Проблема не только в том, что на нее охотятся. Люди уничтожают природные места обитания хищника, сокращают его кормовую базу. Если что-то подорвало численность косули, снижается и количество особей рыси. Конечно, есть и другие факторы, негативно влияющие на популяцию диких кошек. Это и пожары, которые, увы, у нас не редкость, и вырубка лесов — где-то законная, а где-то нет, и естественные враги вроде волков, с которыми рысь конкурирует за кормовую базу.
След человека. Фото: Константин Толоконников, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
По данным ученых, волки и впрямь в природе не прочь поохотиться на пятнистых красавиц — пожалуй, в этом они напоминают обычных собак, любящих загонять кошек на дерево. Именно на деревьях и скрывается от преследователей рысь, совершенно неприспособленная к длительному бегу со своей узкой грудной клеткой. Увы, порой кошки не выдерживают длительную осаду: как-то специалисты обнаружили остатки четырех рысей, съеденных волками, в районе озера Харпича. При этом три из них были найдены у отдельно стоящих высоких лиственниц, на которых, судя по всему, и пытались спрятаться от врага.
Частная жизнь
Деревья для рыси — не только спасительное укрытие, но и излюбленное место отдыха. Неслучайно эти хищницы предпочитают селиться в облесенных местах. В Саяно-Шушенском заповеднике они благополучно делят территорию со своими более крупными собратьями — снежными барсами.
— Рысь предпочитает селиться в лесостепной зоне, — поясняет Роман Афанасьев. — Иногда ее участок пересекается с участком ирбиса, но лишь частично. И те и другие кошки любят пройти по хребту, в нашем заповеднике предпочитают жить примерно на одинаковой высоте над уровнем моря. Мы неоднократно видели рысь на кадрах фотоловушек, которые ставили, чтобы наблюдать за снежным барсом.
Несмотря на то что объекты охоты у двух видов хищников порой совпадают и их можно назвать пищевыми конкурентами, нельзя сказать, что ирбисы и рыси как-то враждуют. Они стараются просто не пересекаться друг с другом. Точнее, рысь склонна по возможности «не мозолить глаза» более крупному собрату.
Саяно-Шушенский заповедник - общий дом для рыси и ирбиса. Фото предоставлены Саяно-Шушенским заповедником
— Мы предполагаем, что они как-то делят территорию, — рассказывает Елена Шикалова. — У нас в заповеднике места достаточно много, а рысей всего 15–18 особей, да и снежных барсов не больше. Так что им не составляет труда существовать, не мешая друг другу.
При этом у каждого хищника есть свой участок, который он ежедневно обходит. У самцов он больше, на территории одного кота могут разместиться две-три кошечки. Консервативная рысь всегда следует одним и тем же маршрутом, аккуратно обновляя запаховые метки, порой оставляя поскребы и задиры на деревьях, чтобы четко обозначить границы своих владений. На пути следования ученые отметили постоянные туалеты, где аккуратная кошка закапывает следы своего пребывания, пряча их либо под землей, либо под снегом.
Как и многие хищники, рысь предпочитает проворачивать свои дела под покровом ночи. Торопиться она не любит, следует по своему маршруту шагом, педантично обследуя места, где может скрываться добыча. Прекрасный слух и зрение помогает кошке мгновенно заметить свою жертву, а молниеносная реакция практически не оставляет последней шансов. Впрочем, если потенциальный обед оказался достаточно шустрым, бегать за ним рысь не будет. Она предпочитает выжидать деликатес, затаившись там, где он должен появиться (на водопое, солонце или ветке над тропой), а потом нагнать коротким рывком в несколько прыжков, причем прыгнуть хищница может аж на 4 м. Если же вдруг не повезло заполевать добычу — что ж, рысь продолжает неспешно двигаться по своему пути, высматривая следующую жертву.
Рысь на ветках деревьев. Фото: Павел Канев, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
Иногда кошки устраивают засады, притаившись на дереве, скале или гребне хребта, откуда открывается прекрасный вид для наблюдений. Могут, притаившись, подолгу лежать рядом с колонией пищухи, чтобы стремительным броском схватить зазевавшегося грызуна. Эти навыки рысь усваивает еще в детстве, когда заботливая мать притаскивает своим котятам подранка, чтобы они понемногу приучались к охоте, а позже и берет их с собой, показывая все приемы на собственном примере.
Рысь можно назвать достаточно капризной — она не любит мороз и холодный ветер, старается избегать водных переправ, не лезет ни в густые заросли, ни на открытые пространства. Неспешная и внимательная, следует она по своим угодьям, время от времени отдыхая на ветке или под кустами.
Если самцам таких спартанских условий достаточно, то самки предпочитают устроиться с большим комфортом, находя естественные логова под корнями деревьев или в расщелинах скал, а порой и в дупле.
Уютное логово рыси. Видео предоставлено Кроноцким заповедником
— Как правило, у них не одно логово, а несколько, чтобы можно было спокойно охотиться в разных местах, — уточняет Роман Афанасьев. — Конечно, пока котята маленькие, самка предпочитает оставаться на одном месте. Но стоит им подрасти, и она начинает время от времени менять «резиденции». Когда котята становятся взрослыми, дочери селятся по соседству с материнским участком — самки не конфликтуют между собой, могут даже заходить на территорию друг к другу. Другое дело самцы: они выясняют между собой отношения достаточно жестко, устраивая битвы и за дам сердца, и за охотничьи угодья. Подросшие сыновья, как правило, уходят далеко от родного логова, чтобы найти себе самок в чужих краях. Так рыси удается избежать близкородственных связей и вытекающих из этого генетических проблем.
На данный момент ситуация в заповеднике достаточно стабильная. Рысь чувствует себя хорошо, регулярно «фотографируется» на камеру, время от времени делая и «семейные снимки» с котятами. Хочется думать, что своевременные меры по сохранению этого изящного животного помогут разобраться с проблемой до того, как она вырастет до серьезных масштабов. Ведь чем больше видовое разнообразие, тем стабильнее экосистема в целом. Да и просто не хотелось бы лишиться «котиков», которых, как известно, все любят.
Ольга Ладыгина