Знаменитый "Фрам" обошёл вокруг света, зимовал среди льдов Арктики, добрался до Антарктиды. Фритьоф Нансен сам продумал все детали конструкции, выбил государственное финансирование и убедил ведущего норвежского судостроителя Колина Арчера взять на себя реализацию проекта. 26 октября 1892 года это судно начало свою полную приключений жизнь, а по её завершении в Осло для него построили музей, на открытии которого присутствовали первые лица Норвегии — король Хокон VII и кронпринц Улаф.
Поначалу идея Нансена вызвала изрядные сомнения, и в Королевском географическом обществе в Лондоне разразилась бурная дискуссия. Известнейшие полярники критиковали замысел создания корабля, способного противостоять ледяным сжатиям, которые погубили уже не одно судно. Сэр Аллен Янг решительно уверял, что нет смысла экспериментировать с формой — какова бы она ни была, льды раздавят любой корпус. Американец Адольф Грили аттестовал всю затею как "бессмысленный проект самоубийства", он также был уверен, что никакие конструктивные идеи не помогут справиться с напором торосов.
"Фрам" с многочисленными испытаниями во льдах успешно справился. Фото: wikipedia.org
Нансен, однако, стоял на своём: ему нужно было прочное судно, способное вместить запас угля и провианта на 12 человек сроком на пять лет. Судно с округлыми боками, которое льды не смогли бы стиснуть, а попросту выталкивали бы на поверхность. Стортинг — норвежский парламент, к которому полярник обратился за помощью, — долго колебался, стоит ли вкладывать средства в создание такого корабля. Но в конце концов всё же одобрил бюджетное финансирование. К этому времени неугомонный путешественник уже успел подписать контракт на строительство с Колином Арчером, который тоже далеко не сразу поддался уговорам.
"Корабль должен иметь настолько покатые бока, чтобы напирающие на него льды не получали точки опоры и не могли его раздавить, как «Жаннетту» и другие суда различных арктических экспедиций, но выжимали бы его кверху. <…> Судно должно быть небольших размеров, так как, во-первых, с маленьким судном легче маневрировать во льдах; во-вторых, во время сжатия льдов оно легче выжимается кверху, да и легче небольшому судну придать нужную прочность. <…> Корабль указанной формы и величины не может, конечно, быть удобным и устойчивым для морского плавания, но это не особенно важно для забитых льдом вод".
Фритьоф Нансен "«Фрам» в полярном море"
Проект, предложенный полярником, Арчеру понравился, и поводов для критики он не нашёл. Началась работа. Килевые брусья для корабля заказали в Шотландии, для корпуса закупили на военно-морской верфи в Хортене итальянский дуб, более 30 лет вылежавший под крышей. Чертёж судна постоянно корректировался — прежде чем перейти к строительству, Арчер создал три модели "Фрама" и подготовил четыре комплекта чертежей. Нансен провёл ряд опытов, выявляя, как ведут себя различные материалы при трении о лёд. Эксперименты показали, что корпус корабля получается прочнее, чем арктические торосы.
Чертежи "Фрама" дорабатывались четыре раза. Фото: wikipedia.org
Судно сильно отличалось от привычных — в поперечном сечении напоминало половинку кокосового ореха и имело значительную осадку. Особое внимание по-прежнему уделялось надёжности конструкции: внешнюю обшивку сделали трёхслойной, все железные детали укрепили гальваническим покрытием, корпус разбили на три отсека, отделив их друг от друга водонепроницаемыми переборками.
Паровая машина, изготовленная фирмой Akers Mekaniske Wærksted, была экономичной и надёжной. На случай аварии особый механизм позволял отключить часть цилиндров, что давало возможность варьировать степень давления. Кроме того, на корабле поставили динамо-машину, которая позволяла вырабатывать электричество. Она могла работать от паровой машины, от ветряка либо при помощи ручного привода. Нансен полагал, что подобные "упражнения" могут стать неплохим развлечением во время длительной полярной ночи. Впрочем, "рукоприкладство" не потребовалось.
В целом постройка и оснащение будущего полярного морского путешественника обошлись в 117 720 крон. Весьма значительная сумма для столь небольшого судна.
Фритьоф Нансен точно знал, чего он ждёт от корабля. Фото: Научный архив РГО
26 октября 1892 года выдалось холодным, но ясным. Ева Нансен, супруга полярника, провела церемонию крещения корабля под взглядами нескольких сотен зрителей. Так "Фрам" получил своё имя. После церемонии Фритьоф Нансен сообщил о событии телеграммой королю Швеции и Норвегии Оскару II и незамедлительно получил ответ.
"Передаю Вам сердечные поздравления с успешным прологом. Надеюсь, он явится добрым предзнаменованием всего грандиозного предприятия".
Телеграмма короля Швеции и Норвегии Оскара II Нансену
Предприятие и впрямь оказалось грандиозным, да не одно. Дважды "Фрам" путешествовал по арктическим морям, именно на нём Нансен совершил экспедицию 1893–1896 годов, а Отто Свердруп — экспедицию 1898–1902 годов. На нём же Руаль Амундсен добирался в 1910–1912 годах до Южного полюса, попутно совершив кругосветку. Стоит ли удивляться, что для героического корабля построили собственный "дом", куда со всего света могут прийти "гости", чтобы на него полюбоваться. Музей "Фрама" открылся в 1936 году и действует по сей день.
Любопытный факт
Нансен был не первым, кто придумал форму, не позволяющую полярным льдам раздавить корабль. Ещё в допетровские времена на кочах, карбасах и лодьях подобной формы доходили до Шпицбергена русские поморы.
Почитать о том, почему пропали эти корабли, можно здесь: Возрождение легенды: зачем в Архангельске строят допетровское судно
Ольга Ладыгина