Кто ввел термин «Северный морской путь»? Эксперты РГО обсудили загадочную непостижимость Арктики

Кто ввел термин «Северный морской путь»? Эксперты РГО обсудили загадочную непостижимость Арктики Кто ввел термин «Северный морской путь»? Эксперты РГО обсудили загадочную непостижимость Арктики
Пока Северный морской путь без проблем может одолеть лишь мощный ледокол. Фото: Сергей Земнухов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Пока Северный морской путь без проблем может одолеть лишь мощный ледокол. Фото: Сергей Земнухов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Пятый круглый стол в рамках проекта РГО «Вопросы о географии» был посвящен Северному морскому пути и актуальным проблемам «арктического» образования. Как всегда, мероприятие прошло в формате видеосвязи, которая соединила экспертов в Москве, Санкт-Петербурге и Архангельске.

Открывая встречу, модератор круглого стола Александр Лобжанидзе вспомнил знаменитое высказывание Михаила Ломоносова о том, что богатство России будет прирастать Сибирью и Северным Ледовитым океаном. При этом посетовал на слабое отражение ключевой для Российской Арктики темы Северного морского пути (СМП) в школьной программе.

О том, что в поисках информации, образовательных сюжетов и героев не нужно далеко ходить, говорил зампред Ученого совета РАН, член Ученого совета РГО, доктор географических наук, член-корреспондент РАН Аркадий Тишков. И напомнил о московских традициях в изучении Арктики, связанных с Институтом географии РАН (ИГ РАН). Докладчик рассказал о людях, которые внесли вклад в изучение СМП, многих из которых он знал лично.

Институт географии был организован в 1918 году в Петрограде по инициативе Владимира Вернадского. В 1934 году институт переехал в Москву, а с ним — многие традиции в изучении Заполярья и ученые, внесшие исторический вклад в науку. В Институте географии сначала АН СССР, а затем РАН формировались целые научные школы в изучении Арктики.

Среди имен, которые прославили институт и российскую науку, начальник Главного управления СМП в 1932–1938 годах Отто Шмидт, выдающийся океанограф и председатель РГО в 1917–1931 годах Юлий Шокальский, основатель советской гляциологической школы Григорий Авсюк, контр-адмирал и создатель приоритета России в полярных исследованиях Николай Зубов, климатолог Борис Дзерзеевский, гляциологи Петр Шумский и наш современник Владимир Котляков, авторы научно-популярных книг об СМП Макс Зингер и Владислав Корякин, а также многие другие известные ученые. В настоящее время в ИГ РАН работает четыре научные группы, изучающие различные аспекты Арктики в целом и СМП в частности.

Спустя столетия исследований Арктика не перестает удивлять своими загадками и красотой. Фото: Владимир Мельник, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Спустя столетия исследований Арктика не перестает удивлять своими загадками и красотой. Фото: Владимир Мельник, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Аркадий Тишков подчеркнул важность изучения истории полярных исследований и роли географов в формировании геополитического пространства России. Он призвал учителей знакомить школьников с историями этих людей и их вкладом в науку.

Научный сотрудник Российского государственного музея Арктики и Антарктики Елена Федотова, подключившаяся к круглому столу из Санкт-Петербурга, напомнила собравшимся об истории освоения СМП.

И хотя в этом году мы отмечаем официальное 500-летие СМП, много раньше освоили плавание по арктическим морям поморы. Они использовали специально придуманные ими суда — кочи — и достигали Новой Земли и Таймыра. Елена Федотова напомнила, что в ее музее есть целая экспозиция, посвященная нашей национальной транспортной магистрали, которая в два раза короче пути через Суэцкий канал. Однако даже сегодня, когда Россия имеет самый большой ледокольный флот, полноценная эксплуатация СМП все 12 месяцев в году невозможна. Стратегическая цель России — сделать Северный морской путь круглогодичным к 2035 году.

Между тем Арктика интересна туристам. Речь пока не идет о круизах по маршруту СМП, но в национальный парк «Русская Арктика» попасть можно. О том, как это происходит, рассказал по видеосвязи из Архангельска директор нацпарка Александр Кирилов.

«Русская Арктика» расположена на двух полярных архипелагах: Новой Земле и Земле Франца-Иосифа (ЗФИ). Только на ЗФИ существует 26 морских экскурсионных маршрутов. Наиболее популярными туристическими точками являются бывшие советские полярные станции на мысе Желания (Новая Земля) и в бухте Тихая (ЗФИ), визитная карточка архипелага ЗФИ — останцы на мысе Тегетхофф острова Галля, знаменитые шаровые конкреции на острове Чампа, зимовка Нансена на мысе Норвегия острова Джексона, лежбище моржей на острове Аполлонова и другие.

Однако туры в нацпарк — пока очень дорогое удовольствие вследствие удаленности архипелагов. Тем не менее в пиковый 2019 год здесь побывало 1306 туристов в составе круизов. Александр Кирилов отметил, что для развития туризма в Арктике необходимо решить проблему транспортной доступности, в частности обеспечить вертолетное сообщение.

Полярная станция на мысе в бухте Тихая. Фото: Александр Малкин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Полярная станция на мысе в бухте Тихая. Фото: Александр Малкин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
На острове Чампа. Фото: Михаил Нитишинский, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
На острове Чампа. Фото: Михаил Нитишинский, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Мыс Тегетхофф на острове Галля.  Фото: Николай Гернет, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Мыс Тегетхофф на острове Галля. Фото: Николай Гернет, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
«Коммунальная льдина» на острове Аполлонова. Фото: Макс Боклайтнер, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
«Коммунальная льдина» на острове Аполлонова. Фото: Макс Боклайтнер, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Полярная станция на мысе Желания. Фото: Вадим Захарьин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Полярная станция на мысе Желания. Фото: Вадим Захарьин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
/

Судьбе и перспективам заполярных городов посвятила свой доклад доцент географического факультета МГУ им М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, кандидат географических наук Надежда Замятина.

Развитие городов в Заполярье, где сейчас живет более 80% населения региона, очень чувствительно не только к природным, экономическим, но и к технологическим факторам. Доступность тех или иных транспортных технологий во многом определяет функции арктических городов в разные эпохи освоения Севера. Влияние на развитие арктических городов оказывают распространение вахтового метода освоения природных ресурсов, освоение новых ресурсных районов, развитие СМП и другие факторы. В современных условиях многие функции, выполнявшиеся арктическими городами в условиях менее совершенной техники (например, снабжение углем пароходов), потеряли свою актуальность. Города за полярным кругом сегодня находятся в поиске своей ниши как элементы экономической системы Арктики.

Надежда Замятина подчеркнула, что развитие урбанизаций в Арктике зависит от баланса между издержками на доставку грузов и эффектом масштаба, которые и делают эффективными города.

— Когда транспортные издержки были велики, в Арктике развивались города, как это происходило в 30-е годы ХХ века. Как только транспорт делает Север доступным, возникает невозможность получить эффект масштаба, производство начинается загибаться, — отметила эксперт.

Эпоха крупных городов в регионе, по мнению Надежды Замятиной, осталась в прошлом. Вахтовый метод гораздо дешевле, чем содержание полноценной городской инфраструктуры. Сокращение численности населения арктических городов неизбежно, однако они останутся важными опорными пунктами. Их основные функции — базы для освоения природных ресурсов и научных исследований, логистические пункты, обеспечение безопасности и оперативное управление.

В этой связи Аркадий Тишков вспомнил, как в 1966 году группа архитекторов спроектировала крытые города для Арктики. Спустя 50 лет к идее вернулись. Примерами могут служить база «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа и новая станция «Восток» в Антарктиде.

Закат эпохи арктических городов. Фото: Алексей Кабанихин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Закат эпохи арктических городов. Фото: Алексей Кабанихин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Весьма любопытный доклад сделал научный сотрудник Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры), кандидат исторических наук Павел Филин, который подключился к круглому столу из Санкт-Петербурга. Ученый обратил внимание на клиповое восприятие Арктики в сознании людей и фрагментарность достоверных знаний о регионе.

— К примеру, вопрос: кто ввел термин «Северный морской путь»? Какое содержание вкладывалось в это понятие? Оказалось, что никаких исследований в этом направлении не велось, — сказал Павел Филин.

Между тем, проведя собственное исследование, эксперт все же смог ответить на вопрос о первенстве. Оказалось, что это словосочетание прежде других употребил Михаил Ломоносов, хотя чаще использовал более привычное в его время — «Северный морской ход».

В ходе изысканий Павел Филин обнаружил несколько интересных связок. К примеру, строительство Беломорско-Балтийского канала было попыткой ответа на стратегический вызов. Если Балтика по каким-то причинам оказывалась перекрытой для советских кораблей и судов, то Ленинград как морской порт и как окно в Европу просто переставал существовать. А Беломорканал давал выход в Атлантический океан и к Севморпути.

— Ленинград мыслился как базовый порт СМП, — подчеркнул эксперт.

Продолжением этой идеи стало решение о создании Главного управления Северного морского пути (ГУСМП, Главсевморпуть) — комплексной территориально-промышленной организации, по функционалу и полномочиям близкой к министерству, или, как тогда говорили, наркомату, только для отдельно взятой территории.

ГУСМП было создано в ответ на угрозу со стороны Японии, которая в 1931 году оккупировала Маньчжурию. Это событие поставило под угрозу доступ к ресурсам Дальнего Востока, необходимым для индустриализации страны, вследствие возможного разрыва Транссиба — единственной национальной транспортной артерии. Альтернативой ей являлся СМП, именно с этим связан взрывной характер изучения и освоения Арктики в 30-е годы.

Первый руководитель Главсевморпути Отто Шмидт. Фото: https://ru.wikipedia.org

Первый руководитель Главсевморпути Отто Шмидт. Фото: https://ru.wikipedia.org

В годы Великой Отечественной ГУСМП обеспечивало военные навигации. А после войны играло важную роль в обеспечении безопасности страны, организуя систему дрейфующих станций и высокоширотных экспедиций, одной из функций которых была организация раннего обнаружения и перехвата авиации нового потенциального противника и быстрого развертывания военных аэродромов в Арктике. В 1964 году Главсевморпуть был ликвидирован, а его функции переданы другим ведомствам.

Подводя итоги деятельности ГУСМП, докладчик подчеркнул чрезвычайную эффективность структуры. При относительно небольшом бюджете (5,5 млрд руб. с 1933 по 1947 год при средней сумме финансирования по одной пятилетке в 130 млрд руб.) ведомство обеспечило фантастический скачок промышленности в регионе, а объем перевозок увеличился в сотни раз.

Самым полным источником информации о ГУСМП сегодня является книга «Итоги хозяйственной и научной деятельности Главсевморпути за 1932–1948 годы», выпущенная издательством «Паулсен» в 2024 году, научным редактором которой стал Павел Филин.

В завершение круглого стола доцент факультета географии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат географических наук Ольга Подшувейт сделала сообщение о разработанном в вузе учебном курсе «Арктиковедение», который читается студентам-географам с 2022 года. Его смысл — обобщение разрозненных данных о природе, истории освоения, населении, экономике, экологии региона, возможных путях развития и реализации человеческого потенциала в условиях Арктической зоны Российской Федерации. На основе курса разработано учебное пособие «Арктика и Крайний Север» в двух томах, которое увидит свет в этом году, а вскоре планируется выпустить первый атлас Арктики для школьников.

Аркадий Тишков. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Аркадий Тишков. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Надежда Замятина. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Надежда Замятина. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
На связи Санкт-Петербург и Архангельск. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
На связи Санкт-Петербург и Архангельск. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
/

Круглый стол, посвященный Северному морскому пути, стал очередным мероприятием в рамках проекта Комиссии по географическому и экологическому образованию Русского географического общества «Вопросы о географии». В его рамках эксперты РГО обсуждают сложные и дискуссионные темы отечественной и мировой географии. Задать вопрос можно в тематическом Telegram-канале.

Айвар Валеев

592 просмотра
Читайте также:
Все
Новости
Лектории
Статьи и репортажи
29 мая 2025
«Понятия географии и военного дела тесно связаны»: о роли географов в Великой Отечественной войне
Подробнее
13 мая 2025
Великая Отечественная глазами географа: эксперты РГО расскажут о роли нашей науки в годы войны
Очередной круглый стол состоится 14 мая
Подробнее
30 апреля 2025
Кто и как живет в постиндустриальном мире: географы отвечают социологам и экономистам
Подробнее
14 апреля 2025
Наступил ли постиндустриальный мир? Эксперты РГО проверят на прочность известное утверждение
Круглый стол пройдет в рамках проекта «Вопросы о географии»
Подробнее
11 марта 2025
Великий Северный поход: 500 лет русского освоения Арктики глазами экспертов РГО
Очередной круглый стол «Вопросы о географии» пройдет 12 марта
Подробнее
06 марта 2025
Поиграем в географию: эксперты РГО поделились секретами вовлечения детей в учебный процесс
Подробнее
21 февраля 2025
Эксперты РГО расскажут, как изучать географию играючи
Круглый стол для школьных педагогов состоится 25 февраля
Подробнее
10 февраля 2025
Волга впадает в Каспийское море, хотя это не так: эксперты РГО отдали дань исторической традиции
Подробнее
Показать еще Загрузка