
Пока Северный морской путь без проблем может одолеть лишь мощный ледокол. Фото: Сергей Земнухов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Пятый круглый стол в рамках проекта РГО «Вопросы о географии» был посвящен Северному морскому пути и актуальным проблемам «арктического» образования. Как всегда, мероприятие прошло в формате видеосвязи, которая соединила экспертов в Москве, Санкт-Петербурге и Архангельске.
Открывая встречу, модератор круглого стола Александр Лобжанидзе вспомнил знаменитое высказывание Михаила Ломоносова о том, что богатство России будет прирастать Сибирью и Северным Ледовитым океаном. При этом посетовал на слабое отражение ключевой для Российской Арктики темы Северного морского пути (СМП) в школьной программе.
О том, что в поисках информации, образовательных сюжетов и героев не нужно далеко ходить, говорил зампред Ученого совета РАН, член Ученого совета РГО, доктор географических наук, член-корреспондент РАН Аркадий Тишков. И напомнил о московских традициях в изучении Арктики, связанных с Институтом географии РАН (ИГ РАН). Докладчик рассказал о людях, которые внесли вклад в изучение СМП, многих из которых он знал лично.
Институт географии был организован в 1918 году в Петрограде по инициативе Владимира Вернадского. В 1934 году институт переехал в Москву, а с ним — многие традиции в изучении Заполярья и ученые, внесшие исторический вклад в науку. В Институте географии сначала АН СССР, а затем РАН формировались целые научные школы в изучении Арктики.
Среди имен, которые прославили институт и российскую науку, начальник Главного управления СМП в 1932–1938 годах Отто Шмидт, выдающийся океанограф и председатель РГО в 1917–1931 годах Юлий Шокальский, основатель советской гляциологической школы Григорий Авсюк, контр-адмирал и создатель приоритета России в полярных исследованиях Николай Зубов, климатолог Борис Дзерзеевский, гляциологи Петр Шумский и наш современник Владимир Котляков, авторы научно-популярных книг об СМП Макс Зингер и Владислав Корякин, а также многие другие известные ученые. В настоящее время в ИГ РАН работает четыре научные группы, изучающие различные аспекты Арктики в целом и СМП в частности.

Спустя столетия исследований Арктика не перестает удивлять своими загадками и красотой. Фото: Владимир Мельник, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Аркадий Тишков подчеркнул важность изучения истории полярных исследований и роли географов в формировании геополитического пространства России. Он призвал учителей знакомить школьников с историями этих людей и их вкладом в науку.
Научный сотрудник Российского государственного музея Арктики и Антарктики Елена Федотова, подключившаяся к круглому столу из Санкт-Петербурга, напомнила собравшимся об истории освоения СМП.
И хотя в этом году мы отмечаем официальное 500-летие СМП, много раньше освоили плавание по арктическим морям поморы. Они использовали специально придуманные ими суда — кочи — и достигали Новой Земли и Таймыра. Елена Федотова напомнила, что в ее музее есть целая экспозиция, посвященная нашей национальной транспортной магистрали, которая в два раза короче пути через Суэцкий канал. Однако даже сегодня, когда Россия имеет самый большой ледокольный флот, полноценная эксплуатация СМП все 12 месяцев в году невозможна. Стратегическая цель России — сделать Северный морской путь круглогодичным к 2035 году.
Между тем Арктика интересна туристам. Речь пока не идет о круизах по маршруту СМП, но в национальный парк «Русская Арктика» попасть можно. О том, как это происходит, рассказал по видеосвязи из Архангельска директор нацпарка Александр Кирилов.
«Русская Арктика» расположена на двух полярных архипелагах: Новой Земле и Земле Франца-Иосифа (ЗФИ). Только на ЗФИ существует 26 морских экскурсионных маршрутов. Наиболее популярными туристическими точками являются бывшие советские полярные станции на мысе Желания (Новая Земля) и в бухте Тихая (ЗФИ), визитная карточка архипелага ЗФИ — останцы на мысе Тегетхофф острова Галля, знаменитые шаровые конкреции на острове Чампа, зимовка Нансена на мысе Норвегия острова Джексона, лежбище моржей на острове Аполлонова и другие.
Однако туры в нацпарк — пока очень дорогое удовольствие вследствие удаленности архипелагов. Тем не менее в пиковый 2019 год здесь побывало 1306 туристов в составе круизов. Александр Кирилов отметил, что для развития туризма в Арктике необходимо решить проблему транспортной доступности, в частности обеспечить вертолетное сообщение.
Судьбе и перспективам заполярных городов посвятила свой доклад ведущий научный сотрудник факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, кандидат географических наук Надежда Замятина.
Развитие городов в Заполярье, где сейчас живет более 80% населения региона, очень чувствительно не только к природным, экономическим, но и к технологическим факторам. Доступность тех или иных транспортных технологий во многом определяет функции арктических городов в разные эпохи освоения Севера. Влияние на развитие арктических городов оказывают распространение вахтового метода освоения природных ресурсов, освоение новых ресурсных районов, развитие СМП и другие факторы. В современных условиях многие функции, выполнявшиеся арктическими городами в условиях менее совершенной техники (например, снабжение углем пароходов), потеряли свою актуальность. Города за полярным кругом сегодня находятся в поиске своей ниши как элементы экономической системы Арктики.
Надежда Замятина подчеркнула, что развитие урбанизаций в Арктике зависит от баланса между издержками на доставку грузов и эффектом масштаба, которые и делают эффективными города.
— Когда транспортные издержки были велики, в Арктике развивались города, как это происходило в 30-е годы ХХ века. Как только транспорт делает Север доступным, возникает невозможность получить эффект масштаба, производство начинается загибаться, — отметила эксперт.
Эпоха крупных городов в регионе, по мнению Надежды Замятиной, осталась в прошлом. Вахтовый метод гораздо дешевле, чем содержание полноценной городской инфраструктуры. Сокращение численности населения арктических городов неизбежно, однако они останутся важными опорными пунктами. Их основные функции — базы для освоения природных ресурсов и научных исследований, логистические пункты, обеспечение безопасности и оперативное управление.
В этой связи Аркадий Тишков вспомнил, как в 1966 году группа архитекторов спроектировала крытые города для Арктики. Спустя 50 лет к идее вернулись. Примерами могут служить база «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа и новая станция «Восток» в Антарктиде.

Закат эпохи арктических городов. Фото: Алексей Кабанихин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Весьма любопытный доклад сделал научный сотрудник Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры), кандидат исторических наук Павел Филин, который подключился к круглому столу из Санкт-Петербурга. Ученый обратил внимание на клиповое восприятие Арктики в сознании людей и фрагментарность достоверных знаний о регионе.
— К примеру, вопрос: кто ввел термин «Северный морской путь»? Какое содержание вкладывалось в это понятие? Оказалось, что никаких исследований в этом направлении не велось, — сказал Павел Филин.
Между тем, проведя собственное исследование, эксперт все же смог ответить на вопрос о первенстве. Оказалось, что это словосочетание прежде других употребил Михаил Ломоносов, хотя чаще использовал более привычное в его время — «Северный морской ход».
В ходе изысканий Павел Филин обнаружил несколько интересных связок. К примеру, строительство Беломорско-Балтийского канала было попыткой ответа на стратегический вызов. Если Балтика по каким-то причинам оказывалась перекрытой для советских кораблей и судов, то Ленинград как морской порт и как окно в Европу просто переставал существовать. А Беломорканал давал выход в Атлантический океан и к Севморпути.
— Ленинград мыслился как базовый порт СМП, — подчеркнул эксперт.
Продолжением этой идеи стало решение о создании Главного управления Северного морского пути (ГУСМП, Главсевморпуть) — комплексной территориально-промышленной организации, по функционалу и полномочиям близкой к министерству, или, как тогда говорили, наркомату, только для отдельно взятой территории.
ГУСМП было создано в ответ на угрозу со стороны Японии, которая в 1931 году оккупировала Маньчжурию. Это событие поставило под угрозу доступ к ресурсам Дальнего Востока, необходимым для индустриализации страны, вследствие возможного разрыва Транссиба — единственной национальной транспортной артерии. Альтернативой ей являлся СМП, именно с этим связан взрывной характер изучения и освоения Арктики в 30-е годы.

Первый руководитель Главсевморпути Отто Шмидт. Фото: https://ru.wikipedia.org
В годы Великой Отечественной ГУСМП обеспечивало военные навигации. А после войны играло важную роль в обеспечении безопасности страны, организуя систему дрейфующих станций и высокоширотных экспедиций, одной из функций которых была организация раннего обнаружения и перехвата авиации нового потенциального противника и быстрого развертывания военных аэродромов в Арктике. В 1964 году Главсевморпуть был ликвидирован, а его функции переданы другим ведомствам.
Подводя итоги деятельности ГУСМП, докладчик подчеркнул чрезвычайную эффективность структуры. При относительно небольшом бюджете (5,5 млрд руб. с 1933 по 1947 год при средней сумме финансирования по одной пятилетке в 130 млрд руб.) ведомство обеспечило фантастический скачок промышленности в регионе, а объем перевозок увеличился в сотни раз.
Самым полным источником информации о ГУСМП сегодня является книга «Итоги хозяйственной и научной деятельности Главсевморпути за 1932–1948 годы», выпущенная издательством «Паулсен» в 2024 году, научным редактором которой стал Павел Филин.
В завершение круглого стола доцент факультета географии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат географических наук Ольга Подшувейт сделала сообщение о разработанном в вузе учебном курсе «Арктиковедение», который читается студентам-географам с 2022 года. Его смысл — обобщение разрозненных данных о природе, истории освоения, населении, экономике, экологии региона, возможных путях развития и реализации человеческого потенциала в условиях Арктической зоны Российской Федерации. На основе курса разработано учебное пособие «Арктика и Крайний Север» в двух томах, которое увидит свет в этом году, а вскоре планируется выпустить первый атлас Арктики для школьников.
Круглый стол, посвященный Северному морскому пути, стал очередным мероприятием в рамках проекта Комиссии по географическому и экологическому образованию Русского географического общества «Вопросы о географии». В его рамках эксперты РГО обсуждают сложные и дискуссионные темы отечественной и мировой географии. Задать вопрос можно в тематическом Telegram-канале.
Айвар Валеев