
Волоколамский кремль. Фото: Александр Савчук, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Сохранить свой первоначальный облик ему не удалось. Слишком уж в беспокойном месте он вырос — здесь то и дело приходилось воевать, да и сам город неоднократно подчистую сжигали. Вот и пришлось постоянно «подновлять» фортификацию. Самая старая из сохранившихся построек — Воскресенский собор XV века, хотя Волоколамск значительно старше. Впервые он упоминается в Суздальской летописи 1135 года — о Москве тогда еще и речи не было. Может, из тех давних времен пришли и некоторые поверья города, по которым его жители определяли, что пора готовить кремль к обороне. Их и сейчас помнят.
Спорная территория
Само название Волоколамск можно считать говорящим. В торговой жизни средневековой Руси эта местность имела большое значение. Именно отсюда суда из реки Ламы, через которую корабли попадали в Волгу, перетаскивали волоком до реки Волошни, ведущей через Рузу к Москве-реке. Это был один из самых надежных путей из Новгорода в Москву. Археологические находки подсказывают, что уже в XI–XIII веках здесь велась бурная торговля чуть ли не со всем миром: Западной Европой, Персией, Скандинавией, Ближним Востоком.
Ничего удивительного, что прибрать к рукам торное место хотели многие, поэтому без оборонительного сооружения здесь было не обойтись. На протяжении веков оно переходило из рук в руки: его захватывали то новгородцы, то владимирцы, то смоленский князь, то родственник московского. Город даже успел оказаться под управлением литовского правителя Свидригайло и побывать независимым удельным княжеством. На него нападали буйные соседи — татарские ханы Батый, Дюдень и Тохтамыш, а также литовские князья Ольгерд и Кейстут. Правда, и свои не отставали — в 1178 году Волоколамск был полностью сожжен князем Всеволодом Юрьевичем, а в 1273-м пострадал от тверского князя Святослава Ярославича.

Волоколамск - важный транспортный узел средневековой Руси. Фото: https://elib.rgo.ru
Был в истории города и период самостоятельности. В 1462 году великий князь Московский Василий II передал его в удел своему сыну Борису, и тот стал первым волоцким князем. Правил он довольно долго, свыше 30 лет, а в 1494 году благополучно передал княжество своему сыну Федору. Однако у того был брат Иван, который тоже хотел получить какие-нибудь земли. В итоге от Волоцкого удела отвалились Руза и Ржев. Впрочем, долго Иван не прожил и в 1504 году оставил свой удел Москве. Ей же отошел после смерти Федора в 1513 году и Волоколамск — волоцкий князь не оставил наследников. Впрочем, подобная судьба удела его бы вряд ли расстроила — он сочувствовал централизаторской политике Ивана III и участвовал во всех его походах, всячески помогая собрать княжества в единое государство.
Впрочем, на этом мытарства Волоколамска не закончились. Окончательно Москва утвердила на него свои права только в 1569 году, а прежде город успел побывать владением старицких князей Андрея и Владимира. Да и потом на протяжении долгого времени жизнь в нем едва ли можно было назвать спокойной и безопасной: под стены то и дело подступали то поляки, то литовцы. Но Волоколамск всегда оборонялся ожесточенно. Здесь даже свой Сусанин имелся. В 1612 году город пытался захватить король Сигизмунд III. Крестьянин из села Вышенек погубил отряд поляков, заманив их в непроходимое глухое болото, и вместе с ними утонул сам.
В поисках утраченного
Из-за всех этих перипетий от древних сооружений кремля осталось не так уж много, но археологи раскопали остатки земляной насыпи и частокола начала XII века. Какие бы бури ни бушевали, люди продолжали жить своей жизнью — исследователи нашли 13 старинных срубов с завалинками и пристройками, а также следы того, что здесь лили бронзу и железо. Среди сельскохозяйственных и ремесленных инструментов обнаружился игрушечный детский топорик, среди глиняных грузил и посуды — свистульки и фигурки медведей. Все шло своим чередом: мужчины возделывали земли, рыбачили, охотились, женщины пряли, ткали, вели хозяйство, воспитывали детей и прихорашивались, надевая медные браслеты и перстеньки, а то и украшения из медвежьего клыка. В XVI–XVII веках на месте прежних частных домов вырос торговый посад, появились купеческие лавки.
В память о недолгом времени, когда Волоколамск был самостоятельным, остался Воскресенский собор. Князь Борис активно взялся за благоустройство своей вотчины. Именно по его приказу примерно в 1480 году на территории обновленного кремля выстроили храм, который стоит там и поныне — белокаменный, с небольшой аккуратной главой. С XVII века собор неоднократно перестраивали. В 1693 году его покрыли четырехскатной кровлей, в 1742-м озаботились созданием в подклете теплой церкви для служб в зимний период. Чтобы ее возвести, пришлось изрядно повозиться: в западном фасаде нижней части храма пробили вход, к нему пристроили крытую паперть, в помещении вытесали дополнительные окна. Росписи храма, которые дошли до наших дней, делали уже в XIX веке. Но в одном месте — на северо-восточном столбе собора — можно увидеть работы мастеров того времени, когда его только строили. Здесь сохранился небольшой участок росписей 1480–1490-х годов.

Слева направо: Никольский собор, колокольня и Воскресенский собор. Фото: https://commons.wikimedia.org, Lodo27, CC BY-SA 3.0.
В XIX веке рядом с Воскресенским собором возвели Никольский — в память о героях, погибших в Крымской войне. Со стороны и не скажешь, что «молодой» храм возник на четыре века позже. Он выстроен в русско-византийском стиле, с тем чтобы образовать единый комплекс со старшим собратом. Для завершения гармонии между церквями возвели пятиярусную колокольню, на вершине которой свили гнездо вороны. На птиц жители города нет-нет да и посматривают — проверяют, не грозит ли городу беда.
Помощь потусторонних сил
Здесь постоянно следили за приметами. Появилось много грибов — жди вражеского войска. Если паутина затянула колодцы, дрова отсыревают и плохо горят, хлеб отдает кислым, а молоко горчит — готовься к битве. Порой примет было мало, и тогда защитники крепости обращались к специалистам. Так случилось перед нашествием хана Тохтамыша.
Он пришел на Русь через пару лет после победы Дмитрия Донского над ордынцами в Куликовской битве и направился сначала к Москве, а от нее — на северо-запад. По местным преданиям, жители Волоколамска забеспокоились и призвали на помощь волхвов, которые пользовались изрядным уважением, даром что в стране уже давно было христианство. Нужно было определить, где ожидать врага, чтобы дать ему бой, — для этого и понадобилась ворожба. Воткнули в землю два копья крест-накрест и повели через них священного коня. Тот пошел с правой ноги — значит, рать придет не с юга, а с юго-востока. За оборонительными стенами собрали съестные припасы и воду, выслали разведчиков, а основные силы во главе с князем Владимиром Серпуховским, который был на тот момент воеводой города, встали на возвышенности. И стоило показаться татаро-монголам, как князь повел свою восьмитысячную дружину на степняков, не ожидавших такого подвоха. Так и удалось разбить войско, заметно превышавшее численностью дружину Волоколамска.

Миниатюра из Лицевого летописного свода. Владимир Храбрый и Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский во главе засадного полка. Фото: https://ru.wikipedia.org
Птицы тоже могут о многом предупредить. Местные жители знают: если вдруг вороны пропали — жди беды. Повелось это с 1887 года, когда в апреле вдруг грай птиц умолк и самих их было не видать. А в ночь с 7 на 8 апреля в западной части кремля случился серьезный обвал, и масса земли в 1,5 тыс. куб. м начисто снесла хозяйственные постройки местной семьи Тихомировых, да и жилые дома не пощадила. Так и появилась у местных жителей привычка поглядывать в сторону колокольни — на месте ли вороны? Говорят, что незадолго до начала Второй мировой войны они тоже пропадали.
Еще, по слухам, в крепости можно увидеть еле заметную человеческую тень, которую здесь называют Оберегающим Образом. Появляется он только на рассвете или закате в косых лучах находящегося у горизонта солнца. Бывает, что Образ и вовсе не видно, только возникает ощущение, что рядом кто-то есть. И приходит оно, как правило, в моменты принятия важных решений. Если прислушаться, можно получить нужную подсказку — действовать или подумать еще раз. Рассказывают, что перед приходом войска Дюденя Образ подсказал бежать и прятаться в окрестные леса, давал рекомендации князю Борису, а позже его сыну Федору. И по сей день, если у кого-то из жителей Волоколамска возникает насущный вопрос, они нередко отправляются на закате к кремлю — в надежде, что тень им что-то подскажет.
Ольга Ладыгина