Фотоконкурс РГО «Самая красивая страна» посвящен дикой природе нашей страны. Но есть категория, в которой представлены портретные снимки, — «Россия в лицах». Чтобы помочь участникам подготовить для этой номинации самые сильные работы, фотограф Павел Волков провел мастер-класс «Якутия — цвет холода. Рассказ о жизни людей в условиях вечной мерзлоты».
Контекст всегда важен. Окружение человека оказывает огромное влияние на его характер, эмоции и поведение. И все это следует принимать во внимание фотографу, чтобы сделать корректный рассказ о главном герое. Более того, нужно не только учитывать элементы окружения, но также вовлекать их в изображение.
Именно такими установками руководствовался Павел Волков, документальный фотограф, штатный фотокорреспондент МИЦ «Известия», когда отправился в Оймякон, чтобы запечатлеть людей, проживающих в одном из самых холодных регионов нашей планеты.
— Фотографируя человека, мы проживаем жизнь нашего героя, становимся частью его истории, а также территории, где происходят события. Таким образом, через людей мы исследуем регион, культуру и уклад жизни людей, его населяющих, — рассказал фотограф.
К поездке Павел Волков готовился в течение полугода: изучал регион, историю, обычаи местного населения, закупал необходимую одежду. Для своего визита выбрал именно февраль, когда в Оймяконе можно застать экстремально низкие температуры.
Село Оймякон в Оймяконском улусе Якутии известно как полюс холода Северного полушария, одно из самых холодных мест на планете. В 1933 году в селе Томтор, которое расположено в 700 км от Оймякона, была зафиксирована рекордно низкая температура (для Северного полушария): –67,7 °C. Правда, во время своей поездки Павел Волков не застал таких экстремальных температур:
— Было всего –30–35 °С, а это тепло!
Павел Волков прилетел в Якутск, а затем по зимникам и горным серпантинам отправился в село Оймякон. На этом пути ему встречались лишь редкие маленькие поселения. Чтобы преодолеть 900 км такой тяжелой дороги, потребовалось около 40 часов.
Конечно, холод его поразил — не только как физиологическое ощущение, но и как ключевой фактор, который оказывает существенное воздействие и на природу региона, и на все аспекты человеческой деятельности.
Понятие холода стало стержневым для всей фотоистории. А показать его фотограф решил с помощью синего закатного цвета.
— Когда солнце садилось, все вокруг буквально на несколько минут заволакивало непривычным для меня синим цветом. Регион буквально погружался в этот синий цвет, в ночной холод.
Фотограф Павел Волков общается с участниками мастер-класса. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО
Когда Павел Волков перешел к рассказу о том, как фотографировал местных жителей в селе Оймякон, наверное, все участники мастер-класса замерли в надежде, что вот сейчас они услышат сокровенный профессиональный секрет, как снимать незнакомых людей. Увы, все оказалось заурядно.
— Я шел по улицам, подходил к людям, заглядывал в окна, стучался в дома. Представлялся фотографом-документалистом, просил разрешения сфотографировать.
Следует отметить любопытный и немаловажный момент. Как только Павел Волков приступил к поиску своих героев, его стала опережать репутация, заработало сарафанное радио:
— Фотограф вроде адекватный человек. Нормальный, ничего плохого не делает, можно доверять.
И люди стали меньше опасаться его настойчивости. Тем не менее потребовалось целых четыре дня, чтобы убедить, например, пожилую женщину позировать в национальном костюме. А в среднем на один портрет уходило до четверти часа.
— В таких ситуациях всегда нужно определенное время, чтобы человек перестал реагировать на фотографа, напрягаться и расслабился, — напомнил мастер.
В селе Оймякон Павел Волков зашел практически в каждый дом. К сожалению, многие ответили отказом.
Когда фотограф работает над фотоисторией, важно продумать первый кадр. Это должны быть узнаваемые сюжеты, чтобы зритель смог сразу погрузиться в повествование.
Нельзя забывать про важное правило фотожурналистики — всегда делать разноплановые фото: общий и средний план.
Техника не подвела. Цифровая зеркальная камера и два объектива 24–70 мм и 70–200 мм успешно выдержали температуру –30–35 °С.
По результатам поездки в Якутию Павел Волков опубликовал на сайте «Известий» фотоисторию из 22 работ. Также эту серию он планирует предлагать для участия в коллективных выставках. Но самый важный результат такой работы, по его словам, — это наполнение авторского портфолио.
Каждое исследование, подобное фотопроекту Павла Волкова, имеет огромное значение. Мы узнаем регион, знакомимся с людьми, историей, традициями, открываем для себя Россию!
Владимир Нескоромный