Магия Хатанги: почему здесь хочется делать «большие дела»

Магия Хатанги: почему здесь хочется делать «большие дела» Магия Хатанги: почему здесь хочется делать «большие дела»
Лагерь экспедиций в Хатанге. Фото: пресс-служба РГО

Лагерь экспедиций в Хатанге. Фото: пресс-служба РГО

Важной точкой экспедиции Русского географического общества и Министерства обороны России «Арктика. Генеральная уборка» стала знаменитая Хатанга. Вслед за другими арктическими территориями одно из самых северных поселений России подверглось «рекогносцировке». В течение 16 дней августа научные сотрудники, военные экологи и добровольцы со всей России изучали состояние берега реки Хатанга, оценивали туристический потенциал одноименного села и возможные пути возрождения некогда забытого форпоста Заполярья. В числе участников был и наш корреспондент.

…Мы стоим на территории подмосковного аэродрома Чкаловский, время около полудня, самое пекло. В тени автобуса замечаю молодого человека и миниатюрную девушку. Уже гораздо позже узнаю, что Дима и Даша поженились месяц назад и экспедиция в Арктику стала для них необычным свадебным путешествием. Вместе мы будем очищать хатангский берег от металлолома и отбирать пробы, а вечерами собираться в холле интерната и устраивать гитарники.

Первое знакомство с Хатангой произойдет двумя днями позднее, а пока что группа в количестве 70 человек осваивается на борту мощного Ил-76. Вместе с добровольцами, отобранными со всей России, на Крайний Север летит несколько стиральных машин и телевизоров, два стола, куча коробок с печатью РГО и УАЗ «Патриот». Доставить любой груз «с материка» в Хатангу — дело недешевое, около 150 руб. за каждый килограмм веса, поэтому попутные рейсы становятся редкой возможностью и непременно используются. К тому же все, что понадобится в экспедиции, докупить на месте просто не получится. Завоз товаров в местные магазинчики происходит примерно раз в полгода по реке или вертолетом, так что наша большая компания легко могла бы устроить продовольственный дефицит в Хатанге.

Вертолёт в аэропорту Хатанги. Фото: пресс-служба РГО

Вертолёт в аэропорту Хатанги. Фото: пресс-служба РГО

Маршрут нашего рейса, который не значится ни на одном табло вылета, пролегает через Ульяновск, Екатеринбург и Новосибирск. В этих городах делаются дозаправки и набираются положенные часы отдыха экипажа. Для многих ребят полет военным бортом происходит впервые. Долетим сегодня или нет? Где будем ночевать? Когда сможем поесть? Вот она, сладко-горькая участь первопроходцев. К концу экспедиции начинаешь относиться к этому философски и мужественно принимать повороты судьбы. А разве не в этом суть дальней дороги?

О прилете команды РГО жителей Хатанги оповещает протяжный и громкий рев мощных иловских двигателей. Такое пропустить просто невозможно. Ну, здравствуй, полярное село, знакомое по книгам! Именно здесь начинается могучий полуостров Таймыр, глубоко вдающийся в Северный Ледовитый океан.

Село Хатанга отделяет от моря Лаптевых всего каких-то 250 км, а до Северного полюса отсюда — около 2000 км.

С эвенкийского языка топоним переводится как «большая вода», и, находясь здесь, понимаешь, что это далеко не случайность. Хатанга с первых минут поражает величием и пронзительным ярко-синим цветом.

Участники экспедиции и жители села Хатанга. Фото: пресс-служба РГО

Участники экспедиции и жители села Хатанга. Фото: пресс-служба РГО

На фоне реки контрастно выступают доселе неведомые глазу пейзажи: брошенные баржи и танкеры на песчаном берегу, обрамленном травянистыми склонами. Сверху вдоль села пролегает выстланная углем дорога — об асфальте речи не идет. Вопреки нашим ожиданиям увидеть безжизненную пустошь, таймырская Арктика предлагает оценить Ары-Мас, самый северный лес планеты. Во всем мире северная граница лесов проходит на 68-й параллели, дальше деревья расти уже не должны. Но Таймыр с его уникальным микроклиматом является исключением, и «таежный остров» произрастает на 73-м градусе северной широты.

Здесь вообще много чего «самого»: самый необычный музей, в котором можно погладить мамонта, месторождение самых прочных промышленных алмазов, самый большой по площади Таймырский заповедник, некогда самый северный в мире православный храм и, конечно, сама Хатанга — один из самых северных и дорогих населенных пунктов России.

Вид на село Хатанга. Фото: пресс-служба РГО
Вид на село Хатанга. Фото: пресс-служба РГО
Брошенная баржа на берегу. Фото: пресс-служба РГО
Брошенная баржа на берегу. Фото: пресс-служба РГО
Самый северный лес планеты Ары-Мас. Фото: пресс-служба РГО
Самый северный лес планеты Ары-Мас. Фото: пресс-служба РГО
Одна из самых северных церквей мира Храм Богоявления Господня ведет свою историю с конца XVII века. Фото: пресс-служба РГО
Одна из самых северных церквей мира Храм Богоявления Господня ведет свою историю с конца XVII века. Фото: пресс-служба РГО
В Музее мамонта. Фото: пресс-служба РГО
В Музее мамонта. Фото: пресс-служба РГО
Экспонаты музея. Фото: пресс-служба РГО
Экспонаты музея. Фото: пресс-служба РГО
/

На площади всего Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в 800 тыс. кв. км проживают около 30 тыс. человек. Среди них четыре коренных этноса: долганы, ненцы, энцы и нганасаны. На Таймыре соседствуют самый древний (нганасаны) и самый молодой (долганы) этносы России. Нганасан, которые являются потомками первых жителей Таймыра, охотников времен неолита, называют людьми с кромки земли. Три цвета-столпа, на которых держится мир древнейшего народа, — это черный, белый и красный. Эти цвета запечатлены на их одежде. Белый олицетворяет свет, черный связан с загробным миром, красный же символизирует жизнеопределяющее благо северного народа — огонь.

Долганы сформировались как народ к середине XIX века в результате взаимовлияния четырех этносов: эвенков, эвенов, якутов и затундренных русских крестьян. На сегодняшний день в Хатангском сельском поселении проживают 83% всех долган. 

Но даже сюда в свое время добралась размашистая рука индустриализации с кораблями, самолетами и заводами. Расцвет поселка пришелся на 80-е годы XX века. Тогда в Хатанге проживало около 10 тыс. человек (сейчас 2,5 тыс.), появились морской (!) порт, аэропорт с протяженной взлетно-посадочной полосой, рыбозавод и алмазная фабрика.

Аэропорт в Хатанге. Фото: пресс-служба РГО

Аэропорт в Хатанге. Фото: пресс-служба РГО

Сегодня в селе можно увидеть останки барж и бочек, брошенных лодок и моторов, а все вместе — тонны металлолома и битого стекла. Грузы для ударной арктической стройки доставлялись именно морем, и контейнеры из-под них доживали свой век тут же, ржавея на берегу. Почему не отправляли назад? Слишком дорого. Кто виноват? Размышлять об этом сегодня не приходится.

А вот на вопрос «Что делать?» искать ответ самое время. Необходимо оценить масштабы причиненного вреда и наметить пути его ликвидации. За этим мы и здесь.

Среди нас молодые ученые и квалифицированные специалисты с большим полевым опытом, военные, инклюзивные волонтеры, студенты, медиадобровольцы. Большая часть нашей команды дважды в день выходит на берег, чтобы очистить его от техногенного загрязнения. Парни работают с крупным металлоломом, выкорчевывая останки лодок, бочек и тросов из песка, погружают его в машины. Девушки собирают мелкий мусор: корабельные гвозди, пластик, стекло, которых здесь не счесть. Ежедневно несколько машин вывозят собранный добровольцами мусор в специально отведенное место, где он будет храниться для дальнейшей утилизации и переработки. Забегая вперед: всего по итогам экспедиции удастся ликвидировать около 200 тонн мусора.

В это же время на берегу проводятся научные исследования: геоботанические и геоморфологические описания, отборы почвенных проб. Они помогут определить степень вреда, нанесенного экосистеме, и предложить методы его устранения. В центре внимания ученых правый берег Хатанги, находящийся под угрозой разрушения.

Уже сейчас видны последствия таяния многолетней мерзлоты: склон, словно трещинками, испещрен бороздами и оврагами от выхода грунтовых вод. Здания, некогда построенные в десятках метров от склона, сегодня стоят у самой кромки обрыва, и процесс размывания будет только ускоряться из-за чрезмерного прогревания почвы. Чтобы выбрать верную стратегию берегоукрепления, исследования будут продолжены «на материке», а впоследствии по намеченному плану пройдут комплексные изыскания. Сейчас же собирается необходимая для этого информация, ведется аэросъемка.

Кстати, о съемке — все события экспедиции лягут в основу документального фильма. Летопись нашего двухнедельного пребывания в Хатанге ведет Элина Бакунова.

Берег Хатанги находится под угрозой осыпания. Ученым предстоит большая работа, чтобы найти подходящий способ укрепления. Над этим вопросом в течение смены трудились геоэкологи. Собранная в рамках экспедиции геоэкологами, геоботаниками и почвоведами информация ляжет в основу дальнейших научных изысканий. 

Хатангский порт до сих пор является ключевым хабом Северного морского пути. Корабли используют порт в качестве убежища от ледохода или шторма, а порой и остаются в Хатанге на зимовку. 

Доброволец Арктики весел, вынослив, голоден до новых знаний и всегда бодр. Он успевает ощутить и жаркое сухое солнце, оставившее загар на память, и суровое арктическое лето со стеной из дождя и ледяного ветра. В его руках на выбор: лопата, болгарка для резки особо крупного металла, GPS и блокнот с ручкой для фиксации очагов загрязнения, фотокамера, мешок для мелкого мусора, только что обнаруженная окаменелость древовидного папоротника. У него всегда припасена парочка историй из экспедиций, чтобы подбодрить коллег. На дежурстве в столовой обязательно наличие дополнительной пары рук и третьего глаза, чтобы не обделить ни одного голодного товарища. Работа «в полях» сменяется научными лекциями и встречами с местными жителями, творцами истории Хатанги. Так проходит день за днем, один насыщеннее другого.

Позитивный настрой - отличительная черта волонтера РГО. Фото: пресс-служба РГО

Позитивный настрой - отличительная черта волонтера РГО. Фото: пресс-служба РГО

В рамках проекта «Арктика. Генеральная уборка» волонтерам удалось очистить более 3 км береговой линии от 200 тонн техногенного мусора. Его вывезли на полигон, где он будет храниться до дальнейшей переработки. 

Арктическое солнце в начале августа в этих широтах только намекает на закат малиновыми и огненными красками. Вот-вот, кажется, оно должно уйти за горизонт, но вновь поднимается. Белые ночи — одно из самых романтичных явлений Русского Севера, которое не оставляет никого из нас равнодушным. Местные знают: это ненадолго, поэтому жизнь за окном продолжается и после полуночи. Хатангчане спешат сделать все свои «летние» дела, ведь совсем скоро село окажется скованным непроглядной чернотой полярной ночи.

Что такое солнце и радость первого луча, можно понять только здесь, — говорит метеоролог Нина Ковальчук. Поспорить с ней сложно. Нина Ильинична когда-то приехала в Хатангу из Ленинграда молодым специалистом. По ее словам, Арктика полюбилась ей не сразу, первые месяцы стали тяжелейшим испытанием. Но со временем жизнь за полярным кругом становится судьбой, словно это единственный возможный вариант. Далеко не каждый опытный путешественник может похвастаться вылазкой на Северный полюс, а хрупкая Нина Ильинична рассказывает о своем путешествии к макушке Земли как о рутине.

И таких историй здесь не счесть. В Арктику не попадают случайные люди. В вечной мерзлоте на кромке земли куется настоящий русский характер. Пожалуй, этим и притягивает далекая Хатанга, спустя 40 лет здесь все еще хочется делать «большое дело». Волонтерский проект РГО — один из вариантов прикоснуться к этой хрупкой экосистеме и разделить радость добровольчества с людьми, чем-то похожими на тебя. И это только начало!

Елизавета Шаимбаева

 

Материалы по теме
Все
Фотогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Экспедиции
20 сентября 2023
Книги об Арктике из библиотеки известного историка Юрия Жукова переданы в дар РГО
Собрание насчитывает несколько тысяч изданий, среди которых очень редкие экземпляры
Подробнее
21 августа 2023
Добровольцы РГО восстанавливают экосистему одного из самых северных сел России
Подробнее
16 августа 2023
В Мурманске дали старт экспедиции «Чистая Арктика – Восток-77»
В проекте участвуют представители Молодёжного клуба РГО
Подробнее
10 августа 2023
РГО продолжает системную очистку Арктического побережья от техногенного загрязнения
Подробнее
24 июля 2023
Сберечь природы дар: экспедиция РГО продолжает системное изучение и очистку Арктики
Подробнее
14 июля 2023
Субботник каждый день: РГО продолжает системную очистку арктических архипелагов 
Начался новый этап генеральной уборки острова Кильдин
Подробнее
01 июля 2023
Арктика. Генеральная уборка. 2-й сезон
Подробнее
01 декабря 2022
На острове Кильдин закончилась "Генеральная уборка" 2022 года
Участники экспедиции вывезли более 600 тонн металлолома
Подробнее
Показать еще Загрузка