Экспедиция на курган Туннуг-1 2018 года. Фото: Сергей Скудин
По итогам историко-археологической экспедиции РГО и Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН на кургане Туннуг-1 ученые доказали, что скифский звериный стиль в его самых ранних, архаичных формах сформировался уже к концу IX века до н. э. Ученые нашли предметы в виде змей, кошек, баранов и причудливых птиц. Возраст этих открытий «удревняет» принятую в научном сообществе хронологию.
Туннуг-1, памятник раннего периода скифской культуры, находится в так называемой Долине Царей. За восемь лет работы археологи исследовали 10 из 16 секторов, на которые условно разделили курган. Это было сделано, чтобы без вреда для культурного слоя проанализировать его внутреннюю структуру.
Раскопки вскрыли не только погребения разных исторических эпох, но и сложный комплекс с жертвоприношениями людей и лошадей, что подтвердило «кровавую» теорию Геродота. Древнегреческий историк описывал погребальный ритуал, согласно которому после гибели вождя 50 убитых юношей и лошадей, набитых отрубями, укрепляли на кольях и устанавливали на кургане в виде кавалерии мертвых всадников.
От оружия воинов и конской узды до аппликаций на одежде, изделий из войлока, сосудов и наскального искусства — скифский звериный стиль объединил кочевые народы Евразийской степи, которые находились там с VII по II век до н. э. Происхождение образов этих предметов пока остается загадкой для науки, однако теперь можно говорить, что они появились гораздо раньше, чем считали ученые. Устоявшаяся модель постепенного распространения культур скифского типа на восток утратила актуальность. Наиболее реалистична на сегодняшний день центральноазиатская гипотеза. Она говорит о том, что этот стиль сформировался из местных степных традиций кочевников Южной Сибири.
Анализ древних артефактов показал, что даже на начальном этапе скифский звериный стиль не был однородным. Он включал только изображения реальных животных, а не фантастических существ звериного или зверино-антропоморфного облика. Предметы из золота, бронзы и других материалов использовали в погребальных ритуалах. Ученые предполагают, что они несут в себе символическое значение: определяют статус человека или принадлежность к той или иной социальной группе. Однако подтвердить это пока невозможно.
Туннуг-1, расположенный в труднодоступной болотистой пойме в Долине Царей Тувы. Изображение: Antiquity Publications Ltd.
— До последнего времени самым ранним памятником, где были зафиксированы предметы в зверином стиле, был курган Аржан-1 в Туве, — рассказал руководитель экспедиции, научный сотрудник ИИМК РАН Тимур Садыков. — Однако его датировка долгое время была предметом научных дискуссий. В процессе новых исследований, проведенных нашей командой на кургане Туннуг 1, были найдены предметы в зверином стиле, в том числе новых типов, что уточняет общую картину формирования этого феномена. Результаты были представлены мировому научному сообществу — журнал Antiquity в этом году выпустил статью про итоги экспедиции.
На сегодняшний день остается много загадок, связанных с идентичностью скифского стиля — например, почему на предметах из разных курганов изображена одна и та же птица или одно и то же животное, то есть существует набор образов, который прослеживается в артефактах на разных территориях. В кургане Туннуг-1 было обнаружено три предмета с образами баранов или козлов. Самое яркое — бронзовое навершие в виде барана, выполненное в каноническом скифском стиле, аналогичном находкам из Аржана-1. Для него характерны выпуклые кольца, обозначающие глаза и круглые ноздри, а также четко очерченные линии ног и хвоста. Артефакт был найден среди конских жертвоприношений.
Одна из самых интересных находок — фигура в виде свернувшегося в кольцо хищника из семейства кошачьих. Артефакт представлен в четырех вариациях. Две бронзовые фигуры, найденные среди конских костей, отличаются детальной проработкой: показаны зубы и язык, а лапы и глаза выделены рельефными кольцами. Остальные два — навершия кинжалов: на одном из них хищник свернулся против часовой стрелки, на другом животное выполнено в профиль. Ученые установили, что это оружие связано с человеческим жертвоприношением.
Бронзовые изделия с изображением животных из семейства кошачьих. Изображение: Antiquity Publications Ltd.
Наиболее распространенным мотивом оказались головы хищных птиц. Чаще всего они встречаются на бронзовых распределителях ремней (в археологии так называют части конской упряжи). Всего таких изделий найдено 41. Ученые также обнаружили плоские аппликации с головой птицы в профиль, пять объемных бусин в виде птичьих голов и один редкий бронзовый псалий. Это тоже деталь конской узды — она представляет собой пару вертикальных стержней, которые крепились к концам удил для лучшего управления лошадью.
На Туннуге-1 было найдено 15 бронзовых псалиев с образами змеи. На некоторых из них проработаны глаза и пасть. На текущий момент близких аналогов этому типу находок на других памятниках не известно.
— Изучение скифо-сибирского звериного стиля — это сложная задача, для которой нужен комплексный подход, — отмечает директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Наталия Белякова. — Однако строить обоснованные теории можно только тогда, когда в распоряжении ученых есть надежные, точно датированные находки, о которых известен полный контекст. Именно с этим часто возникают проблемы — количество таких проверенных артефактов невелико. Поэтому предметы, найденные в кургане Туннуг-1, особо ценны. Они позволяют проверить и уточнить существующие гипотезы о том, как зарождалась и развивалась скифская культура.
Археологи разделили Туннуг-1 на 16 секторов. Фото: Сергей Скудин
Анализ находок показывает, что на раннем этапе скифо-сибирский стиль в первую очередь использовался для украшения функциональных вещей — например, конской упряжи и оружия. Золото и личные украшения стали популярной основой для изображений лишь в более поздний период. Кроме того, разнообразие художественных стилей, найденных в Туннуге-1, поддерживает идею о том, что в Долине царей для совершения погребальных обрядов собирались разные социальные группы, каждая со своими художественными и технологическими традициями.
Мария Булдакова