Фото: Наталья Емельяненко, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Выжить в пустыне — задачка не из простых. От солнца в жаркий полдень укрыться негде, воды мало, и надо знать, как ее искать, растительности минимум, пыльные бури добавляют прелести и без того не слишком гостеприимной местности. Но «корабли» безводных пространств ухитрились приспособиться к этим жестким условиям. Они завели себе вместительные «мешки» для хранения продовольствия, особую «обувь», которая позволяет ходить по пескам, и даже «изменили» состав крови, чтобы справиться с опасностью обезвоживания. Подходит к концу 2024 год, который ООН объявил Международным годом верблюдовых. Самое время оценить уникальные способности этих давнишних друзей человека.
Стратегические запасы
В то время как все прочие млекопитающие при жаре охлаждаются при помощи пота, верблюды будут беречь ценную влагу в организме до последнего. Температура тела этих животных может меняться от 34 °С до 41 °С, при этом они продолжают чувствовать себя вполне комфортно. Только если она поднимается еще выше, потовые железы животных приступают к работе. Обеспечивать теплообмен им, в частности, помогают кровеносные сосуды, которые располагаются достаточно близко к коже.
Почки верблюдов тоже устроены так, чтобы по максимуму удерживать воду в организме, поэтому моча животных крайне концентрирована. Навоз их тоже отличается сухостью. Конечно, хочешь не хочешь, а, гуляя по пустыне, расходовать жидкость все же придется. И «корабль пустыни» способен потерять вплоть до 25% исходной, насыщенной водой, массы тела без критических для себя последствий. И это притом, что большинство других животных погибнут от обезвоживания, лишившись 15–20%.
Секрет кроется в плазме крови. По мере того как не приспособленные к условиям пустыни млекопитающие испаряют жидкость, у них увеличивается вязкость крови, и в конечном счете сердце уже просто не может ее качать. Но хитрые верблюды вырабатывают пот за счет других тканей, до последнего сохраняя плазму в исходном состоянии.
Запасливость этих животных тоже достойна восхищения. Попав на водопой, они способны за 10 минут употребить свыше 100 л воды. Любому другому зверю в подобной ситуации грозит неминуемая смерть — резкий приток жидкости вызовет падение осмотического давления в плазме, что приведет к гибели кровяных клеток. Но эритроциты верблюда не такие, как у остальных. В отличие от «традиционных» вогнутых дисков, характерных для крови прочих животных, верблюды могут похвастаться овальными эритроцитами, форма которых обеспечивает им достаточную прочность, чтобы выносить подобные перепады.
Воду верблюд накапливает буквально во всех тканях — например, в желудке для этого у него есть специальные складки. А погонщики верблюдов, чтобы узнать, не пора ли поить животное, оттягивают кожу у него на шее: если она сразу возвращается к первоначальному виду, все в порядке, а если обвисает — значит, зверю неплохо бы попить.
Запасливость этих животных достойна восхищения. Фото: Полина Кузьменкова, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Добывать еду верблюд тоже умеет, как никто другой. Он благополучно лакомится и верблюжьей колючкой, и саксаулом, и сухими стеблями, в которых на первый взгляд не осталось никаких питательных веществ. Избегать порезов и смело поглощать шипы животному позволяют ороговевшие наросты в полости рта, ориентированные по направлению к глотке, и жесткая кожа губ. Длинный кишечник обеспечивает глубокую ферментацию потребляемой пищи, а микробы-симбионты, обитающие в пищеварительном тракте, позволяют переваривать даже целлюлозу — единственную органику, которой богаты полностью высохшие растения. На случай голода верблюды хранят жировые запасы в своих горбах, которые и расходуют при крайней необходимости.
Надежная защита
Есть у горба и другая функция — он служит верблюжьей спине дополнительной защитой от солнца. Кроме того, животное спасает шерсть — она хорошо отражает солнечные лучи и не пропускает раскаленный воздух к коже. Такую эффективную теплоизоляцию обеспечивает соответствующее расположение густого подшерстка и длинных остевых волос, а также то, что шерстинки внутри полые.
Бактрианам — двугорбым верблюдам — требуется также позаботиться о том, чтобы не замерзнуть. Пустыни и полупустыни Центральной Азии, где они обитают, славятся суровыми зимами, во время которых температура падает на десятки градусов ниже нуля. Шерсть этих верблюдов заметно длиннее и гуще, чем у их одногорбых сородичей, а зимой и вовсе отрастает в среднем до 7 см. А вот теплолюбивые дромадеры отличаются короткой плотной шерстью и более длинными ногами. Они выше ростом, хотя по весу и легче.
Верблюды тоже готовятся к морозам. Фото: Сергей Чебанов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Кстати, длина ног нужна верблюдам вовсе не для красоты — это позволяет держать тело как можно дальше от горячего песка. Впрочем, устав, верблюд благополучно на него ложится, не опасаясь ожогов. Его спасают мозоли, расположенные на суставах ног. Укладываясь на отдых, зверь по-прежнему оставляет некоторое расстояние между телом и пышущей жаром землей, что позволяет ему избегать перегрева.
Ходить по песку и не проваливаться ему тоже помогают мозоли — не зря сам подотряд, к которому относится верблюд, назвали мозоленогими. Широкие двупалые ступни покрыты мягкой плотной мозолью, которая не только спасает от жара, но и, распластываясь, позволяет уверенно держаться на сыпучей поверхности.
Чтобы не дышать лишний раз песком, особенно во время пыльных бурь, верблюд умеет полностью закрывать ноздри. Именно поэтому они отличаются щелеобразной формой, к тому же снабжены особыми клапанами. Плюс ко всему такой механизм помогает сберегать влагу в организме.
Органы чувств играют важную роль при выживании в пустыне. Верблюды способны увидеть хищника за километр и учуять воду по запаху за 40–50 км. Чтобы ничто не мешало полноценно работать этим органам, природа предусмотрела особую защиту. Чтобы песок не забивал уши, их покрывает густая шерсть, а глаза защищает прозрачное третье веко и ресницы такой длины, что позавидует любая красотка.
Если же хищник, например волк, все же подобрался близко, верблюд начнет плеваться — и не от досады или презрения, а для защиты. Никому не понравится, если глаза залепит липкая мокрая масса, которую зверь отрыгивает из желудка. А пока неприятель пытается отчистить морду от неприятной субстанции, на него вполне можно напасть, схватить челюстями и подбросить вверх, а потом навалиться всем телом. Именно так самцы защищают верблюжат.
Претендуя на самку, верблюды для начала устраивают соревнования по плевкам. Победиель сможет претендовать на благосклонность прекрасной дамы, не ввязываясь в опасную драку. Но это удается далеко не всегда — если неподалеку находится самка, готовая к спариванию, верблюды становятся крайне агрессивными и достаточно быстро вступают в битву. На Ближнем Востоке и в Южной Азии верблюжьи бои исторически пользовались большой популярностью. Да и сейчас эта традиция еще не исчерпала себя — в частности, в Эгейском районе Турции с ноября по март проходит порядка 30 фестивалей, посвященных верблюжьим боям.
Борьба за любовь и территорию. Фото: Сынару Ороева, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Пустынный странник
По Сахаре до сих пор путешествуют кочевые племена берберов, которые не мыслят жизни без верблюдов. И, даже переходя к оседлому образу жизни — например, переселяясь в Мерзугу, — они продолжают зарабатывать на хлеб с помощью своих четвероногих соратников. Просто в этом случае они водят караваны с туристами, постепенно копя деньги, чтобы следующее поколение могло открыть свой риад — гостиницу на краю пустыни, где будут жить постояльцы, желающие отправиться туда на верблюдах.
Есть на планете и такие места, куда, кроме как на верблюдах, попросту не добраться, — например, так называемые поющие дюны, пески в пустыне Кумтаг, издающие необычный низкий звук из-за ветра. Теоретически проложить туда дорогу не проблема, но в этом случае потеряется уникальный эффект, так что ездят туда только на экологически чистом «горбатом транспорте». На подступах к достопримечательности даже стоят регулирующие движение «верблюжьи» светофоры.
В 2002 году путешественник Федор Конюхов организовал экспедицию «По следам Великого шелкового пути». Он проехал 1486 км через Астраханскую область, Республику Дагестан, Ставропольский край, Ростовскую и Волгоградскую область, находясь в пути 58 дней. Изначально в составе каравана использовались верблюды и лошади, но по ходу дела выяснилось, что последние с задачей не справляются. В своем путевом дневнике Конюхов отмечал:
«Все идет по плану, мы сейчас движемся вдоль границы Калмыкии и Дагестана. Уже три недели как мы в пути, вошли в ритм. Есть и первые проколы. Выяснилось, что лошади не справляются с темпом экспедиции. Так, например, верблюд (а у нас их 13 в караване) может обходиться сутками без воды, а лошадей необходимо регулярно поить. В "черных песках", которые мы только что прошли, с водой были большие проблемы. Лошади не успевали восстанавливаться после дневного перехода. В итоге нам пришлось отказаться от лошадей и окончательно пересесть на верблюдов».
Наш знаменитый путешественник обратил внимание на еще одну любопытную деталь: верблюд никогда не ходит прямо, а выбирает зигзагообразную траекторию. Таким, между прочим, и являлся маршрут Великого шелкового пути. Считается, что животное каким-то образом чувствует геомагнетизм и ступает, выбирая место с наиболее сильным притяжением земли. Так это или нет — неизвестно, но, по свидетельству Конюхова, местные погонщики считают верблюда неземным животным.
Федор Конюхов, снимок из экспедиции. Фото: Глеб Осипов
В мае 2009 года из Улан-Батора стартовала вторая часть этой экспедиции — из Монголии в Калмыкию. Путешественники выбрали в качестве транспортного средства монгольских верблюдов — самых крупных представителей вида в мире. В 2011 году Федор Конюхов вновь отправился в путь с караваном, на этот раз через Эфиопию. Участники экспедиции шли 40 дней, преодолев 1,2 тыс. км и сумев пересечь одно из самых жарких мест на Земле — Данакильскую пустыню.
А в феврале этого года в ОАЭ завершилась первая в истории российско-арабская экспедиция на верблюдах, прошедшая при поддержке Русского географического общества, Генерального консульства Российской Федерации в Дубае и северных эмиратах и Департамента по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма. На этот раз Конюхов проехал через все семь эмиратов.
«Последний раз я был в караванной экспедиции в Эфиопии и очень рад снова вернуться в пустыню, прикоснуться к традициям и обычаям хозяев этих мест. Путешествие на верблюдах — это путешествие во времени. Величественные песчаные дюны, сухой ветер пустыни, бесконечное звездное небо — все это настраивает на мысли о вечности. С собой я забираю новые впечатления, эскизы к будущим картинам и замыслы о большой экспедиции через весь Аравийской полуостров».
Федор Конюхов
Развитие технического прогресса полностью изменило транспортную систему в мегаполисах. Но у пустыни свои законы. Конечно, внедорожники способны по ней ездить достаточно успешно. Но все же им не сравниться с верблюдами, которые способны сами находить себе топливо, могут при случае защитить хозяина от скорпиона, да и в целом «сконструированы» совершенно удивительным образом, идеально подходящим для странствий по этой суровой местности.
Ольга Ладыгина