Вложить в головы подрастающего поколения необходимые знания — задача не из лёгких. Но стоит заинтересовать учеников, и дело идёт на лад. А что может быть увлекательнее, чем романтика путешествий? Примерно так рассуждал учитель географии Игорь Шидловский, "Учебные экспедиции" которого получили Премию РГО в номинации "Лучший образовательный проект".
История с географией
— Чему именно учатся дети в экспедициях?
— "Учебные экспедиции" отличаются от привычных нам классических экспедиций. По сути, это организованные путешествия школьников в различные географические регионы, в ходе которых они проходят по особым образовательным маршрутам, продолжая изучать различные предметы школьной программы. Основная идея проекта — сделать географию неким центром, вокруг которого строится изучение других предметов. А они, в свою очередь, помогают изучать географию.
Одна из проблем современного образования — каждый из школьных предметов словно существует сам по себе и никак не связан с остальными. В итоге у ребёнка не складывается единый образ мира, что очень плохо, — на планете Земля всё взаимосвязано. Мир един и неделим, а ребёнок это не воспринимает. Нельзя по-настоящему изучить физику без математики, химию без географии, литературу без русского языка. География — дисциплина, которая, как никакая другая, подходит на роль центра, вокруг которого строится изучение других предметов, формируется цельная картина мира.
Премия РГО за Лучший образовательный проект. Фото: Анна Юргенсон
Есть хорошая поговорка: копай в одном месте, и дойдёшь до воды. Моя задача заключалась в том, чтобы создать условия для изучения всего, связанного с местностью, где ученики оказались в экспедиции, будь то Хибины, Камчатка, Алтай, Ростов Великий, Рязань или Калуга.
— Как же получилось состыковать разные школьные предметы?
— Постепенно. Всё началось с походов, в которые я водил детей. Сначала мы ходили в Подмосковье, потом поехали в Карелию, в Крым, на Урал, позже добрались до Камчатки, Байкала, плато Путорана. А путешествия дают множество возможностей для изучения географии. Так я начал придумывать и давать ученикам первые задания.
Подготовка путешествий была увлекательной, но непростой, поскольку точки маршрута нужно было увязать с текущими темами школьной программы. Иногда я давал ученикам задание подготовить какой-нибудь проект, иногда — выполнить определённое исследование. В результате они оказывались в роли учёных, первооткрывателей, а какой ребёнок не любит играть? На самом деле даже обычный выездной урок оживляет страницы учебника, раскрашивая сухие факты живыми эмоциями. Сидеть с тетрадкой в можжевеловой роще, слушая учителя, который объясняет тему урока на фоне горы под шум морских волн, гораздо приятнее, чем в привычном классе, да и окружающие "наглядные пособия" куда внушительнее.
Урок на фоне гор. Фото из архива Игоря Шидловского
Москва-река прорезает множество горных пород, и, гуляя по её берегам, порой можно увидеть на срезе всю историю формирования местности ещё с тех далёких пор, когда на месте мегаполиса высились горы и волновалось море. Одно из заданий, пользующихся у детей успехом, — найти окаменелости, напоминающие о доисторическом море, разливавшемся на этом месте.
На Камчатке мы поднимались на вершину спящего Авачинского вулкана и на месте разбирались, как он устроен. Искали фумарольные выходы сернистых газов, розетки серы и другие характерные проявления протекающих в его недрах процессов.
В Крымских горах разбирались, как от подножия к вершине меняется характер растительности, и таким образом изучали высотную поясность.
Вскоре к географии стали добавляться другие предметы. Отправляясь в путешествие, мы непременно оказываемся в местах, где происходили важные исторические события. Так в наших экспедициях добавилось изучение истории.
Немного истории. Фото из архива Игоря Шидловского
Расписание уроков
— Про историю более-менее понятно, всё же школьные поездки не обходятся без экскурсий. А откуда взялись остальные предметы?
— В какой-то момент я подумал: почему бы не подтянуть и литературу? Ведь великие поэты и писатели черпали вдохновение в определённых географических точках: Сергей Есенин любил Рязанскую область, Лев Толстой — Тульскую. Так почему бы не обсудить на месте их биографию и не разобрать какое-нибудь из произведений?
Где литература — там и русский язык. Ведь изучение языка ведётся на основе различных текстов. И я предложил коллегам-филологам превратить в упражнения записи, на основе которых я вёл экскурсии. Скажем, я приносил учителю русского языка и литературы статью про Хибины, а он убирал оттуда запятые, чтобы ученики, сидя на свежем воздухе с видом на Хибинские горы, могли самостоятельно расставить знаки препинания в нужных местах. А ведь есть ещё и такая вещь, как диалекты. Или топонимика — история возникновения географических названий, которая тоже тесно связана с языком. Через некоторое время я решил, что иностранный язык ничем не хуже, — к текстам на русском добавились материалы, заботливо переведённые учителями английского. Теперь на основе того же материала по Хибинам ученики могли отрабатывать систему времён или тренироваться задавать вопросы.
Задача по математике
В старинных русских городах, служивших форпостами наших земель, до сих пор сохранились древние крепости. Рассматривая фортификационное сооружение в Великом Новгороде или Пскове, можно заодно посчитать, какой толщины и высоты должна быть крепостная стена, чтобы пушки врага не смогли её пробить.
Задача по физике
Петергоф славится фонтанами. При этом в их работе не используется ни одного насоса — можно воочию увидеть, как действует закон сообщающихся сосудов. Чтобы закрепить материал, проведём определённые физические и математические расчёты. Давайте определим, какой диаметр должен быть у трубы, чтобы струя воды поднялась на 15 метров.
— Получается, в экспедициях дети изучают практически всё?
— За годы, что я работаю над проектом "Учебные экспедиции", в него в той или иной степени вошли все школьные учебные предметы. При этом я не гонюсь за количеством предметов. Важнее, насколько они уместны в каждой конкретной поездке. На сегодняшний день я разработал более 50 маршрутов, точнее, алгоритмов путешествия в ту или иную точку. Каждый раз, отправляясь в какой-то регион, я выстраиваю отдельную программу в зависимости от возраста учеников, времени года, тем, которые школьники проходят по программе.
Занятие в Крымских горах. Фото из архива Игоря Шидловского
Недавно я возил детей во Владимир и Суздаль. Мы разобрали ряд тем по географии — во-первых, там оставил свои следы древний ледник, во-вторых, рядом с Владимиром есть уникальный район Ополье, где среди леса вдруг появляются степные просторы чуть ли не с чернозёмными почвами. Конечно же, поговорили об исторических событиях — как-никак Владимир был столицей Северо-Восточной Руси. Вспомнили древнерусскую литературу. И провели занятие по химии, рассматривая фрески Андрея Рублёва. Неожиданно? При изготовлении фресок обычно использовалась смесь песка с гашёной известью. Красками служили натуральные пигменты, разведённые водой. Вот мы и разбирались, как краска взаимодействует с известью, с помощью каких веществ можно добиться того или иного цвета, какие при этом происходят химические процессы.
Проверочная работа
— Как же уложить в голове школьника такое обилие информации?
— Поскольку речь идёт об учебном процессе, важно, чтобы дети могли фиксировать результаты своих наблюдений, исследований, ответы на задачи и прочее. Для этого мы используем в экспедициях рабочие тетради, которые заранее готовим с учителями под каждый маршрут. В тетрадях есть шаблоны, помогающие ученикам вести путевые заметки, а также задания, которые нужно выполнить. Причём адаптированные для работы на ходу — например, тестовые вопросы с несколькими вариантами ответов.
Чтобы справиться с заданием, приходится подумать. Фото из архива Игоря Шидловского
Чем больше органов чувств задействовано в обучении, тем прочнее запоминается новая информация. Использование тетрадей позволяет подключать к зрительной и слуховой памяти моторную — она включается, когда мы что-то пишем. Отлынивать не получится: рабочие тетради оцениваются, в конце путешествия мы обязательно их собираем и проверяем. По каждому предмету, который изучался в экспедиции, ребёнок должен получить отметку, и это серьёзный стимул. Обычно человек что-либо делает по двум причинам. Первая — ему интересно, именно к этому я и стремлюсь. Я убеждён, что интерес — основа обучения. Но, как ни крути, всем угодить невозможно. Тогда в действие вступает второй принцип — человек не может это не сделать. Некоторые дети заполняют рабочие тетради, потому что им интересно, другие — потому что вынуждены, ведь тетради соберут. Результат так или иначе один: ученики вовлекаются в процесс.
— Они даже отметки получают?
— Конечно. По завершении экспедиции каждому участнику торжественно вручается специальный сертификат — даже после часовой прогулки по парку "Сокольники". Красиво оформленный документ удостоверяет, что "такой-то участвовал в учебной экспедиции туда-то и в ходе проведённых исследований показал следующие результаты: география — отлично, физика — хорошо" и т.д. Я предпочитаю ставить оценки не в цифровом формате, а как принято в вузах — "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". На мой взгляд, это правильнее, потому что слова несут определённую эмоциональную нагрузку, которой абстрактные цифры лишены. "Удовлетворительно" не воспринимается как "плохо", в отличие от тройки, это более позитивный вариант. Хотя я стараюсь такие отметки не ставить, при необходимости задаю дополнительные вопросы, чтобы "вытянуть" ученика на более высокий результат. В педагогике есть понятие "ситуация успеха": чтобы ребёнок развивался, он должен почувствовать себя уверенно, а для этого — хорошо справиться с каким-то заданием. Тогда он будет стараться повторить ситуацию успеха и постепенно привыкнет действовать как победитель.
Работа выполнена - есть, чем гордиться. Фото из архива Игоря Шидловского
В конце каждого путешествия я обязательно провожу викторину. Зачастую экспедиции очень насыщены учебным материалом, всё впитать попросту невозможно. Викторина помогает заострить внимание учеников на основополагающих моментах, по которым мы лишний раз проходимся в игровой форме. Вторая цель — определить самых внимательных путешественников. Победители, конечно же, получают грамоты и памятные подарки.
— То есть игра — принципиальная составляющая "Учебных экспедиций"?
— Не игра, а эмоции. Они рождаются в том числе и на викторинах и конкурсах. Знакомясь с родной страной в путешествии, дети начинают ощущать эмоциональную связь с ней. Они проходят образовательный маршрут, попутно освежая в памяти учебники, получая новые знания и проводя исследования. А в процессе проживают всё это и выстраивают для себя внутренний образ страны, в которой они живут, и формируют систему мировоззрения в целом.
Путевые заметки. Псков
Как-то мы говорили об истории у Окольного города, это одна из систем обороны Пскова. В 1581 году в ходе Ливонской войны с поляками у Покровской башни состоялось сражение русских с войском Стефана Батория. Защитники Окольного города сумели не только остановить польского короля, но и повернуть его обратно. Они почти все полегли, но в результате Баторий отказался от планов по завоеванию Руси. Рассказывая об этом, я процитировал слова одного из историков, что "уже только за это русские должны поклониться псковичам". А потом увидел, как девочка подошла к камню с памятной табличкой и поклонилась — настолько глубоко её затронула эта страница истории.
Великий Новгород
Однажды на отвалах археологического раскопа в Великом Новгороде один из моих учеников нашёл монетку XVIII века. Она, конечно, была не из золота или серебра, но это и неважно, — он взял в руки редкость, историческую ценность. Представляете реакцию детей на такую находку? Совсем другие ощущения, чем от чтения учебника. Монетка теперь выставлена у нас в школьном музее.
Любопытно, как меняется восприятие учениками тех преподавателей, которые ездят с ними в "Учебные экспедиции". Учителя, стоящего у доски, они иногда воспринимают достаточно отстранённо. К спутнику в путешествии совсем другое отношение — у него больше возможностей заинтересовать детей, заслужить их уважение, а то и восхищение.
Главное - эмоции. Фото из архива Игоря Шидловского
Чувства, которые рождаются в экспедициях, не менее важны, чем образовательная составляющая. Ведь человек воспринимает мир не только на уровне логики, но и на уровне чувств, эмоций, это для него первично. К сожалению, пока мировая школа построена таким образом, чтобы ребёнок воспринимал мир на уровне фактов. А факты без эмоций мертвы, они мгновенно улетучиваются из памяти. Вот если увязать факты с эмоциями, тогда всё оживает, запоминается, становится частью нашего опыта и совершенно по-другому воспринимается. Именно для этого и служат "Учебные экспедиции".
Премия РГО — это престижная награда в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного наследия России, а также поддержки популяризаторов географической науки и образования. Вручается за выдающиеся экспедиции, новаторские идеи в области просвещения, научно-популярные фильмы, телевизионные, издательские проекты, посвящённые географии, охране природы, этнографии, истории и культуре России.
Беседовала Ольга Ладыгина