Нарядное Поволжье: что может рассказать о статусе человека народный костюм

Нарядное Поволжье: что может рассказать о статусе человека народный костюм Нарядное Поволжье: что может рассказать о статусе человека народный костюм
Рисунки Паули из альбома «Этнографическое описание народов России». Фото: Научный архив РГО

Рисунки Паули из альбома «Этнографическое описание народов России». Фото: Научный архив РГО

Нам сейчас трудно представить, что некогда детали туалета буквально сообщали окружающим полный набор паспортных данных. Проект, посвященный традиционным костюмам народов Казанского Поволжья, наглядно это демонстрирует. Специалисты нескольких команд объездили 45 районов Татарстана, а потом педантично воплотили в жизнь все детали и локальные особенности костюмов семи местных народов. Об информации, зашифрованной в этой непростой одежде, мы расспросили научного руководителя проекта Елену Гущину.

Нательный паспорт

Сам замысел возник у представителей общественной организации — Ассамблеи народов Татарстана. Идея заключалась в том, чтобы наглядно показать, что носили и как выглядели представители крестьянства и купечества в разное время в Казанском Поволжье. К сожалению, далеко не все хранящиеся в музеях коллекции могут похвастаться полнотой подобных комплектов, да и черно-белые фотографии дают не слишком полное представление о том, в чем щеголяли наши предки.

— Во время выступлений фольклорных ансамблей со сцены на нас зачастую смотрят коллективы, одетые в современную интерпретацию народного костюма, — рассуждает Елена Гущина. — И она может быть весьма далекой от того, как реально выглядел костюм того или иного народа. Проблема в том, что до недавнего времени просто не было доступного, наглядного методического материала, на который могли бы опираться художники костюмов. Основной целью проекта стало создание единого многоуровневого методического источника и при этом общедоступного материала, демонстрирующего особенности и многообразие традиционного костюма народов Казанского Поволжья — русских, татар, чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы, башкир в период второй половины XIX — первой половины XX века. Была подготовлена выставка реплик костюмов (45 образов) и изданы два тома каталога с разными локальными вариантами. Сейчас к выставке регулярно обращаются дизайнеры, специалисты, занимающиеся национальными традициями, ученые, студенты разных профильных организаций, широкий круг горожан Казани, Татарстана и туристы. Нам удалось создать надежный источник фактологически правильной доступной информации для широкой публики.

Рисунки Паули из альбома «Этнографическое описание народов России». Фото: Научный архив РГО

Рисунки Паули из альбома «Этнографическое описание народов России». Фото: Научный архив РГО

Сам проект состоял из двух частей. Первая — собственно воссоздание костюмов. Над этой задачей работали научные консультанты, представители национально-культурных объединений и мастера, которые должны были повторить уникальные технологии далеких предков, вручную ткавших, вышивавших, изготавливавших украшения.

Вторая часть проекта была посвящена поиску на местах детальной и достоверной информации, которую предстояло зафиксировать в каталогах. Чтобы получить более полное и широкое представление о том, как наряжались люди народов Поволжья, исследователи отправились в экспедиции по всем местным районам. В разработке маршрута участвовали представители национально-культурных объединений Ассамблеи. В итоге специалистам удалось сфотографировать множество уникальных костюмов, сохранившихся в районных Домах культуры, краеведческих музеях, а то и просто у местных жителей и представить эти предметы в двух томах каталогов с подписью на языках народов Поволжья.

— Это был масштабный проект, и осуществился он благодаря всесторонней поддержке нашего раиса (главы) Республики Татарстан Рустама Минниханова, — отмечает Елена Гущина. — Наша задача заключалась в том, чтобы максимально полно визуализировать то, как разнообразно, красиво и самобытно одевались люди в XIX — начале XX века, показать, как костюм менялся. Найти примеры настоящих аутентичных костюмов и максимально полно представить их локальные варианты, которые порой заметно отличаются. По каждому народу работала отдельная команда, отвечавшая за воссоздание определенного комплекта, — научные консультанты, представители национально-культурных объединений Ассамблеи, мастера. В итоге мы создали 45 точных реплик костюмов местных народов Казанского Поволжья.

Казалось бы, зачем так много и какая, в сущности, разница, повязывать платок или пояс тем или иным способом, если в целом эти детали туалета более-менее похожи? Однако поговорка «встречают по одежке» появилась не на пустом месте. В прежние времена людям было достаточно один раз взглянуть на собеседника, чтобы получить практически полные «паспортные данные»: какая национальность, есть ли у человека семья и дети, каков его социальный статус, финансовое состояние, где именно он живет.

— Каждый костюм — своего рода визитная карточка семьи, народа, страны, — убеждена научный руководитель проекта. — Это язык культуры, который прежде был понятен каждому, с помощью одежды человек рассказывал о себе. У меня в экспедиции как-то был случай, когда я восхитилась сохранившейся от прабабушки рубахой, а в ответ услышала: «Это еще что, она к нам из соседней деревни пришла замуж. А у нас вот как украшали, наши-то покрасивее будут». То есть местные жители по таким деталям видели буквально «адрес прописки». Сейчас такие сведения уже, конечно, остались практически в прошлом, но в семейной истории все еще сохраняются.

«Паспорт» XIX века. Фото предоставлено Ассамблеей и Домом дружбы народов Татарстана

«Паспорт» XIX века. Фото предоставлено Ассамблеей и Домом дружбы народов Татарстана

Помимо смыслов, зашифрованных в костюме, исследователи находили в его деталях и приметы того или иного исторического периода. Так, рассматривая собранные из монеток нагрудные украшения финно-угорских и тюркских женщин, Елена Гущина отмечала «денежки» и екатерининских времен, и николаевских, и ранних советских. Часто среди них встречались медали «мать-героиня» — украшения бережно передавали от поколения к поколению, потихоньку пополняя. И порой в них оказывались скрыты сразу несколько пластов истории.

— Костюм был и духовной, и материальной ценностью, — объясняет Елена Гущина. — В тяжелые годы начала ХХ века, на которые пришлась и Первая мировая война, и революция, и Гражданская война, и голод в Поволжье, и раскулачивание, он порой помогал семьям выжить. В поездке, бывало, мы спрашивали у бабушек на местах, почему у них не осталось в семье костюма, а те отвечали: «На картошку сменяли, мама рассказывала». Дело в том, что на изготовление такой традиционной одежды шло много ткани. И покупали ее самую качественную, самую дорогую, потому что таким образом можно было продемонстрировать достаток семьи. Если не хватало денег на фабричную ткань для целого комплекта, ее брали хотя бы на оборки.

Женский костюм позволял сразу понять, замужем она или нет, а иногда и есть ли у нее дети и даже способна ли она еще рожать или уже перешла в разряд пожилых. При этом мужчины семейное положение так явно в одежде не демонстрировали. Зато их костюм куда раньше женского подвергся влиянию городской среды и моды, ведь многие уезжали в город на заработки.

Влияние городской моды на народные костюмы. Фото: Сергей Шелестов

Влияние городской моды на народные костюмы. Фото: Сергей Шелестов

С особым шиком

— Так в мужском костюме появляются известные по мультфильму «Волшебное кольцо» «пинжаки» с карманами, а также жилеты, брюки, картузы, — улыбается Елена Гущина. — При этом, одеваясь на праздники, непременно использовали элементы традиционной одежды. Например, деревенский щеголь мог под классический костюм-тройку надеть косоворотку с вышитым воротником или кармашком, а вместо ремня затянуть брюки традиционным поясом с вышитыми на нем молитвами — такой невеста дарила жениху.

Женская одежда менялась медленнее, поскольку крестьянки и купчихи не могли так свободно разъезжать, как их мужья, сыновья и братья. Тем не менее влияние моды чувствовалось и здесь — новинки приходили в подарок от близких мужчин, от купцов-коробейников и с богатых ярмарок, где всегда можно было найти какую-то необычную красивую вещь.

— На одной из черно-белых фотографий я видела русскую девушку, которая традиционную налобную повязку дополнила татарским головным украшением ука-чачак, — вспоминает Елена Гущина. — Обычно такое украшение носили татарки с большим вязаным головным убором калфак. Вероятно, девушка увидела его на ярмарке, оно ей понравилось, подошло по форме и стилистике, и она его купила. И это украшение мы встречаем иногда и в марийских, и в удмуртских девичьих головных уборах. Это пример того, как элементы костюма одних народов порой перекочевывали в костюм соседей.

Особое внимание уделяли ткани — покупали самую дорогую и богатую, какую могли себе позволить. Исследователи обнаружили в сохранившихся в деревнях образцах нарядные сочетания с кашемировой тканью, целые костюмы из шелка, а то и из парчи. Правда, последняя была популярна примерно до второй половины XIX века, после чего ей на смену пришел хлопок.

— Это мы считаем ситец простым, а в те времена он был очень популярен, — поясняет руководитель проекта. — Во-первых, хлопок у нас не растет, наши традиционные ткани делали изо льна и конопли. Во-вторых, когда ситценабивные ткани только-только появилась, они сразу очень полюбилась людям. Фабричные ткани предлагали различные варианты расцветок, они позволяли несколько по-другому шить вещи, поскольку были достаточно тонкими. Предметы туалета стали украшать рюшами, оборками и тому подобными деталями. Если в семье была машинка Zinger, этот факт тоже непременно надо было показать — так в отделке появилась машинная узорная строчка. Все это определяло статус человека, ведь основная задача костюма именно в том, чтобы продемонстрировать статус.

Особое внимание уделялось качеству материалов. Фото: Сергей Шелестов

Особое внимание уделялось качеству материалов. Фото: Сергей Шелестов

При этом в целом традиционный костюм был не слишком подвержен изменениям. Из поколения в поколение передавали традиционные способы повязывать платки и пояса, особенности пошива элементов одежды, орнамент вышивки. Последний берет истоки еще в далеком язычестве, когда подобный декор был призван защищать человека от враждебных духов. С появлением христианства узоры перестали играть такую роль, но понимание о том, что они означают, люди продолжали хранить.

— Девочки учились вышивать у своих матерей и бабушек, — рассказывает Елена Гущина. — И те зачастую поясняли им, где имеется в виду солнце, где звезда, а где засеянное поле, которое дает всходы. Мы можем предполагать, что большинству это было понятно, поскольку исследователи конца XIX и начала ХХ веков, собиравшие этнографические данные, подробно описывали значения местных орнаментов.

Все эти детали специалисты, работавшие над проектом, тщательно воплотили в созданных ими репликах, которые можно увидеть не только на выставке в Казанском кремле, но и в каталоге — его два тома доступны для скачивания на сайте Ассамблеи и Дома дружбы народов Татарстана.

Наглядное пособие

Костюмы, созданные в рамках проекта, демонстрируют в выставочных залах Казанского кремля совершенно бесплатно, часть коллекции сейчас экспонируется в музее Дома дружбы народов Татарстана. Там регулярно проходят уроки дружбы и согласия для школьников, и реплики костюмов позволяют их разнообразить, сделав особенно увлекательными.

Специалисты кремля на основе коллекции разработали особую программу, они проводят тематические экскурсии и мастер-классы. Порой посетители выражают претензии: «У нас так не ходили, у вас тут рубаха из пестряди и белый халат, а у нас носили пестрядь с тканями подходящей расцветки». Впрочем, стоит задать вопрос, где именно так ходили, и становится понятна разница локальных традиций — даже в рамках одного народа местные костюмы порой заметно отличались. Так люди начинают глубже понимать значение костюма и количество зашитых в него смыслов.

— Этот проект максимально расширяет границы, — убеждена Елена Гущина. — А еще он объединил исследователей и мастеров всего Приволжского федерального округа. Например, удмуртские костюмы изготавливались мастерами в Ижевске, чувашские костюмы частично шили в Чувашии, то же касается и башкирских, мордовских, марийских костюмов, которые создавали наши коллеги и партнеры в регионах. В этом проекте чувствуется огромная любовь всех сопричастных к традиционной культуре, своему народу, стране.

Работа в экспедиции. Фото предоставлено Ассамблеей и Домом дружбы народов Татарстана

Работа в экспедиции. Фото предоставлено Ассамблеей и Домом дружбы народов Татарстана

Вроде бы дело сделано — выставка и каталог пользуются популярностью не только у гостей Татарстана и Казани, но и у самих горожан, которые иногда посещают выставку по несколько раз. Специалисты, которые шьют костюмы для народных ансамблей, наконец получили наглядное пособие, которое помогает им выполнить свою задачу с максимальной точностью. Практическая направленность проекта полностью оправдала себя, но на этом дело не заканчивается. Как сам этот проект стал естественным продолжением проекта «Русские коллекции в музеях Татарстана», так из него сейчас вырастает следующий, посвященный исследованиям, связанным с различными народами. Впрочем, пока он еще в разработке, так что о деталях говорить рано.

— У нас есть планы, связанные с расширением проекта, надеемся, нам удастся их реализовать, — улыбается Елена Гущина. — Признание нашей работы воодушевляет и дает крылья для дальнейших свершений. В частности, поэтому большое значение для нас имеет тот факт, что наш проект вышел в финал Премии РГО в номинации «Лучший историко-культурный проект». Эта поддержка профессионального сообщества служит источником вдохновения и дает понять, что мы находимся на верной дороге, по которой стоит идти и дальше.

Ольга Ладыгина

36 просмотров