Наша планета — это научный корабль: как Калининград стал центром по изучению Мирового океана

Вид на новый корпус музея и набережную исторического флота. Фото: Андрей Белавин, участник конкурса РГО

Вид на новый корпус музея и набережную исторического флота. Фото: Андрей Белавин, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Наша планета — это научный корабль: как Калининград стал центром по изучению Мирового океана Наша планета — это научный корабль: как Калининград стал центром по изучению Мирового океана

В научном мире есть расхожее мнение о том, что глубины Мирового океана изучены хуже, чем обратная сторона Луны. Доля правды в этом есть: по разным данным, эту часть нашей планеты удалось исследовать не более чем на 5%. Однако те знания, что у нас уже есть, поистине колоссальны. Океан изучают не только с воды, земли или воздуха, но и из космоса. Всем этим процессам посвящены экспозиции первого и единственного в России комплексного Музея-заповедника «Музея Мирового океана» в Калининграде.

Генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк. Фото: Музей Мирового океана

Генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк. Фото: Музей Мирового океана

В коллекции музея 15 объектов, в каждом из которых своя уникальная экспозиция, в той или иной степени посвященная морю. Главная их привлекательность в том, что большинство научных, этнографических, военно-морских коллекций располагаются в исторических локациях — на бортах кораблей, в складах старого порта, а также в стенах фортификационных сооружений, бастионов, немецкого маяка середины XIX века.

Как в городе, далеком от берега океана, на небольшой судоходной реке вырос научно-исследовательский музей, рассказывающий о Мировом океане и роли человека в его изучении?

Об этом специально ко Всемирному дню туризма рассказал кандидат исторических наук, генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк.

Начать погружение в мир океанологии и познакомиться с главными научными объектами Российской Балтики можно в путешествии-открытии с РГО по Калининградской области.

— Музей Мирового океана — один из главных географических музеев нашей страны. Для нас нет важнее наук, чем география и история: первая изучает пространство, а вторая — время. В объединении этих измерений, о котором говорил еще Иммануил Кант, и работает музей. Наша миссия — рассказывать про географию всей планеты, про историю страны и людей, которые ее создают, воодушевлять молодых специалистов находить себя в морских профессиях, науке и производстве. Символично, что именно в нашем музее базируется региональное отделение Русского географического общества, председателем которого является основатель музея Светлана Сивкова.

Музей Мирового океана сегодня

Все началось с «Витязя»

Научный музей, посвященный исследованию океана, должен начинаться с чего-то простого, например с исследовательского судна. Так и вышло: новый музей в Калининграде не просто включил корабль в свою экспозицию, но и стал причиной его возвращения из небытия. Свою последнюю экспедицию научно-исследовательское судно «Витязь» завершило в Калининграде еще в 1979 году. Более 10 лет оно приходило в упадок у одного из причалов недалеко от города, и все это время решалась его судьба.

Белоснежный борт научно-исследовательского судна «Витязь». Фото: Музей Мирового океана

Белоснежный борт научно-исследовательского судна «Витязь». Фото: Музей Мирового океана

Весной 1990 года полуразрушенное судно было решено превратить в маринистический исследовательский музей. За проект взялась Светлана Сивкова. С ее подачи легендарный «Витязь» стал началом первого и единственного в стране комплексного морского музея-заповедника. Светлана Сивкова руководила проектом без малого 35 лет, и сегодня она — президент музея. Под ее руководством на палубу «Витязя» и других исторических судов снова поднялись люди, на этот раз — туристы.

— В нашей стране много интересных и красивых музеев, но в основном они посвящены какой-то конкретной теме, — пояснил Денис Миронюк. — Музей Мирового океана был задуман и создавался как проект, который бы рассказывал не только об исследовании океана, но и обо всем том, что его окружает. В этом его сила и притягательность. Нигде в мире, пожалуй, нет такой набережной исторического флота, на которой ошвартованы военно-морские, рыболовные, научно-исследовательские, космические суда и даже плавучий маяк. И все это функционирует в формате прогулочной набережной, где можно узнать об истории и природе Мирового океана.

Экспозиция на борту «Витязя». Фото: Евгений Моргунов

Экспозиция на борту «Витязя». Фото: Евгений Моргунов

В этом году роскошный белоснежный корабль отметил свой 85-летний юбилей. Сложно представить, но «Витязь» —немецкое трофейное судно, впервые спущенное на воду еще до Второй мировой, в августе 1939 года. За свою полную приключений жизнь он принадлежал трем странам: Германии, Великобритании и СССР, где стал флагманом экспедиционного флота.

На счету «Витязя» 65 исследовательских рейсов по Тихому, Индийскому, Атлантическому океанам. На его палубах располагалось 12 научных лабораторий, где постоянно совершались новые открытия. За 30 лет учеными было найдено более тысячи новых видов животных и растений, закрашено множество белых пятен на подводных картах Мирового океана. А результаты исследований одного из рейсов стали фундаментом для образования новой отрасли науки — синоптической океанологии.

Звездный час в карьере «Витязя» пришелся на 1957 год: во время 25-го рейса группа ученых с борта корабля впервые измерила максимальную глубину Марианского желоба — 11 022 м. Попытки установить верный размер проводились с конца XIX века — именно тогда британцы открыли самое глубокое место на планете. Однако уточнить его удалось именно советским ученым. Кстати, в 2020 году уже другое судно — необитаемое и подводное, названное в честь «Витязя», — совершило погружение на дно Марианской впадины. Это событие также стало новым рекордом — впервые подводный аппарат действовал в автономном режиме на предельных глубинах Мирового океана.

На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые из 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. На его борту побывали многие легенды мира науки, например Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.

— Внутри каждого судна, ошвартованного на набережной, находится своя тематическая экспозиция, где можно увидеть, на чем погружались в глубины Мирового океана, как развивалась наука и техника, в каких условиях моряки работали раньше и продолжают работать сегодня. Наш музей в первую очередь — это история людей: ученых, первооткрывателей, путешественников, исследователей, которые и сформировали его атмосферу. За один день все объекты музея не обойти, но мы дарим людям возможность возвращаться сюда снова и снова. Я сам продолжаю каждый день открывать для себя что-то новое.

Сегодня взойти на палубу судна может каждый: пройтись по лабораториям, посмотреть на приборы и уникальное оборудование и даже спуститься в машинное отделение и увидеть железное сердце «Витязя». А еще здесь можно узнать все об увлекательных судьбах ученых-витязян и самому стать свидетелем воссозданных с помощью мультимедиа процессов, которые происходят на дне океана. Истинные поклонники океанографии наверняка захотят провести ночь в одной из гостевых кают корабля.

— Калининград — это город рыбаков и моряков, гражданских и военных. После Великой Отечественной именно они восстанавливали область, поэтому для нас музей — еще и возможность рассказать о Калининграде как о морском городе, о самых западных морских воротах нашей страны. Поэтому у нас в самом центре города стоят большие корабли океанического класса, которые являются настоящим морским наследием, и их даже больше, чем в Петербурге.

Планета Океан

Исторические локации Музея Мирового океана отлично сочетаются с современными технологиями. Яркий пример — один из новых экспозиционных корпусов «Планета Океан», который уже стал визуальной доминантой исторического центра города. Гигантская стеклянная сфера, в оформлении которой использовались снимки из космоса, находится на финальной стадии строительства. Открыть двери для широкой публики планируют весной следующего года, юбилейного для музея.

Внутри будут несколько тематических ярусов с различными интерактивными лабораториями — воды, воздуха, космоса и даже красоты, — где будет рассказываться обо всех процессах, влияющих на организм человека. На самом верху, под куполом, разместится маринистическая библиотека с прозрачной крышей и панорамной смотровой площадкой, откуда открывается вид на город.

Вид на новый корпус с воды. Фото: Музей Мирового океана

Вид на новый корпус с воды. Фото: Музей Мирового океана

— Ключевая идея этого экспозиционного корпуса — рассказать, что наша планета — большой научный корабль со всеми его составляющими. Внутри будет не просто музей, а настоящий эксплораториум — место, где при помощи интерактивных экспонатов можно будет познакомиться с физическими процессами, которые происходят на планете.

Новый технологичный центр станет большой интерактивной площадкой, охватывающей все сферы науки. Пройдя через множество лабораторий (морские аквариумы, кинопланетарий, обсерваторию), побывав под водой и в космосе, гости смогут вживую увидеть, чем живет и дышит Земля.

— По нашим подсчетам, к декабрю мы доберемся до планки в 2 млн посетителей за год. А если учесть, что в год количество туристов, отдыхающих в Калининграде, также составляет около 2 млн человек, можно предположить, что практически каждый гость нашего города побывал и у нас. 

Парк под водой

Один из новых объектов музея — подводный парк «Янтарный», открытый в прошлом году при грантовой поддержке РГО. Уникальная для нашей страны концепция проекта успешно реализуется в других странах, и теперь такой подводный парк есть и в России. Локация была выбрана не случайно: озеро Синявинское, где организован парк, — бывший карьер, где еще в прошлом веке велась активная разработка янтаря. Находится он неподалеку от поселка Янтарный, известного своими морскими пляжами с голубым флагом.

На подводном маршруте. Фото: Музей Мирового океана

На подводном маршруте. Фото: Музей Мирового океана

По дну карьера проложен подводный маршрут. На глубине от 11 до 21 м расположены объекты, использовавшиеся при добыче драгоценного камня: различные детали экскаваторов, бульдозеров, насосов. «Янтарный» оборудован инфраструктурой для подводного туризма: необходимое оборудование можно арендовать на месте, а инструкторы проведут обучение для тех, кто не имеет опыта погружений.

— Ежегодно 5 мая Музей Мирового океана активно участвует в организации профессионального праздника — Дня водолаза. Традиционно он проходит на Синявинском озере, там и решено было заложить подводный парк. Тематический маршрут проложен с определенной последовательностью — все предметы, которые мы погрузили на дно, не просто участвовали в добыче янтаря, но и демонстрируют весь процесс работы от и до.

Подводная наука

Еще один из новых объектов музея — выставочный комплекс в здании бывшей Кенигсбергской янтарной мануфактуры. Часть пространства отдана под реставрационные мастерские научных фондов, часть — под выставку предметов морской археологии, артефактов, поднятых со дна Балтики. Среди них остатки судов, украшения, предметы походного быта, макеты кораблей.

Экспозиция в здании бывшей Кенигсбергской янтарной мануфактуры. Фото: Музей Мирового океана

Экспозиция в здании бывшей Кенигсбергской янтарной мануфактуры. Фото: Музей Мирового океана

— Исследования, которые проводятся на морском дне, зачастую прекрасно характеризуют ту или иную историческую эпоху. А для нас, как для музея океана, это первоочередная задача. Мы также участвуем в крупных поисковых экспедициях. Например, Музей Мирового океана был одним из организаторов проекта по поиску советской подлодки С-4, затонувшей во время Великой Отечественной недалеко от калининградского побережья.

Помимо выставок в планах музея создать на Синявинском озере научный полигон по подготовке подводных археологов. Сертифицированных практикующих специалистов в этой области в стране немного, и практически никто не занимается их подготовкой. Для этих задач прекрасно подойдет подводный парк «Янтарный». Там молодые профессионалы смогут отрабатывать навыки погружений, работы под водой, поиска предметов и их описания, а затем организовывать археологические экспедиции в открытом море, чтобы искать новые экспонаты для музея.

Морской фестиваль «Водная ассамблея» на набережной исторического флота Музея Мирового океана в этом году было посвящено юбилейным датам «Витязя»: 85-летию спуска на воду, 75 лет выхода в первый научный рейс, 45 лет возвращения из последнего рейса и 30-летию швартовки у музейного причала. Фото: Музей Мирового океана

Морской фестиваль «Водная ассамблея» на набережной исторического флота Музея Мирового океана в этом году было посвящено юбилейным датам «Витязя»: 85-летию спуска на воду, 75 лет выхода в первый научный рейс, 45 лет возвращения из последнего рейса и 30-летию швартовки у музейного причала. Фото: Музей Мирового океана

Путь к океану

Денис Миронюк активно участвует в разработке и создании новых музейных объектов и инфраструктуры. Фото из личного архива

Денис Миронюк активно участвует в разработке и создании новых музейных объектов и инфраструктуры. Фото из личного архива

Сейчас сотрудники музея активно занимаются еще одним новым объектом — береговой батареей XIX века «Бастион Литва». Это фортификационные укрепления с историческим причалом на берегу реки.

Экспозиция «Был бы флот, а гавани найдутся» станет одним из проектов в рамках Ассамблеи петровских музеев России. Хронология развития судостроения с инженерно-техническими деталями будет дополнена коллекцией исторического флота из музейных фондов — более 30 лодок различных народов мира.

Здесь будут проходить туристические водные маршруты музея вдоль набережной Исторического Флота. Через бастион проложен и многодневный шлюпочный поход «Путь к океану» по рекам Преголе и Дейме до Куршского залива. Там находится еще один объект музея — старый маяк в поселке Заливино. Такие многодневные экспедиции — прекрасный практикум для юных участников, которые хотят поступать в морские вузы.

— За время работы в музее мне удалось поучаствовать не только в наших морских и речных походах, но и в экспедиции на научном судне «Академик Иоффе». Этот корабль на пути из Петербурга в Калининград осуществлял исследовательскую работу — ученые измеряли влияние течений Атлантики на Балтийское море. Мне посчастливилось окунуться в сам научный процесс и прочувствовать, что такое океанографическая экспедиция и как выполняются задачи в море.

Каркас реплики ботика Петра I на верфи в Карелии. Фото: Денис Миронюк

Каркас реплики ботика Петра I на верфи в Карелии. Фото: Денис Миронюк

Прямо сейчас на судоверфи «Варяг» в Петрозаводске по заказу Музея Мирового океана строят реплику знаменитого ботика Петра I — дубовой весельной шлюпки потешной флотилии на Плещеевом озере. Ботик планируют спустить на воду в следующем году — он станет активным участником речных походов и морских фестивалей, как и остальные лодки из фондохранилища. Это еще один факт, которым гордится Музей Мирового океана, — все его суда остаются на плаву.

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Проекты РГО
17 октября 2024
Дуэт природы и истории: РГО открывает экотропу на Куликовом поле
Маршрут длиной 5 км познакомит с богатым животным и растительным миром региона
Подробнее
03 октября 2024
Наука путешествий: в День туризма РГО приняло участие в Международном студенческом конгрессе
Эксперты обсудили будущее индустрии гостеприимства
Подробнее
03 октября 2024
РГО приняло участие в фестивале геобрендов «Земля открытий» с номинацией «Экспедиция отправляется в путь»
Победителями стали 15 проектов маршрутов по разным регионам России
Подробнее
27 сентября 2024
Во Всемирный день туризма РГО открывает экскурсии по Штаб-квартире в Москве
Вас ждет погружение в мир географических наук
Подробнее
19 сентября 2024
Не все то золото: как Кострома стала ювелирной столицей России
Подробнее
09 августа 2024
Познать Кавказ: в Северной Осетии завершился туристический конгресс РГО
Участников поздравил глава республики Сергей Меняйло
Подробнее
02 августа 2024
Вселенная в миниатюре: 10 самых живописных мест Дагестана
Подробнее
01 августа 2024
Этюды русской души: семь причин исследовать Изборско-Мальскую долину
Подробнее
Показать еще Загрузка